Предыдущая публикация
Группа «Все тайны Мира»Борис Вовченко

Группа «Все тайны Мира»

22 июн 2016предложил 
Борис Вовченко

Город Овруч.

Житомирская обл. Украина

Город Овруч. - 835907733289
О́вруч (укр. Овруч) — известный с глубокой древности город на Украине, административный центр Овручского района в Житомирской области. Расположен на реке Норин (бассейн Припяти). Железнодорожный узел (линии на Коростень, Калинковичи, Янов, Белокоровичи). В честь города назван астероид (221073) Овруч.
Город Овруч. - 835907753257
Впервые упомянут в «Повести временных лет» под 977 годом как древлянский город Вручий в связи с гибелью под его стенами князя Олега Святославича — сына Святослава Игоревича. Олег погиб в результате борьбы с братом Ярополком за киевский престол (упал на колья, размещённые в оборонительном рву). Был похоронен в городе, но потом его тело перевезли в Киев. Сейчас в Овруче стоит памятник князю Олегу. В XII—XIII веках Овруч наряду с Белгородом и Вышгородом был одним из основных удельных центров Киевской земли, выделялся великим князем киевским его младшим родственникам в качестве части в Русской земле, в основном управлялся князьями смоленской ветви Рюриковичей. Овруч был центром ремесленного производства, связанного с шиферным промыслом в его окрестностях. Овручские шиферные пряслица в XI — начале XIII века имели широкий рынок сбыта в русских княжествах, а также в Польше, в Волжско-Камской Булгарии и Херсонесе. Овруч подвергся монгольскому нашествию, затем управлялся золотоордынскими баскаками, в 1362 году вместе с другими южнорусскими землями вошёл в состав Великого княжества Литовского. Перечислен в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» (конец XIV века). В 1641 году город получил магдебургское право. По условиям польско-литовской унии 1569 года перешёл в состав Польши. Со второго раздела Речи Посполитой (1793) в составе Российской империи. В 1897 году в городе жили 7 393 человека, в том числе евреи — 3 441, украинцы — 3 119, русские — 649, поляки — 152. В 1911 году Овруч посетил Николай II.
Город Овруч. - 835907776809
В городе работает историко-краеведческий музей. На месте Овручского замка стоит Спасо-Преображенский собор. Из домонгольских памятников сохранилась церковь Василия конца XII века. Она приписывается зодчему Петру Милонегу; реставрирована в 1907-09 годах архитектором А. В. Щусевым. Это кирпичный 4-столпный крестово-купольный храм с 2 круглыми в плане башнями, примыкающими к западному фасаду. Овручский замок
Город Овруч. - 835907832873
Овруч (Вручий), как город-крепость на левом берегу реки Норин, притоке Припяти впервые упоминается летописью под 977 годом в связи с гибелью князя Олега Святославича: «В год 6483 (975). Однажды Свенельдич, именем Лют, вышел из Киева на охоту и гнал зверя в лесу. И увидел его Олег, и спросил своих: "Кто это?". И ответили ему: "Свенельдич". И, напав, убил его Олег, так как и сам охотился там же, И поднялась оттого ненависть между Ярополком и Олегом, и постоянно подговаривал Свенельд Ярополка, стремясь отомстить за сына своего: "Пойди на своего брата и захвати волость его". В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю. И вышел против него Олег, и исполчились обе стороны. И в начавшейся битве победил Ярополк Олега. Олег же со своими воинами побежал в город, называемый Овруч, а через ров к городским воротам был перекинут мост, и люди, теснясь на нем, сталкивали друг друга вниз. И столкнули Олега с моста в ров. Много людей падало, и кони давили людей, Ярополк, войдя в город Олегов, захватил власть и послал искать своего брата, и искали его, но не нашли. И сказал один древлянин: "Видел я, как вчера спихнули его с моста". И послал Ярополк найти брата, и вытаскивали трупы изо рва с утра и до полдня, и нашли Олега под трупами; вынесли его и положили на ковре. И пришел Ярополк, плакал над ним и сказал Свенельду: "Смотри, этого ты и хотел!". И похоронили Олега в поле у города Овруча, и есть могила его у Овруча и до сего времени.»