Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй». Выставка проходит в год 230-летия Федоскинского промысла, который занимает особое место в истории русского декоративно-прикладного искусства и становится важной частью выставки.
Мы поговорили с директором музея «Новый Иерусалим» Анной Антипенко:
Почему лаковая живопись стала культурным кодом для России? Откуда она пришла — с Востока?
«Да, лаковая миниатюра приходит из Китая, и ещё в древнейшие времена, в начале нашей эры, это искусство проникает и в Корею, и в Японию, и в страны Индокитая. В XVI веке благодаря голландским купцам лаковая миниатюра вышла на европейский рынок. И первое, чем завоевала популярность и спрос, — свойствами материала. Красота, эстетика и практичность: эти произведения выдерживали воду, кислоты, жиры, а с изделиями ничего не происходило.
Уже в XVII веке начинается её проникновение в Россию, но прочное освоение этих традиций произошло в XVIII веке — в селе Федоскино. Центр, где благодаря Петру Коробову, а потом династии Лукутиных, началось производство и изучение особенностей лаковой миниатюры».
В чём уникальность Федоскино?
«Произведения быстро завоевали внимание и любовь среди потребителей за свои эстетические качества. Именно на нашей, отечественной почве лаковая миниатюра приобрела национальные черты, что особенно свойственно федоскинской школе, так как её мастера использовали традиции русской реалистической живописи и начинали с «переноса» картин русских художников. Это и вызывало большой интерес и спрос. Помимо реалистической живописи, через которую федоскинские мастера отражали быт русского народа, традиции, сказания, изделия — табакерки, чайницы, солонки, шкатулки — украшались и металлом, и красивым узором.
Федоскинская школа завоевала большое признание. И в XIX веке мастера этой школы участвовали в больших международных и отечественных выставках и ярмарках, а в 1828 году получили право изображения на изделиях государственного герба, что говорило о большом доверии со стороны государства. Такой знак качества повлиял на распространение искусства лаковой миниатюры.
После революции традицию подхватили палехские, мстерские, холуйские мастера, которые происходили из иконописных мастерских. На выставке «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» мы видим рядом произведения федоскинских мастеров и, например, палехских, и влияние иконописного письма становится очевидно».
Какой диалог со зрителем сегодня должен выстраивать музей, если хочет идти в ногу со временем?
«Для нас, как регионального музея, на дорогу в который посетитель должен потратить полтора-два часа, — впечатление — это самое важное, над чем мы работаем. В нашей программе мы исходим из позиции комплексного представления искусства и культуры. Мы имеем свой акустический концертный зал, готовим специальные музыкальные проекты. Гость, приезжая к нам, знакомясь с творчеством художника, может ещё и прослушать вживую музыку этого периода. Музыкальный контекст расширяет представление о том времени, в котором жил художник. То есть, приезжая в музей «Новый Иерусалим», человек может посвятить весь день погружению в разные виды искусства, а также перекусить и зайти в музейный магазин. И, конечно, — в Ново-Иерусалимский монастырь».
То есть с главной достопримечательностью Истры — Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырём вы не конкуренты, как культурные институции?
«Нет, конечно. Мне кажется, неуместно говорить о соперничестве и конкуренции: разные аудитории и темы. Человеческая природа требует не только живописного ряда, но и духовной подпитки. Поэтому в нашей работе мы нацелены на синтез. И даже наш музыкальный фестиваль «Лето. Музыка. Музей» под открытым небом тоже в своей основе имеет идею синтеза искусств, куда входит и потрясающий пейзаж вокруг музея, где доминанта — архитектурный памятник, объект культурного наследия — наш монастырь. Всё это даёт комплексное впечатление и возможность вдохновиться».
Постоянные экспозиции музея тоже тесно связаны с русским церковным искусством. Как сегодня подавать религиозную тему в светском пространстве выставочного зала?
«Историческая часть и сердце нашей коллекции — как раз предметы, связанные с историей и культурой Ново-Иерусалимского монастыря, русской Палестины. Это память места, в котором мы живём и работаем. На данной экспозиции мы рассказываем о личности патриарха Никона, строительстве монастыря в середине XVII века и его развитии, потому что в то время монастырь был центром не только религиозным, но и культурным, и даже градообразующим. В выставочной линии мы всегда показываем церковное искусство, которое хранится в фондах музея.
И как раз в конце декабря будем открывать выставку «Образы Спасителя и Креста Господня в иконе, скульптуре, медном литье и эмалях» с участием предметов из собрания музея «Новый Иерусалим» и частных коллекционеров. Для музея тема церковного искусства является неотъемлемой частью культурного наследия».
Фото: Арман Тадевосян / пресс-служба Музея «Новый Иерусалим»

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев