Его называли Хосе Галарс: как погиб в Испании один из лучших советских лётчиков-истребителей
Осенью тридцать шестого года в редакцию «Правды» пришла телеграмма из Мадрида. Корреспондент Михаил Кольцов сообщал о зверском убийстве фашистами республиканского лётчика. Имя погибшего — Хосе Галарс — мало что говорило.
Но те, кто знал правду, понимали: в далёкой Испании оборвалась жизнь нашего товарища, одного из лучших советских лётчиков.
Владимир Бочаров...
Сын курского машиниста. Мальчишкой он бегал смотреть на паровозы, которыми управлял отец, слушал гудки, вдыхал запах угля и пара. Обычная рабочая семья. Таких тысячи по всей стране.
И вот — из этой самой семьи вышел человек, которому суждено было показать всему миру, на что способен советский человек в небе.
Путь к авиации был непрост. Но юноша шёл упорно, не сворачивая. Вольская школа лётчиков и авиатехников дала первые навыки. Потом Оренбург, тридцать первый год, выпуск.
Дальше — служба в Военно-Воздушных Силах, оттачивание мастерства, полёты, тренировки. Витебская авиабригада. Те, кто там служил, знали — это не просто часть, это кузница лётных асов. Смушкевич служил там, Пумпур... И Бочаров тоже.
Первомайский парад в Москве. Новые машины демонстрируют над Красной площадью свою мощь — истребители И-16, скоростные бомбардировщики СБ. Парад прошёл безукоризненно, технику показали как надо.
Вечером — приём в Кремле. Климент Ефремович Ворошилов лично вручает награды. Кому-то именной патефон достаётся, а Володе Бочарову — орден. Молодой лётчик застенчиво улыбается, принимая награду. Через несколько месяцев он окажется за тысячи километров от Родины, в небе чужой страны.
А в Испании тем временем разворачиваются драматические события. Февраль тридцать шестого — на выборах побеждает Народный фронт. Левые силы, рабочие партии получают мандат доверия от народа. Законная, демократическая победа.
Но реакция не дремлет. Генерал Франко, опираясь на военщину и крупных землевладельцев, восемнадцатого июля поднимает мятеж. К нему присоединяются итальянские фашисты, германские нацисты.
Начинается война — не просто гражданская, а война за будущее Испании, за право народа самому решать свою судьбу.
Советский Союз не мог остаться в стороне. Трудящиеся нашей страны понимали — там, в Испании, решается нечто большее, чем судьба одной республики. Там фашизм проверяет свою силу, там готовится будущая большая война.
И потому советские люди — около трёх тысяч добровольцев — отправились помогать испанскому народу. Лётчики, танкисты, военные советники. Каждый ехал под чужим именем, потому что формально Советский Союз придерживался политики невмешательства.
Владимир Бочаров стал Хосе Галарсом. Простое испанское имя скрывало выдающегося пилота. Ему поручили командование авиационным отрядом в эскадрилье истребителей.
Командиром эскадрильи был Сергей Тарханов — там он числился как Антонио. Самолёты — новейшие И-16, юркие, быстрые машины, которые испанцы прозвали «моска» — муха за упрямый нрав и феноменальную маневренность.
Четыре боевых вылета совершил Бочаров на И-16. А тринадцатого ноября случился его первый — и последний — воздушный бой. В том бою он лично сбил вражеский самолёт. Но в том же бою был сбит и сам.
Тринадцатое ноября. На Мадрид идёт очередной налёт. Франкисты собрали серьёзную силу: пять «юнкерсов», три «хейнкеля» Не-46, а прикрывают их двенадцать истребителей Не-51 и шесть «фиатов». Против них поднимаются республиканские силы — двенадцать И-15 под командованием Рычагова и двенадцать И-16, которыми руководит Тарханов.
Константин Колесников, который после этого боя принял командование эскадрильей, потом вспоминал: бой оказался тяжёлым. Молодая истребительная часть столкнулась с опытным противником. Немцы и итальянцы уже научились воевать против республиканской авиации, знали её тактику, слабости.
Два наших самолёта потеряли в том бою. Погибли они потому, что лётчики переоценили себя — связались сразу с несколькими «хейнкелями», оторвались от группы, а в одиночку против нескольких противников шансов мало.