[2] Прояснить все происходившее может цитата из «Истории ...» С.М.Соловьева: «... мы не должны упускать из виду возраста детей Святославовых: Ярополку было не более 11 лет [при смерти Святослава], следовательно, при нем должен был находиться воспитатель; кто был этот воспитатель, в каком отношении был к нему Свенельд и как получил важное значение - об этом летописец ничего не знает. Мы не должны только забывать, что Ярополк был малолетен, следовательно, действовал под чужим влиянием. Единственным событием Ярополкова княжения, внесенным в летопись, была усобица между сыновьями Святослава. Мы знаем, что охота после войны была господствующею страстью средневековых варваров: везде князья представляли себе касательно охоты большие права, жестоко наказывая за их нарушение. Это служит достаточным объяснением происшествия, рассказанного нашим летописцем <...> Зачем предание связывает части действия так, что Олег убивает Люта тогда, когда узнает в нем сына Свенельдова? Если бы Олег простил Люту его дерзость, узнав, что он сын Свенельда - знаменитого боярина старшего брата, боярина отцовского и дедовского, тогда дело было бы ясно; но летописец говорит, что Олег убил Люта, именно узнавши, что он сын Свенельда; при этом вспомним, что древлянскому князю было не более 13 лет! Следовательно, воля его была подчинена влиянию других, влиянию какого-нибудь сильного боярина вроде Свенельда.»[3] Некоторые исследователи предполагают, что в X веке Овруч заменил бывшую древлянскую столицу Искоростень, сожжённую княгиней Ольгой в 945 году.[4] На высокой замковой горе находился княжеский замок с жилищем князя (теремом), внизу селение, с одной стороны, защищённые глубоким рвом и земляным валом, а с другой — природным препятствием: речкой Норинь и непроходимыми болотами. При Рюрике Ростиславиче Овруч превратился в вотчину древлянских (овручских) князей и замок-городище (были построены вокруг города и замка новые деревянные укрепления).[5]«Добре відоме планування стародавнього Вручая (Овруч), який з середини XII ст. був центром феодальних володінь князя Рюрика Ростиславича — типове, середнє за розмірами місто, з міцним князівським замком і досить великим посадом (близько 28 га), укріпленим стінами з дерев'яних городень і земляними валами.» [6] В замке находился княжеский «красный двор», где иногда живет подолгу сам князь, но чаще всего - посадник; здесь князья заводят своё хозяйство, содержат склады всякого «добра»: кож и мехов, металлических изделий, меда и воска, хлеба, вина и всяких других пищевых продуктов. В замок стекались дань и военная добыча, поборы и штрафы, товары и рабы, здесь была «вся жизнь» князей. Вокруг него возникали княжие села и слободы, и деревни сельских общинников постепенно втягивались в княжеское хозяйство. Всюду появлялась княжеская администрация, ставившая затесы на дубах и соснах, прокладывавшая межи, устанавливавшая всякого рода «знамения», строго преследовавшая за «перетес», каравшая всякого, кто «межу переорет» (т. е. перепашет), пускавшая на некогда общинные выгоны стада скота с княжим «пятном». На землях вокруг замка появлялись княжеские охотничьи угодья, пашни, тут и там трудились княжеские холопы и смерды, ремесленники и рядовичи, хозяйничали огнищане и конюхи, тиуны и посельские.[7] Вокруг замка жили дружинники — соратники князя по былым войнам и походам. Они были правой рукой князя. Из их среды выходит и княжеская администрация (посадники, даньщики, вирники, мечники и др.) и вотчинные слуги - огнищане, тиуны, старосты.[8] Всех их «кормит» сельский люд, данники князя; в их пользу поступают некоторые поборы, с ними делится своими доходами князь, многие из них живут с князем под одной крышей и сидят на княжеских пирах за одним столом с ним. Но постепенно все большее и большее значение приобретают земля и доходы с неё. Теперь не дани с земли, а сама земля с сидящим на ней людом начинает представлять ценность в глазах дружинника. И вчерашний воин, мечтавший о военной добыче и грабеже, о ложках, выкованных из серебра, добытого князем в результате успешной войны, превращается в землевладельца.[9] Из среды дружинников в будущем появится, так называемая, овручская околичная шляхта. В 1240 году орды Батыя опустошили Овруч и разрушили замок. Со временем был отстроен, став одним из форпостов Киевского княжества, которое находилось в зависимости от Золотой Орды. В начале XIV века в состав Киевского княжества вошли Посемье и Переяславль[10], в уделах, в том числе и в Овручском, утвердились путивльские Ольговичи. Однако от них сохранились только смутные упоминания в синодиках. Судя по всему, они были вассалами галицко-волынских князей[11], расширивших юго-восточные границы своего влияния после падения в 1300 году улуса Ногая[10]. В начале 1320-х годов Гедимин взял приступом Овручский замок и разрушил его. В 1362 году Овруч, как и другие южнорусские княжества, оказался под непосредственной властью Великого княжества Литовского. Замок был восстановлен, но в 1399 году Едигей — военачальник Тамерлана, разбив при реке Ворскле Витовта, опустошил и Овручский замок. В 1506 году замок опять подвергся татарскому набегу, был разрушен и позже в 1522 году отстроен. В Люстрации города Овруча 1519 года замок и острог выглядят следующим образом: «Место Овручъ лежачее собою наде Вручаемъ речкою, а отъ другои стороны река Норына, которая притекла под замокъ якобы на стрелбы... з шарпетины надъ великомъ болотомъ, валомъ глубокимъ и острогомъ со сторонъ трохъ;... 3 брамъ воротныхъ — 4, деи баштъ — 6, а три вежи великие замковые ку стрелбе велми добрые боронити всего места. На горы великои дворъ его королевской милости, палями дубовыми и деи сосновыми воколо оставленыи; на томже месте потаиники деи на горе тоиже, шарпатини, гаковници и всяка бронь огниста замкова з кулями и порохомъ находятся... ку обороне. На другои стороне ровы; также на высокои гори стоитъ каменая церковъ Василевска; кажутъ люде старые, була колысь золотоверха, но деи отъ непамятныхъ литъ неприятелями огнемъ спалена и совсимъ зопсована и розбита; в симъ великомъ ест мо (?) болши церквей, деи... сыи некоторые... Домовъ всехъ в Овручи з князячими и панскими 500 деи и много к тому...» Наиболее укреплённым сооружением Овручский замок стал при старосте Иосифе Михайловиче Халецком. Сохранилось детальное описание замка за 1545 год: «Замок овруцкий од пана Есифа Халецкого, справою его, дерева соснового, людьми господарскими, мещаны и волощаны и людьми князькими, паньськими и боярскими зароблен, вежи замковые... над бывшим потайником к воде, на том месте зробили теперь браму воротную, у три стены рублена, з углами шести сажон, а над вороты светлица, а над светлицею кгмахь ку стрельбе, боронити усего места, а три вежи замковых. А городень в замку всех 61. Будованье в замку: у замку святых Кузьмы Демяна церковь, и та вже стара вельми, згнила, дворы земянские в замку: пана Оникиев Горностаев, Василя Дедкова, пана Фёдора Ельцов, пана Солтанов, Киселёв, Раков, Немирича, князя Сенского, панов Павши, Криштофов, Суринов, а иншие пляцы землянские и местцкие, и поповские порожни, старостино мешкане одна светлица всего на вежи воротней, а сховане у городни. Бронь замковая: сарпатинь на колоде приправленный, 6 пядей, сарпатинь на колах простых приправленный 6 пядей, сарпатинь на колоде приправленный, 7 пядей, сарпатинь, у колоде окованный, 8 пядей, сарпатинь, 8 пядей, куль до сарпатинов железных, обливаных 24. Гаковниц всех 27, пороховниц гаковничных 7. Ручниц 4. Пушкари: Яков Семёнович и Мойсей Чижевич. Пространность в замку: длина 66 сажен, ширина 43 сажни. Узвод у броне добрый, ланцухи обидва добрые, а под зводом стрелба пожиточная к обороне, мост перед замком на палях. Колодязя в замку нет, потайник бывал до речки Вручая, которая речка идёт тут же, под горою замковою, а з ручая река Норыня, которая прилегла под замок, якобы стрельбище от замку, около её болото, лесом заросло на 6 миль униз, аж до реки Уши, а сверху, отколь устала тая река, 8 миль обаполь её болота, нигде переезду нет, аж через греблю под