Он был влюблен в театр и в свою профессию, его называют «театром в театре», настоящим явлением театрального, артистического мира. 46 лет назад , 8 декабря 1979 г. ушел из жизни блистательный актер театра и кино Николай Олимпиевич Гриценко. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий, он всю жизнь прослужил в Театре имени Вахтангова. Николай Олимпиевич много снимался в кино. Особенно заметными стали такие его роли, как Каренин в «Анне Карениной», Вадим Рощин в трилогии «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» по роману Алексея Толстого «Хождение по мукам», немецкий генерал в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Гриценко обладал уникальной способностью вживаться в создаваемый образ, его манера работать поражала коллег и поклонников.
«Любимцем народа он не был. Он был другим актером — любимцем театрального люда. Самая высокая квалификация дается театральным людом. Театрального человека — актера, режиссера — обмануть нельзя. Сказать о Гриценко, что он чем-то отличается, это ничего не сказать. Будет мало сказать, что он единственный, что пустота, которая осталась после того, как он ушел, никогда в жизни не будет заполнена.<…> Гриценко не был актером изначально вахтанговской школы. Он знал Рубена Николаевича Симонова, Вахтангова он не мог по возрасту видеть. Он был школы, которую мы сегодня очень плохо знаем, мы лучше знаем Первую студию МХАТ, но мы потеряли архив МХАТа второго. Гриценко был актером, вернее, студийцем школы МХАТа второго. Это была психологическая школа, но движение следующее, где форма воспринималась как сгусток не просто содержания и смысла, а философии, где отход от реальности в лице крупнейших актеров очень часто означал очень глубокое вторжение в реальность.
Вахтангов говорил, что «я – аристократ в искусстве». Он плебейства в искусстве не терпел. Можешь играть все что угодно, но ты аристократ, потому что ты избран и ты один. А у Николая Олимпиевича был колоссальный диапазон: он умел играть роли очень простых людей и умел играть интеллигентов, аристократов. Он замечательно играл интеллигентов, причем самое смешное, что Николай Олимпиевич никогда не принадлежал к интеллектуалам. <…> Гриценко играл то, чего не бывает на свете. Он мог устроить театр в театре. Его Тарталья — театр в театре, его сталевар — театр в театре, безусловно, его Мамаев — театр в театре. Никогда в жизни реального человека такого, как Мамаев, быть не могло, но при этом, это был такой Мамаев Островского, которого, может быть, никто и не играл так, как он». - Вера Максимова, театральный критик.
Актриса Людмила Максакова: «Вахтанговская школа — это то, что можно выразить только с помощью конкретных спектаклей или созданных образов. Если говорить о ярчайшем явлении в понимании Вахтанговского, то, наверное, это фигура Николая Олимпиевича Гриценко. Наверное, в нем и соединилось все то, что называется Вахтанговым. Я думаю, что сам Вахтангов считал бы его первым и любимым учеником, как его и считал Рубен Николаевич Симонов. Существуют определенные актерские модели, может быть, талантливые, может быть, гениальные — могут быть какие угодно оценки. Но существуют актеры вне этих определений, они как бы не укладываются в наше обычное представление. Мы всегда можем увидеть у актера, даже самого хорошего, какой-то хвостик либо его собственного я, либо предыдущей роли, которую он как-то протащил в следующую. Феномен Гриценко заключался в том, что никогда нельзя было увидеть ничего ни от самого Николая Олимпиевича, ни от предыдущей роли. Это даже не перевоплощение, это преображение, то есть это изменение не столько внутренней структуры, само собой, но это изменение всего — пластики, голоса, жеста, походки, взгляда. Это полное изменение и слияние с тем человеческим типом, который он хотел представить».
Актер Вячеслав Шалевич: «По отношению к Николаю Олимпиевичу Гриценко слово «явление» совершенно справедливо. Мы можем сегодня говорить о том, что какие-то новые понятия появились — звезды, еще что-то. Николай Олимпиевич Гриценко — это было явление природы, Богом данный артист. Думаю, это был гениальный артист, равного которому нет, и боюсь, не будет. Ему все было дано Богом, и он это оправдал, донес до нас то, чему можно учиться всю свою жизнь. <…> Он был одной из самых невероятных неожиданностей вахтанговского театра. Рубен Николаевич Симонов его просто обожал, не мог им не наслаждаться. Гриценко говорил: «Давайте я Вам сейчас предложу пять образов, а Вы выберите, какой из них мне играть». Рубен Николаевич не мог выбрать, какой лучше. Все были невероятны, в любой роли. Поэтому это явление не только вахтанговского театра, это явление всего мира искусств. Явление всего артистического мира.
Он был потрясающим участником капустников. В Театре Вахтангова были замечательные капустники, в них всегда участвовал Николай Олимпиевич со всем своим азартом.
Театр Вахтангова в свое время новогоднюю ночь встречал всем коллективом в фойе театра. Ставил Рубен Николаевич, приглашал как в собственный дом всех гостей. Николай Олимпиевич смеялся, хохотал. Это была истинная заразительность и потрясающая актерская азартность. Он нас всех молодых так любил, что мы к нему относились не как к Богу. Вообще, он жил живой жизнью. Очень радовался, когда на сцене у кого-то что-то получалось».
Актер Василий Лановой: «Он был до конца дней абсолютный ребенок, не только в жизни, но и на сцене. Удивительно, что он, даже когда мы собирались в первый раз читать по ролям пьесы, хуже всех читал, не потому что он не умел читать. Это как-то не в его характере. Как только после прочтения у него вырисовывался образ, характер, он в него влезал мгновенно, и уже вышибить его из этого рисунка, из этого характера невозможно было. Я не помню в своей жизни человека, который мог бы так далеко отходить от своей сути по линии создания характеров. У него была в этом смысле гениальная способность. Он интуитивно во время чтения видел этот образ, и уже из него никакой кувалдой выбить было невозможно. Он влезал туда, расширяясь, расправляя плечи, становясь шире, и плавал там, как рыба в воде».
Николай Олимпиевич Гриценко (24 июля 1912, Ясиноватая — 8 декабря 1979, Москва) — советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1964).
/ Подготовлено на основе информации открытых Интернет-источников
#николайгриценко #Актеры
#8декабря