Священное Писание 17 ноября: "Наипаче ищите Царствия Божия (Лк. 12, 31)"
17 ноября, 2025 г.
Преподобного Иоанникия Великого (846).
Рядовое:
Евангелие от Луки, 12 глава
ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ: ЛЮБОСТЯЖАНИЕ
13 <Когда же Иисус учил,> некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
УПОВАНИЕ НА ОТЦА НЕБЕСНОГО ИЛИ ЗАБОТА
22 …Посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
23 душа больше пищи, и тело — одежды.
24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь*,
30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Преподобного:
Евангелие от Матфея, 4 глава
СЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОМУ МНОЖЕСТВУ В ГАЛИЛЕЕ
25 И следовало за <Иисусом> множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.
5 глава
НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА
1 Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…
Рядовое:
1-е послание Фессалоникийцам, 2 глава
ВОСПОМИНАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА И ПОХВАЛА ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ. ПРОПОВЕДЬ АПОСТОЛА ПАВЛА И ЕЕ ПЛОДЫ. БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ТИМОФЕЯ В ФЕССАЛОНИКЕ
20 <Братия!> вы — слава наша и радость.
3 глава
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
ДОБРЫЕ ВЕСТИ ЧЕРЕЗ ТИМОФЕЯ
6 Теперь же, когда пришёл к нам от вас Тимофей и принёс нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Преподобного:
Послание к Галатам, 5 глава
ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА. СВОБОДА И ЗАКОН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДЫ. СВОБОДА НА ПРАКТИКЕ
22 <Братия!> Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6
УВЕЩЕВАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ
1 Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
* <БЕСПОКОЙСТВО>
Протоиерей Павел (Гумеров), (род. 1974), священнослужитель Русской Православной Церкви, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, автор нескольких книг:
«…Что нам помогает справиться с беспокойством:
1. Вера в Бога и надежда на Него.
2. Покорность воле Божией.
3. Молитва ко Господу, просьба о помощи.
4. Правильное, объективное видение проблем, переживание их по мере их поступления.
5. Готовность к проблеме, информация о ней, опыт других людей.
6. Профилактика тревожных ситуаций.
7. Умение видеть в проблемах полезные, радостные моменты».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв.), игумен Синайского монастыря, автор классического произведения аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения»:
«Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благословными беспокойствами не колеблемая».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «…Посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды» («Рече же ко учеником Своим: сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся: душа больши есть пищи, и тело одежды») (Лк. 12, 22-23)
Протоиерей Иоанн Бухарев (1836–1912), духовный писатель, педагог, законоучитель мещанских училищ в Москве, главные труды Бухарева: «Жития всех святых, празднуемых православною греко-российскою церковью» (4-е изд., М., 1903); «Объяснение ежедневных домашних молитв» (4-е изд., М., 1880); «Краткое толкование евангелий, читаемых на литургии» (М., 1884); «Рассказы из истории православной христианской церкви, преимущественно российской» (М., 1885); «Катехизическое учение православной христианской веры» (М., 1907); «Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан» (М., 1896); «Толкование на евангелия от Матфея, Луки и Иоанна» (М., 1899 — 1903) и др.:
«Сего ради (посему) глаголю (говорю) вам и проч. Выше Господь говорил о том, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 10:15-21). Здесь Он продолжает Свою речь об умеренности, нестяжательности, – указывает и еще причины, почему не должно чрезмерво привязываться к земному, напр, очень заботиться о пище и одежде.
Не пецытеся (не заботьтесь), т.е. не предавайтесь излишней заботливости (см. Лк. 8:14; Фил. 4:6), а не то, чтобы совсем не заботиться. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно принимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения (чит. Мф. 6:19-20). Это видно и из дальнейших слов Господа: наипаче ищите царствия Божия (Лк. 12:31), т.е. прежде и больше всего заботьтесь о душевных нуждах, а затем – и о телесных, земных. В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их повелевает и Сам Бог (Быт. 3:19). И Апостол Христов пишет: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Сол. 3:10). «Не беззаботности научает Господь, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.), запрещает неумеренные желания, излишние приобретения и т. п. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов, и если бы люди летом не собирали плодов, то чем бы стали питаться зимою?
Душею вашею (для души вашей), что вам есть. Здесь под душею разумеется общая жизненная сила человеческого организма, которая поддерживается пищею и питанием (чит. Мф. 10:39; 16:25). Душа болши есть пищи и тело одежды, т.е. если Бог дал человеку жизнь, которая важнее пищи и пития, сотворил тело, которое важнее одежды, то ужели у Него не станет могущества и благости, чтобы дать ему пищу, питие и одежду? К чему же чрезвычайная заботливость об этом, менее важном? (Блаж. Авг.)».
(Толкование на Евангелие от Луки).