местом. Гора замковая: с одной стороны от вежи воротной, спереди 15 сажон её, а с другой стороны, от реки Норыни — 16 сажон, а ззаду, от реки Вручая 15 сажон, на той стороне у двох местах гора ся зопсована 6 сажон, а с четвёртой стороны гора от места 10 сажон... Млин на реке Норыни, гатю занятый. Корчма медовая старостина, не выпивают в ней больше 30 кадей меду на год. Корчму горелчаную запродает староста на год за 50 коп грошей. Сторожа на замку: 20 человек. Сторожа полная: сторожу полную держать на поли, от замку у 30 милях, за Ходорковым полем, у Каменя, на Вили реце по 4 человека от св. Юра до Покровы.» Другой вид "сторожи полной" осуществлялся с помощью т. н. «недели Чернобыльской» — сторожа, которая выставлялась в «Чернобыле», недалеко от устья Припяти при Днепре. Также в этом описании приводится иерархия населения, приписанного к замку: дворы земянские и боярские, бояре и слуги замковые, слуги ордынские при замку и на волости, слуги путные, мещане поленицкие, люде землянские, попы з людьми своими. С 1569 года после Люблинского сейма, Овруч с замком — поветовый (уездный) город со старостинским управлением. В повет входили: Овруч, Искорость, Ксаверов, Базар, Чернобыль, Олевск, Норинск, Народичи, Мартынов и др. В Люстрации 1570 года польськие ревизоры писали: «Замок овруцкий лежит на насыпной горке недалеко от речки Норыни, почти неприступный, бо везде горы з ровами великими обошли. В замку 3 башни, 1 брама, 36 городней, 1 церковь, 9 дворов княжеских, панских и земянских, 1 пушкарня. Место при замку по горах оседло, острогом оточено, досить немочне и в месте недобрем. Поле есть пред замком, с которого давано 20 коп литовских. Млин на реке Норынь.» А Люстрация 1622 года описывает город и замок так: «Место валом и острогом с трёх сторон оточене, с четвёртой стороны болота, 3 брамы с вьездами. Замок на горке высокой, на все стороны открыт, мост плохий, башни 2». Люстрация ж Овручского староства 1629 года делает акцент на плохом состоянии укреплений замка: «Замок тот лежит на горке высокой, имеет в себе плац досить просторный, до которого входят, есть очень плохой мост, не ходят им. Брамы немае, ани веж, только две вежи наружные, но очень плохие, похиленые, погнитые и неприкрытые. Паркан, за небожчика пана Руцкого державцы початый и до того часу не только не добудованый, але и до конца сгнил». Хотя, «армата» (вооружение) замка ещё осталась с прежних времён. В 1641 году опять татарский набег и разрушение замка. Это послужило поводом для получения Овручем от Владислава Вазы Магдебургского права. В 1648 году во время восстания Б. Хмельницкого город и замок опять пострадали: «Место спустошено, книги земские и гродские спалены в пожарах. Здесь розташовался Овруцкий полк. Полковником его был Елизар Голота, погиб в бою. Потом стал полковник Подобайло, погиб под Львовом от Януша Радзивилла. Следующие — Осип Наталчич и сотник, овруцкий шляхтич, Горностай.» В 1667 году по Андрусовскому перемиью Овруч возвращается в лоно Речи Посполитой обоих народов (в Овручском повете устанавливается польская администрация). В 1678 году по постановлению Гродненского сейма в Овруч из местечка Ксаверова переведён иезуитский Коллегиум, основанный Игнатием Александром Ельцем. «Коллегиум получил в замку овруцком полгоры, где городни свои шляхта овруцкая имела, на плацу видзилоним собе в замку овруцком.» Иезуитами были воздвигнуты громадные здания и римо-католический костёл. Коллегия стала именоваться «Collegium Xawer-Owrucence». В 1720 году замок разрушен гайдамаками: «не спасли шляхту, ни бронь огнистая, ни башни мурованные.»