Советские пилоты атаковали смело, не раздумывая. Часть вражеских истребителей получила повреждения, стала отходить. Облака некоторых прикрыли, но многие под огнём республиканцев дрогнули. И-16 после первой атаки пошли на вертикаль — стандартный приём, набрать высоту для повторного удара. И тут...
Немецкие лётчики из группы прикрытия, которые до этого прятались в облаках, ударили внезапно. Именно в тот момент, когда советские истребители были наиболее уязвимы — в наборе высоты, скорость падает, маневренность ограничена.
Иван Кравченко был левым ведомым у Бочарова. Летел рядом, справа — Костя Дубков. Оба ведомые. Кравченко потом рассказывал: в последнее мгновение Володя заметил опасность. Резко бросил машину в пикирование, левый разворот, уходит вниз. Так резко, что чуть крыло Кравченко не задел. Под облака нырнул.
Оба ведомых — синхронно, будто по команде — следом. Пикирование, пробивают облака, внизу земля. Ищут командира. Нет его. Ни в воздухе, ни на земле не видно.
Вернулись на аэродром с тяжёлым чувством. Что с Володей? Где он?
А потом стало известно. Очереди вражеских пулемётов всё-таки достали И-16 Бочарова. Пробили. Сам он был ранен, причём серьёзно. Но нашёл в себе силы посадить машину. Мастерски посадил, на шасси, правильно всё сделал. Техника — безупречная.
Одна только ошибка, роковая — территория вражеская оказалась. Не туда сел. Не рассчитал, видимо, или ранение помешало сориентироваться. Фашисты его схватили там, раненого, беспомощного.
Четырнадцатое ноября тридцать шестого года — день смерти Владимира Михайловича Бочарова. Как именно погиб — точно неизвестно. Но то, что сделали с его телом фашистские изверги, говорит обо всём.
Пятнадцатого ноября Михаил Кольцов записал в дневнике: фашисты сбросили на аэродром Барахос груз на парашюте. Деревянный ящик. Внутри — изрубленное в куски тело. Кровавое месиво. Обрывки одежды.
По некоторым деталям опознали — это Хосе Галарс, республиканский лётчик-истребитель, вчера участвовавший в бою.
Мадрид содрогнулся от этой вести. Защитники города, жители испанской столицы — все были потрясены звериной жестокостью фашистов. Убить лётчика — это одно. Но так надругаться над телом...
Похоронили Владимира Бочарова в братской могиле на кладбище Фуэнкарраль в Мадриде. Вместе с ним там покоятся сто восемьдесят восемь советских воинов-интернационалистов. Все они отдали жизни за свободу испанского народа, за борьбу против фашизма.
Тридцать первого декабря тридцать шестого года Президиум Верховного Совета СССР присвоил Владимиру Михайловичу Бочарову звание Героя Советского Союза. Посмертно. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды.
В Курске, где родился герой, одну из улиц назвали его именем. На доме, где он жил, установили мемориальную доску — потом, правда, дом снесли при реконструкции.
Бюсты Бочарова стоят в Курске и в посёлке Колпна Орловской области. В Вольске, где он учился лётному делу, на территории военного училища тоже есть памятная доска.
Двадцать шесть лет прожил Владимир Бочаров. Совсем немного. Но след оставил такой, что и через десятилетия помнят. Лётчик от бога. Сын рабочего класса. Интернационалист. Герой.
Когда смотришь на его фотографии — молодое лицо, спокойный взгляд — думаешь: сколько ещё мог бы он сделать. Сколько побед одержать, скольких молодых лётчиков научить мастерству. Но судьба распорядилась иначе. В небе над Мадридом оборвалась жизнь одного из лучших советских асов.
Память о таких людях не умирает. Она живёт в названиях улиц, в памятниках, в рассказах. Она учит нас тому, что есть вещи дороже собственной жизни — долг, честь, солидарность с теми, кто борется за справедливость. Владимир Бочаров это понимал. И доказал своей жизнью и смертью.
источник: дзен канал «Т-34»
#Испания #ВтораяМироваяВойна