[20] Отстроен в 1750 году. Но уже это был не тот прежний могущественнй замок. Из Люстрации 1765 года город Овруч и замок представляли жалкое зрелище: «В Овруче халуп жидовских 80, постоялых двора 3, крестьянских халуп 60, кроме монастыря и шляхетских дворов и дворков. Замок на горке вынеслый между двома дорогами, в замке изба, где работает суд и несколько казённых изб, склад на разные вещи, брама гонтами побита, ещё 3 избы (комнаты) на верхнем этаже башни, а на нижнем — темная застройка, превращенная в тюрьму». В 1773 году иезуитский костёл перешёл во владение овручских базилиан. В 1831 году по Высочайшему повелению греко-католический костёл и монастырь отнят и передан в ведомство православного духовенства. В 1872—1877 году церковь эта отремонтирована на казённую сумму 29 тыс. 597 рублей и получила название Преображенский Введения во Храм Пресвятой Богородицы Собор. В 30-е годы церковь полностью разрушена Советской властью. А в 1993 году на её месте, на замковой горе, и на месте бывшего Овручского замка, построен новый Спасо-Преображенский кафедральный собор на ул. Соборная, 18. Васильевская церковь
Город Овруч. - 835907878697
Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча, Житомирская область Украины. Входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП), памятник архитектуры национального значения. Сооружена в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем на месте деревянного храма, построенного в память о погибшем в 977 году князе Олеге Святославовиче. Строительством руководил древнерусский зодчий Пётр Милонег, один из четырёх архитекторов домонгольского периода, чьи имена сохранила история. По архитектуре храм близок Софии Киевской. Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 1907-1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович. Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест. В 997 году великий князь Владимир посетил Овруч и построил там деревянную церковь во имя святого Василия Великого, именем которого он был назван при крещении. Церковь эта называлась Васильевская Златоверхая, так как крыша её была вызолочена. Она простояла более 100 лет, а потом князь Рюрик Ростиславич поставил на том месте новый каменный Васильевский Златоверхий собор. Храм был построен в византийском стиле, с пятью куполами. В XIII веке церковь святого Василия дважды была разрушена татарами (1240, 1299), но каждый раз обновлялась в прежнем виде. В 1321 году во время нападения Гедимина она подверглась новому разрушению. Гедимин вообще щадил православные храмы, но в этом случае он отступил от своего правила из-за упорства, проявленного овручанами при защите своего города. Была отстроена небольшая деревянная церковь. Вскоре она сгорела, а во второй половине XVI века овручане построили на её месте другую деревянную церковь, которая после известных событий унии перешла униатскому духовенству. Во время казацких войн церковь опять разрушена, а вскоре сооружена третья деревянная церковь, которая в 1784 году за ветхостью была разобрана. Развалины просуществовали до 1842 года, когда при раскопке фундамента, свод обрушился и от Васильевского храма уцелела одна алтарная восточная часть и часть северной стены с аркою перед входом в алтарь. Длина храма была 24 аршина, ширина — 14 аршин. В 1860 году предполагалось очистить от мусора и разравнять место вокруг развалин Васильевской церкви, укрепить железными связями, стены покрыть железными отливами. Очищенное место обнести решёткой, внутри ограды выстроить каменную часовню, и перенести в эту часовню две древние иконы Васильевского храма, находившиеся тогда в Успенской и Николаевской церкви Овруча. 23 июля 1860 года последовало Высочайшее повеление, которым разрешено было произвести по всей России сбор средств на поддержание Свято-Васильевского храма. Было собрано 13 тыс. рублей. В 1877 году план реконструкции в основном был осуществлён. 2 февраля 1904 года Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием инициировало восстановление древнейшей святыни в городе Овруче. В кассе братства имелось 5 тыс. рублей. Согласно Указу Св. Синода от 23 февраля 1904 года за № 217: предлагалось для исследования развалин и составления проекта реставрации командировать в Овруч колежского секретаря А. В. Щусева руководство проектом восстановления возложить на Волынское Епархиальное Владимир-Васильевское братство во главе с первосвященным Антонием Храповицким В середине июня 1904 года Св. Синод командировал А. В. Щусева в Овруч. Всю зиму проработал он над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Щусеву пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно. 30 сентября 1904 года за № 2354 было возбуждено ходатайство перед Св. Синодом о разрешении сбора пожертвований на Васильевский храм, которое было вскоре удовлетворено. По заключению А. В. Щусева: храм может быть восстановлен в прежнем византийском стиле и реставрация обойдётся до 100 тыс. рублей. 15 декабря 1906 года Николай II дал согласие на проведение работ. Было решено реставрировать существующие развалины храма. 11 декабря 1906 года проект реставрации был одобрен Императорской Археологической комиссией. С мая 1907 года началась практическая работа по восстановлению храма, при участии члена Археологической комиссии П. П. Покрышкина. К этому времени в России уже утвердилось мнение о необходимости применения так называемого аналитического метода реставрации памятников, предусматривающего тщательное научное архитектурно-археологическое исследование. Реставраторы церкви Василия руководствовались такими главными принципами: все древние части постройки были оставлены в неприкосновенности; документированные части здания были выполнены из нового кирпича, изготовленного по старому образцу; все дополнения сделаны из кирпича белого цвета, отличавшегося от древней части постройки. Благодаря применению чёткой методики, тщательному архитектурно-археологическому исследованию и выполнению всех работ на высоком уровне реставрация церкви Василия получила всеобщее одобрение и признание. Архитекторы максимально старались оставить сохранившиеся детали. И это им во многом удалось. Буквально каждый кирпичик был пронумерован и лег в точно, предназначенное именно для него, место. И изготовляли его по старым технологиям в виде плинфы. Даже металлические балки, которые были необходимы для укрепления конструкции, поверху обшили деревом, чтобы они как можно точнее соответствовали образу. В 1910 году А. В. Щусеву было присвоено звание академика архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII века, то есть с пониженными подпружными арками. Все надежные древние части руин включены в новую кладку без изменений. Купол, две башни и апсиды покрыты свинцовыми листами, основная крыша — листовым железом. Купол позолочен. Вместо деревянных (как в древности) установлены железные связи (для имитации дерева обшиты досками). Кирпич древнего образца изготовлялся на местном заводе. Наново выложены ступени на хоры в башнях. Ход в южной стене сделан по подобию северного, который частично сохранился. Полы уложены на уровне древнего порога и вымощены местным кварцитом. Возле сохранившихся стен уложены древние шиферные плиты. Скобянка выполнена на основании старинных рисунков и образцов. Сооружение четырёхстолпное, трёхалейдное, крестовокупольное, одноглавое. К западному фасаду примыкают две круглые в плане лестничные башни — уникальное явление для XII в. Башни и апсиды расчленены профилированными вертикальными тягами, а фасады — пучковыми пилястрами сложного профиля и декорированы рядами поребрика и аркатурными поясами. В сооружении использован интересный приём декорации фасадов — инкрустация стен камнями, утопленными в кирпичную кладку и отшлифованными с лицевой поверхности. Этот приём, известный гродненским зодчим, — свидетельство связи двух городов на Киевском торговом пути. Вдоль северной и южной стен нтерьера сохранились галереи, которые имели оборонное назначение (аналогии в Борисоглебской церкви в городе Гродно). В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова. Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указу Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помощник Щусева — В. А. Веснин. Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В 1907-1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви. При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка. Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены.
Город Овруч. - 835908039721
Город Овруч. - 835908044073
Город Овруч. - 835908044585
Город Овруч. - 835908045353
Город Овруч. - 835908046377
Город Овруч. - 835908046889
Город Овруч. - 835908047657
Город Овруч. - 835908048425
Город Овруч. - 835908049193
Овручская операция:
Овручская операция
18:03
Овручская операция
12 178 просмотров
Эпизод из фильма "Счастье разведчика" где расказывается об организации и проведении операции по уничтожению гебсткомисариата в Овруче во время проведения совещания немецких офицеров. Красивый город Овруч: #ПутушествияИГеография
Красивый город Овруч часть1.wmv
03:45
Красивый город Овруч часть1.wmv
56 614 просмотров

Комментарии 41

Мария Литвин
Мария Литвин
👍
17 янв 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Лариса Масютина (Купчик)
    Лариса Масютина (Купчик)
    Спасибо огромное ,всколыхнули в душе воспоминания.
    9 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Надежда Ивашко (Скрипка)
    Надежда Ивашко (Скрипка)
    Будто побывала на Родине сердце замирает слезы глаза ,закрывают спасибо Вам
    12 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Надежда Павлюковец(Дуб)
    Надежда Павлюковец(Дуб)
    Спaсибо былa бы птицей летaлa  бы кaжду нич
    12 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валера Дворак
    Валера Дворак
    город где я родился
    14 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Лидия Губчиц
    Лидия Губчиц
    Спасибо.
    14 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Миколайчук(Трикиша)
    Галина Миколайчук(Трикиша)
    Это Родина моя. А скажите пожалуйста а памятник,,самолёт" до сих пор стоит?
    15 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    ирина ярошевич-панина
    ирина ярошевич-панина
    Спасибо, я столько раз ездила с Овруча с железной.вокзала на МИнск,не раз когда ждала поезда ходила по ул.Овруча
    20 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Мельниченко (Мельник)
    Галина Мельниченко (Мельник)
    Мой любимый и красивый город ОВРУЧ.
    24 фев 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    татьяна петрусенко
    татьяна петрусенко
    Как здорово.что мне удалось там бывать!В Овруче живут мои родственники-Барановские.
    9 мар 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Альона Корчевська (Гнатюк)
    Альона Корчевська (Гнатюк)
    я люблю Овруч
    14 мар 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Марина Караченко
    Марина Караченко
    Городок хоть и не велик,но со славной историей!
    17 мар 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Марина Караченко
    Марина Караченко
    https://otkritkiok.ru/religia/anghelochek-na-schastje
    17 мар 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Фёдорова
    Галина Фёдорова
    Очень скучаю по любимым до боли местам... Давно небыла.. 7 лет.. И нет возможности приехать, а ТАК ХОЧЕТСЯ ПРОЙТИСЬ ПО ЛЮБИМЫМ МЕСТАМ..
    9 июн 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Татьяна Шарканас (Власова)
    Татьяна Шарканас (Власова)
    ответила Татьяне
     Да до жились что и на родину приехать на можем
    10 июн 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Нина Домославская
    Нина Домославская
    Большое СПАСИБО за рассказ про родной город. Если нет возможности побывать там, хоть посмотреть и то легче на душе.
    18 сен 2018
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Пётр Николаевич Толкач
    Пётр Николаевич Толкач
    Супер!
    16 апр 2019
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валентина Ущаповская (Образцова)
    Валентина Ущаповская (Образцова)
    👍👍👍💔🙏🙏🙏
    5 авг 2019
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    татьяна толкач(жигадло)
    татьяна толкач(жигадло)
    ответила Галине
    Да,стоит,при везде в город.
    18 фев 2020
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Пётр Семенчук
    Пётр Семенчук
    😍
    16 авг 2022
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Группа «Все тайны Мира»

    Группа «Все тайны Мира»

    ЛентаТемы 43 381Фото 58 821Видео 10 077Участники 61 470
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 43 381
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться