Философ Иван Лапшин и его Идея живая 🗓 17 ноября 1952 года в Праге окончил свой земной путь Иван Иванович Лапшин, русский философ, педагог, психолог, искусствовед и литературный критик, один из образованнейших людей конца XIX - первой половины ХХ века, соединивший в себе интеллигентность (в самом высоком значении этого слова) с духовностью. Советской России он оказался не нужен. Русская театральная школа Константина Станиславского и русское музыкознание Бориса Асафьева опираются на созданную Лапшиным философию твочества. ❌️Однако в 1922 году Лапшин был признан большевиками «враждебным элементом» и выслан из страны на «философском пароходе». Жил в Берлине, а затем тридцать лет читал лекции студентам в Русском университете в Праге. И надолго был забыт на Родине. Иван Лапшин родился 11 октября 1870 года в Москве. Отец его, тоже Иван Лапшин, был известным ученым-востоковедом. Дом их часто посещали писатели и ученые — братья Иван и Константин Акасаковы, ботаник Андрей Бекетов, декан историко-философского факультета МГУ Памфил Юркевич. Один из его студентов, ставший выдающимся русским философом, Владимир Соловьев тоже частно навещал этот дом и дружил с Лапшиным-отцом. А сыну его Соловьев подарил шестистишие, в котором предвидел его будущий путь мыслителя: Колеблется воля людей, что волна, Но есть неизменная Воля, святая. Превыше времен и пространства одна Красою сияет Идея живая. И в вечной тревоге Один недвижим Дух мощный все движет покоем Своим. 📍Сам Иван Лапшин говорил, что в детстве на него огромное влияние оказала мама — Сусанна Лапшина, в девичества Друэн, крещеная в православие. Она была пианисткой и певицей. Занималась с сыном, он прекрасно играл на рояле и пел. И перенял от мамы увлечение музыкой, сохранившееся до конца жизни. Сын посвятит ей один из своих капитальных трудов — «Философия изобретения и изобретения в философии», изданный в 1922 году. Но все же Лапшин по окончании гимназии поступил не в консерваторию, а на историко-филологический факультет Петербургскоого университета. И оказался в творческой среде великих русских умов. Прежде всего — философа и психолога профессора Александра Введенского, читавшего на факультете обязательные дисциплины — логику, психологию, историю. философию. И вместе с Лапшиным учились будущие философы Николай Лосский, Лев Карсавин, Сергей Аскольдов, Петр Струве, Семен Франк и другие. Исследователи подчеркивают, что именно профессор Введенский оказал на этих молодых тогда людей огромное влияние. Талантливый педагог позволял своим ученикам развиваться свободно. Во многом благодаря этому они стали великими русскими мыслителями. Именно Введенский предложил оставить своего ученика при кафедре философиии «для приготовления в профессорскому званию». Вскоре Лапшин отправился на научную стажировку в Великобританию. В 1897 году он стал приват-доцентом Санкт-Петербургского университета, в 1898–1899 годах у него была вторая научная командировку в Англию. И по возвращении в Россию он читал лекции в Петебургском университете по философии, истории педагогики, психологии. 📍Лапшина считают последователем немецкого философа Иммануила Канта. Но в трудах Лапшина присутствует не просто пересказ его идей, а собственное обоснование положений кантовской философии — это противопоставление мира, который мы наблюдаем, и непознаваемого мира «вещей в себе». По Лапшину, логические законы мышления применимы только в наблюдаемом мире, и их нельзя использовать в трансцедентном мире, за пределами нашего опыта. Там — другие законы. Сам процесс мышления Лапшин понимал как творчество, создание нового. Это относится к любой сфере умственной деятельности человека — философа, историка, географа, актера, композитора... После 1922 года имя Лапшина было под запретом. Его, если и цитировали, то без упоминания фамилии. Константин Станиславский был единственным, кто в своей книге «Работа актера над собой» (1938 год) на побояся на него сослаться. В разделе «Сценическое внимание» он пишет: «Нужно уметь перерождать объект, а за ним и самое внимание из холодного — интеллектуального, рассудочного — в теплое, согретое, чувственное. Эта терминология принята в нашем актерском жаргон. Впрочем, название «чувственное внимание» принадлежит не нам, а психологу И. И. Лапшину, который впервые употребил его в своей книге «Художественное творчество.»». Сборник статей Лапшина «Художественное творчество» был опубликован в Петрограде незадолго до его ареста, в 1922 году. В нем содержатся очень важные для понимания искусства статьи — «О перевоплощаемости в художественном творчестве», «О музыкальном творчестве», «Пушкин и русские композиторы», «Модест Петрович Мусоргский», «Философские мотивы в творчестве Н. А. Римского-Корсакова», «Заветные думы Скрябина» и другие. Можно только сожалеть, что в музыкальных и актерских вузах это не изучают и не читают. Это же относится и к литературе. Очерки Лапшина об эстетике Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, наверное, многим помогли бы в понимании мыслей наших великих писателей и поэтов. 📚Подводя итоги своих художественных исследований, Лапшин пришел к выводу о связи между различными сторонами духовной жизни человечества, о связи религии с философией, поэзией, музыкой, изобразительным искусством. В 1935 году в Праге он написал брошюру «Духовная синергия (мораль, наука и искусство в их взаимных отношениях)». К сожалению, эта работа была опубликована на французском языке, и до сих пор не переведена на русский. Поэтому все отечественные исследователи Лапшина друг за другом, но без подробностей, повторяют одно: в этой работе Лапшин проанализировал взаимосвязь трех сфер человеческой деятельности и восприятие трех сфер духовной культуры — науки, искусства и морали. Этим сферам, по Лапшину, соответствуют абсолютные неразрывно связанные понятия истины, добра и красоты. Они и есть наши абсолютные ценности, присущие христианскому мировоззрению. А также это есть тот идеал, к которому человечество приближается чрезвычайно медленно, но неотвратимо. В ночь с 16 на 17 августа 1922 года виднейшие представители русской мыслящей интеллигенции Петрограда, Москвы и других крупных городов были арестованы. В их числе оказался Иван Лапшин. Утром следующего дня его вызвали на допрос и предъявили обвинение в контрреволюционой деятельности по статье 57 Уголовного кодекса РСФСР. Объявили приговор: выслать из Советской России. Умнейший и образованнейший Иван Лапшин, никогда не занимавшийся политикой, так и не понял, по его словам, в чем его обвиняли и почему изгнали с Родины.
    1 комментарий
    21 класс
    7 декабря - Память великомученицы Екатерины Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине III века. Происходила она из княжеского рода и отличалась умом, ученостью и красотой. В возрасте 18 лет она в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие женихи искали ее руки, но Екатерина заявила, что выйдет замуж только за того, кто будет равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Екатерины, христианка, как-то повела дочь к своему духовному отцу, старцу-пустыннику, который сказал девушке: «Я знаю одного чудного юношу, который превосходит тебя во всех дарованиях». «Можно ли мне увидеть его?» – спросила Екатерина. Старец дал девушке икону Пресвятой Богородицы и велел молиться всю ночь. Екатерина последовала его совету и, наконец, от утомления, заснула. Во сне она увидела Пречистую Деву с младенцем на руках, но взор Его был отвращен от девушки. Богомладенец велел Екатерине еще раз сходить к старцу-пустыннику. Как только настало утро, она поспешила исполнить Его повеление. Старец растолковал ей основы истинной веры, которую Екатерина приняла всем сердцем и крестилась. Ночью она снова увидела Пречистую Деву. Теперь Божественный Отрок милостиво и прямо взирал на нее. Он дал Екатерине прекрасный перстень со словами: «Ныне Я избираю тебя Своей невестой, сохрани этот союз нерушимо и не принимай другого жениха» Пробудившись ото сна, девушка действительно увидела на руке чудный перстень. В скором времени в Александрию прибыл император Максимиан, созвавший народ на языческий праздник. Пришедшая в языческий храм Екатерина смело обратилась к царю, обличая его в почитании ложных богов. Император пленился красотой и умом св. Екатерины и предложил ей выйти за него замуж. Девушка отвергла предложение, сказав, что она – невеста Христова. Тогда царь для состязания с ней относительно веры пригласил в Александрию ученых мужей – слушать их собралось множество народа. Святая Екатерина взяла верх над мудрецами, которые крестились, но после, по приказанию Максимиана, были сожжены. Екатерину же царь велел бить воловьими жилами, а затем заключить в темницу. Но Господь сам явился ей и сказал: «Не бойся, Моя возлюбленная невеста: Я всегда с тобой и облегчу твои муки. А терпением своим ты обратишь многих к Моей вере». Когда Максимиан отлучился из города, его жена, царица Августа, наслышанная об уме и мужестве Екатерины, пожелала увидеть ее. Побеседовав со святой, Августа, сопровождавший ее царедворец Порфирий и 200 воинов приняли христианскую веру и крестились. Царь же по возвращении снова послал за Екатериной. На этот раз он велел принести колеса с острыми зубцами и предать святую казни. Но едва начались мучения, невидимая сила сокрушила орудие пытки и девушка осталась невредимой. Царица же начала укорять мужа, что он дерзает восставать против Самого Бога. Царь пришел в ярость и приказал умертвить жену. Христианами себя объявили Порфирий и воины; их Максимиан также велел казнить через усекновение мечом. Наконец, голову отрубили Екатерине. Останки великомученицы были перенесены ангелами на Синайскую гору, где и хранятся до сих пор в монастыре Святой Екатерины.
    1 комментарий
    17 классов
    3 декабря - Память святителя Прокла, архиепископа Константинопольского Святой Прокл с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его быть учеником великого Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем во пресвитера. После смерти Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен в сан епископа города Кизяка, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти Патриарха Сисиния, Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, он управлял Церковью в течение двенадцати лет (434–447). Стараниями святителя Прокла при царе Феодосии II (408–450) из Комар в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного такого молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем целым и невредимым отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. До наших дней дошли многие творения святителя Прокла. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте (примерно в 446–447 годах).
    2 комментария
    90 классов
    28 ноября - Память преподобного Паисия Величковского Преподобный Паисий – отец русского православного старчества (в миру Петр Величковский) родился 21 декабря (3 января по новому стилю) 1722 года на Украине в семье настоятеля Успенского собора Полтавы. После учебы в Киевской Академии Петр не один год бродил нищим странником по монастырям в поисках духовного наставника для иноческой жизни. Приняв постриг под именем Паисий, он отправился на Афон. Четыре года святой жил в убогой келии, питался подаянием, ходил зимой без рубашки. Утешением для него стал перевод рукописей святоотеческих писаний, найденных в монастырских библиотеках. Изучая опыт древних подвижников, Паисий и сам превратился в мудрого наставника образовавшейся вокруг него общины. В 1758 году, в 36 лет, его рукоположили в священники. С благословения патриарха Константинопольского Серафима иноки во главе с Паисием поселились в Ильинском скиту монастыря Пантократора (Вседержителя). Там отец Паисий ввел в жизнь забытую многими на Афоне практику «умного делания». Монахи трудились, читали святых отцов, беспрекословно слушаясь старца и непрестанно повторяя Иисусову молитву. Отец же Паисий сосредоточился на исправлении древних славянских переводов святоотеческих писаний по греческим оригиналам. Из-за финансовых притеснений мусульман Паисий с братией вернулся в Молдавию, поселившись в пустующем монастыре во имя Святого Духа в Карпатских горах. Он непрестанно делился с учениками своим молитвенным опытом, после вечерней трапезы вел беседы с братией, читал им и комментировал святоотеческие труды. Преподобный организовал в монастыре переводческую школу трудов святых отцов на славянский и румынский языки, составил сборник избранных творений древних подвижников «Добротолюбие», ставший настольной книгой не только иноков, но и мирян. Последние 15 лет отцу Паисию суждено было прожить в самом большом и знаменитом молдавском Нямецком монастыре. 15 ноября (по старому стилю) 1794 года, на 72 году, старец тихо скончался. Его многочисленные ученики и сподвижники понесли живую веру в монастыри Молдавии, Украины, России, Греции.
    7 комментариев
    71 класс
    Пост - радость нашей души «Кто постится, тот душу угощает. Чем более человек постится, тем более он уменьшает попечения о своем теле и увеличивает радость своей души. Сие не достаточно просто сказать и просто услышать; сие становится ясным само собою, когда человек старается так поступать и применяет это в жизни». ✏️Святитель Николай Сербский Еще раз с началом Рождественского поста, который идет с 28 ноября до Рождества Христова, 7 января 2026 года!
    3 комментария
    222 класса
    Священное Писание 13 ноября: "Проповедывали у вас благовестие Божие (1 Сол. 2, 9)" 13 ноября, 2025 г. Евангелие от Луки, 11 глава ОСУЖДЕНИЕ ФАРИСЕЙСТВА 47 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Горе вам, <книжники и фарисеи,> что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. 49 Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, 50 да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, 51 от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. 52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. 53 Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, 54 подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его. 12 глава 1 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие*. 1-е послание Фессалоникийцам, 2 глава ВОСПОМИНАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА И ПОХВАЛА ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ. ПРОПОВЕДЬ АПОСТОЛА ПАВЛА И ЕЕ ПЛОДЫ. АПОСТОЛЬСКАЯ ЗАБОТА 9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днём работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. 10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, 11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, 12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Своё Царство и славу. СЛОВО БОЖИЕ И ВЕРА ФЕССАЛОНИКИЙЦЕВ 13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих. 14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее. * <ЛИЦЕМЕРИЕ> Преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) (1845-1913), схиархимандрит, Оптинский старец, духовный писатель, настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря: «Лицемерие, двойственность, лукавство вообще погрешительны, а на монашеском пути это – прямая погибель. Надо твердо идти, никуда не сворачивать, не служить и нашим, и вашим». ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ Святитель Иоанн Златоуст (ок. 347–407), архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии, за редкий дар красноречия за ним закрепилось прозвание Златоуст: «Воюют ли в нас помыслы — двинем вперед веру. Обуревают ли нас неистовые пожелания — призовем на помощь веру. Находимся ли мы в трудных обстоятельствах и несчастии — будем искать утешения в вере. Вера есть то, чем оберегается всякое оружие; если ее нет, то и оружие тотчас сокрушится». ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира» («да взыщется кровь всех пророк, проливаемая от сложения мира, от рода сего») (Лк. 11, 50) Борис Ильич Гладков (1847–1921), российский адвокат, присяжный поверенный, общественный деятель, духовный писатель, председатель учреждённого им Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников: «В убийствах этих проявлялось сопротивление воле Божией, и за это взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. По вопросу о том, кто был Захария, упоминаемый здесь Иисусом, высказаны различные мнения. Некоторые толкователи полагают, что это — Захария, сын Иодаев, побитый камнями на дворе храма в царствование Иоаса (2 Пар. 24:20—21), но это мнение едва ли правильно, потому что после Захарии, сына Иодаева, было убито много пророков, Христос же говорит о Захарии, сыне Варахиином, как о последнем из убитых пророков. Другие толкователи Евангелия думают, что Иисус Христос подразумевал одного из двенадцати меньших пророков, носившего тоже имя Захарии; но и это мнение неосновательно, потому что о мученической кончине этого пророка ничего неизвестно ни из Писания, ни из преданий. Еще менее основательно мнение о том, что это — Захария, сын Варуха, убитый среди храма, так как он был убит значительно позже смерти и Воскресения Христа и не только не был пророком, но даже не верил в Иисуса Христа. Более основательным следует признать мнение Оригена, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других, считающих, что Иисус Христос говорил о Захарии, отце Иоанна Крестителя. Хотя в Евангелии не сказано, чей сын был Захария, отец Иоанна, но так как он пророчествовал о скором пришествии Мессии и, по преданию, был убит в храме, к тому же убит не предками тех евреев, которых теперь обличал Иисус, а современниками их, то следует признать это последнее мнение более правдоподобным. *** Я еще пошлю к вам Своих Апостолов, которые будут проповедовать Мое учение с праведностью пророков и мудростью книжников; но знаю, что вы и к ним отнесетесь с той же злобой, как и ваши отцы к убитым ими пророкам: одних вы убьете и распнете, других будете бить в синагогах и гнать из города в город; и поступите с ними так, дабы принять на себя ответственность и за кровь всех праведников, когда-либо убитых вашими предками, — от крови Авеля праведного, убитого братом его Каином, до крови Захарии, сына Варахиина, убитого вами между храмом и жертвенником». (Гладков Б.И. Толкование Евангелия. Глава 36. - Воспроизведение с издания 1907 года. М.: Столица, 1991. (с дополнениями из издания 1913 г.) - С. 542)
    6 комментариев
    66 классов
    Священное Писание 20 ноября: "Будем бодрствовать и трезвиться (1 Сол. 5, 6)" 20 ноября, 2025 г. Обре́тение мощей прп. Кирилла Новоезе́рского (Новгородского) (1649). Рядовое: Евангелие от Луки, 13 глава ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ 1 В это время пришли некоторые <к Иисусу> и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. 2 Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? 3 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. 4 Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? 5 Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. ПРИТЧА О БЕСПЛОДНОЙ СМОКОВНИЦЕ 6 И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл; 7 и сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» 8 Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — 9 не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её». Рядовое: Евангелие от Луки, 13 глава УГРОЗЫ ИРОДА И СЕТОВАНИЯ ИИСУСА О ИЕРУСАЛИМЕ 31 В тот день пришли <к Иисусу> некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. 32 И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; 33 а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. 34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, пока не придёт время, когда скажете: благословен Грядый во имя Господне! Преподобного: Евангелие от Матфея, 4 глава СЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОМУ МНОЖЕСТВУ В ГАЛИЛЕЕ 25 И следовало за <Иисусом> множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. 5 глава НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА 1 Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… Рядовое: 1-е послание Фессалоникийцам, 5 глава УВЕЩАНИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ. ПРИЗЫВ К БОДРСТВОВАНИЮ 1 О временах… и сроках нет нужды писать к вам, братия, 2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью. 3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут. 4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы. 6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться*. 7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. 8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облёкшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения. Рядовое: 1-е послание Фессалоникийцам, 5 глава УВЕЩАНИЕ И НАСТАВЛЕНИЕ. ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ. ПРИЗЫВ К БОДРСТВОВАНИЮ 9 <Братия> Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, 10 умершего за нас, чтобы мы — бодрствуем ли, или спим — жили вместе с Ним. 11 Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. РАЗЛИЧНЫЕ УВЕЩАНИЯ 12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, 13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою… ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие. 25 Братия! молитесь о нас. 26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым. 27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям. 28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь. Преподобного: Послание к Галатам, 5 глава ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА. СВОБОДА И ЗАКОН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДЫ. СВОБОДА НА ПРАКТИКЕ 22 <Братия!> Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Глава 6 УВЕЩЕВАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ 1 Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. * <РАЗУМ> Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) (1788–1860), старец Оптиной пустыни, духовный наставник, издатель и переводчик рукописей преподобного Паисия (Величковского): «Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен». ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (род. 1946): «Вера, преломленная в реальном религиозном опыте человека, дает ему особое духовное зрение, способность видеть и понимать смысл происходящих событий, видеть так далеко, как не может видеть ни один политик, если он не верит в Господа и Спасителя. Вера дает особую остроту зрения, а значит, помогает людям обрести верную жизненную позицию. Эта позиция может входить в противоречие со вкусами эпохи, с модами на образ жизни и образ мысли, с человеческими философиями. И мы знаем из истории, что это столкновение веры Христовой с вымыслами человеческими очень часто требует подвига от тех, кто хранит веру». ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю же вам, яко не имате Мене видети, дондеже приидет, егда речете: благословен Грядый во имя Господне» («Се оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю же вам, яко не имате Мене видети, дондеже приидет, егда речете: благословен Грядый во имя Господне!») (Лк. 13, 35) Протоиерей Иоанн (Бухарев) (1836–1912), духовный писатель и педагог: «Это значит, что отнимется от иудейского храма Божие попечение и охранение, и он запустеет; а с ним запустеет и святой город Иерусалим и самая Святая Земля. Так и было чрез 36 лет после смерти Христовой, – храм и город были разрушены римлянами и земля опустошена и затем самые иудеи рассеяны по всему свету. Не увидите Меня (не имате Мене видети), – не увидите в этом храме и не увидите милосердым избавителем вашим, а увидите, после распятия, грозным судиею. Дондеже приидет (время), егда речете: благословен и пр. Здесь, толкует Златоуст, Господь говорит иудеям о будущем дне Своего второго пришествия, давая разуметь, что они тогда невольно поклонятся Ему. Можно понимать эти слова и таким образом, что и при разрушении Иерусалима немалое число иудеев, видя в том гнев Божий за отвержение Мессии, невольно обращалось к Нему с верою и благословляло Его в душах своих. (Мих.) Се оставляется дом ваш пуст, сказал Господь об Иерусалиме. «Значит, есть мера долготерпению Божию, поучает еписк. Феофан. Милосердие Божие вечно бы готово терпеть, ожидая добра; но что делать, когда мы доходим до такого расстройства, что не к чему и рук приложить. Потому и бросают нас. Так будет в вечности. Все говорят, что милосердие Божие не попустит вечного отвержения. Да оно и не хочет того, но что делать с теми, которые преисполнены зла и исправиться не хотят? Они сами себя ставят за пределами милости Божией, и оставляются там потому, что не хотят исправиться». (Толкование на Евангелие от Луки.)
    6 комментариев
    73 класса
    Священное Писание 17 ноября: "Наипаче ищите Царствия Божия (Лк. 12, 31)" 17 ноября, 2025 г. Преподобного Иоанникия Великого (846). Рядовое: Евангелие от Луки, 12 глава ПРИТЧА О БЕЗУМНОМ БОГАЧЕ: ЛЮБОСТЯЖАНИЕ 13 <Когда же Иисус учил,> некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. 14 Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? 15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. УПОВАНИЕ НА ОТЦА НЕБЕСНОГО ИЛИ ЗАБОТА 22 …Посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: 23 душа больше пищи, и тело — одежды. 24 Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? 25 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? 26 Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем? 27 Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. 28 Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! 29 Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь*, 30 потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; 31 наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам. Преподобного: Евангелие от Матфея, 4 глава СЛУЖЕНИЕ ВЕЛИКОМУ МНОЖЕСТВУ В ГАЛИЛЕЕ 25 И следовало за <Иисусом> множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. 5 глава НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА 1 Увидев народ, Он взошёл на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах… Рядовое: 1-е послание Фессалоникийцам, 2 глава ВОСПОМИНАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА И ПОХВАЛА ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ. ПРОПОВЕДЬ АПОСТОЛА ПАВЛА И ЕЕ ПЛОДЫ. БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ ТИМОФЕЯ В ФЕССАЛОНИКЕ 20 <Братия!> вы — слава наша и радость. 3 глава 1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, 2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, 3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено. 4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете. 5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш. ДОБРЫЕ ВЕСТИ ЧЕРЕЗ ТИМОФЕЯ 6 Теперь же, когда пришёл к нам от вас Тимофей и принёс нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, 7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; 8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. Преподобного: Послание к Галатам, 5 глава ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА. СВОБОДА И ЗАКОН. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДЫ. СВОБОДА НА ПРАКТИКЕ 22 <Братия!> Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона. 24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. 25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. 26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Глава 6 УВЕЩЕВАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ 1 Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. 2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. * <БЕСПОКОЙСТВО> Протоиерей Павел (Гумеров), (род. 1974), священнослужитель Русской Православной Церкви, настоятель московского храма святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Марьино, автор нескольких книг: «…Что нам помогает справиться с беспокойством: 1. Вера в Бога и надежда на Него. 2. Покорность воле Божией. 3. Молитва ко Господу, просьба о помощи. 4. Правильное, объективное видение проблем, переживание их по мере их поступления. 5. Готовность к проблеме, информация о ней, опыт других людей. 6. Профилактика тревожных ситуаций. 7. Умение видеть в проблемах полезные, радостные моменты». ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ Преподобный Иоанн Лествичник (VI–VII вв.), игумен Синайского монастыря, автор классического произведения аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения»: «Вера есть несокрушимая крепость души, никакими благословными беспокойствами не колеблемая». ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «…Посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело — одежды» («Рече же ко учеником Своим: сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте: ни телом, во что облечетеся: душа больши есть пищи, и тело одежды») (Лк. 12, 22-23) Протоиерей Иоанн Бухарев (1836–1912), духовный писатель, педагог, законоучитель мещанских училищ в Москве, главные труды Бухарева: «Жития всех святых, празднуемых православною греко-российскою церковью» (4-е изд., М., 1903); «Объяснение ежедневных домашних молитв» (4-е изд., М., 1880); «Краткое толкование евангелий, читаемых на литургии» (М., 1884); «Рассказы из истории православной христианской церкви, преимущественно российской» (М., 1885); «Катехизическое учение православной христианской веры» (М., 1907); «Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан» (М., 1896); «Толкование на евангелия от Матфея, Луки и Иоанна» (М., 1899 — 1903) и др.: «Сего ради (посему) глаголю (говорю) вам и проч. Выше Господь говорил о том, что жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 10:15-21). Здесь Он продолжает Свою речь об умеренности, нестяжательности, – указывает и еще причины, почему не должно чрезмерво привязываться к земному, напр, очень заботиться о пище и одежде. Не пецытеся (не заботьтесь), т.е. не предавайтесь излишней заботливости (см. Лк. 8:14; Фил. 4:6), а не то, чтобы совсем не заботиться. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно принимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения (чит. Мф. 6:19-20). Это видно и из дальнейших слов Господа: наипаче ищите царствия Божия (Лк. 12:31), т.е. прежде и больше всего заботьтесь о душевных нуждах, а затем – и о телесных, земных. В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их повелевает и Сам Бог (Быт. 3:19). И Апостол Христов пишет: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2Сол. 3:10). «Не беззаботности научает Господь, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.), запрещает неумеренные желания, излишние приобретения и т. п. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов, и если бы люди летом не собирали плодов, то чем бы стали питаться зимою? Душею вашею (для души вашей), что вам есть. Здесь под душею разумеется общая жизненная сила человеческого организма, которая поддерживается пищею и питанием (чит. Мф. 10:39; 16:25). Душа болши есть пищи и тело одежды, т.е. если Бог дал человеку жизнь, которая важнее пищи и пития, сотворил тело, которое важнее одежды, то ужели у Него не станет могущества и благости, чтобы дать ему пищу, питие и одежду? К чему же чрезвычайная заботливость об этом, менее важном? (Блаж. Авг.)». (Толкование на Евангелие от Луки).
    4 комментария
    95 классов
    С Введением во храм Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры!
    6 комментариев
    42 класса
    «Душа крепка, когда тело измождено». В местах подвигов преподобного Антония Великого Во время Рождественского поста, который готовит нас к светлому празднику Рождества Христова, все мы призываемся в той или иной мере вкусить монашеской жизни. В пустынных местах подвигов родоначальников монашества преподобных Антония Великого и Павла Фивейского в Египте побывала Анастасия Симонова, руководитель молодежной редакции медиаресурса «Святые online». Преподобный Антоний Великий — родоначальник монашества, появился на свет в семье благочестивых христиан в Египетской земле в 251 году от Рождества Христова. Ему не было и 20 лет, когда он лишился родителей и стал хозяином довольно обширного имения, а, кроме того, должен был взять на себя заботы о воспитании малолетней сестры. В его житии повествуется о том, что, услышав в церкви слова из Священного Писания: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21), он воспринял их, как относящиеся непосредственно к нему. Раздав имущество, оставив сестру на попечение христианским подвижницам, Антоний покинул родительский дом. Вся его дальнейшая жизнь стала тесным и прискорбным путем, направленным на спасение своей души и спасения ближних. Тяжелым трудом зарабатывал он на пропитание и милостыню нищим, сам голодал, молился, ожидая от Господа дальнейшего указания пути. В ходе этой брани Антоний сформулировал известное правило монашествующих: «молитесь и трудитесь». Это правило впоследствии преподобный Венедикт Нурсийский включил в свой устав, разработанный для западного монашества; по-латыни оно звучит: «ora et labora». Со временем Антоний поселился в пещере на пустынной горе Аль-Кользом в Аравийской пустыне в Египте. Житие повествует, что не раз к нему приступали бесы, которые избивали подвижника до полусмерти, но он не прекращал молитвы. Пока, наконец, Господь, видя его непреклонность, не избавил его от этого искушения. Впоследствии, когда преподобного спрашивали, как он достиг духовного совершенства и кто научил его молитве, он отвечал: бесы. Преодолев, наконец, множество искушений, сделавшись наставником монахов, – вокруг возникло множество многолюдных монастырей, – он подвергся еще одному искушению – ему пришла мысль о собственной исключительности. Тогда, чтобы уберечь Антония от гордыни, Господь повелел ему идти в пустыню и обрести человека, превышающего его своим духовным достижением. Так Антоний нашел на другом склоне горы Павла Фивейского. Преподобный Павел Фивейский или Фиваидский почитается одним из первых христианских отшельников, положивших начало пустынному монашеству. Святой являет собой настоящий пример того, что истинное богатство человека — не земные дары, а близость к Богу и чистота сердца. О его духе хорошо говорит приписываемая ему мысль о том, что монах должен быть как странник, не имеющий на земле ни дома, ни пристанища. Такая внутренняя свобода и готовность всецело положиться на промысел Божий делают образ Павла Фиверского созвучным времени поста, когда христиане призываются оставить излишнее и вернуться к главному. Преподобный Антоний застал последние дни земной жизни Павла Фивейского, который завещал похоронить его. Это случилось в 341 году, когда преподобному Павлу было 113 лет. Сам Антоний Великий также достиг глубокой старости — 105 лет, из которых более 80 он провел в суровом подвижничестве. Скончался святой в 365 году. Ученикам своим преподобный Антоний завещал не открывать места его погребения, чтобы и после смерти избежать земной славы. По преданию, ныне его тело находится под спудом главного храма монастыря, принадлежащего Коптской церкви. Монастырь святого Антония расположен у подножия горы, где подвизался святой, и считается древнейшим из христианских обителей. Недалеко от места его уединённой пещеры ученики святого в III-IV веках построили церковь, кельи и ограду, положив начало обители. Монастырь многократно претерпевал разорения от нашествий бедуинов и кочевников, но снова восставал трудами коптских христиан, так что во все века оставался видимым свидетелем древнего монашеского уклада и почитания преподобного Антония Великого. Сегодня паломники, которые приходят в монастырь, поднимаются по длинной лестнице (1200 ступенек) к пещере преподобного, которая находится на высоте 680 м над уровнем Красного моря, примерно в 2 км от монастыря. В пещере установлен небольшой алтарь, где в памятные дни монахи совершают богослужение. За алтарем находится отполированный паломниками теплый камень, служивший подушкой преподобному. Сохранились многие высказывания Антония Великого, представляющие собою значительный вклад в святоотеческое наследие. Он говорил о преимуществе и выгоде в приобретении небесных благ, об их чрезвычайной дешевизне по сравнению с ценами, принятыми в земных торговых делах. Так, за короткую земную жизнь («70 лет, аще же в силах, – 80 лет» (Пс. 89:10)) человек приобретает неисчислимые века веков блаженной вечности. Если монах отказался от собственности, то он не должен хвалиться, будто совершил нечто великое. Ибо за несколько виноградников и ограниченное количество золота он получит неисчислимые блага, ибо сонаследники Христа наследуют имение Бога Отца, который говорит: «Моя бо есть вселенная и исполнение ея» (Пс. 49:12). У христианина две задачи: совершенствоваться самому, достигая Царства Небесного, и содействовать спасению других. И то, и другое находится в согласии со словами преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи».
    5 комментариев
    144 класса
Фильтр
svyatyeonl

Священное Писание 8 декабря: "В радости велегласно славить Бога за все чудеса (Лк. 19, 37)"

8 декабря, 2025 г.
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311).
Рядовое:
Евангелие от Луки, 19 глава
ВХОД ИИСУСА В ИЕРУСАЛИМ
37 … Когда Он <Иисус> приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что есл
Священное Писание 8 декабря: "В радости велегласно славить Бога за все чудеса (Лк. - 5370147565341
  • Класс
svyatyeonl

8 декабря - Память священномученика Климента

Апостол от 70, четвертый епископ (папа) Рима родился в очень знатной семье, состоявшей в родстве с императорской фамилией. Будучи разлучен в младенчестве с родителями и братьями, он вырос среди чужих людей. Как и все знатные римские юноши, Климент получил блестящее образование, но светские науки его не увлекали. Едва достигнув совершеннолетия, он покинул Рим, направив свои стопы на Святую Землю, в Палестину, где жил и страдал Христос. В своих странствованиях Климент встречает апостола Петра, принимает от него святое крещение, становится одним из его ближайших учеников. Евангельская проповедь помогла святому чудесным образом обрести свою семью, ко
8 декабря - Память священномученика Климента - 5370147345693
8 декабря - Память священномученика Климента - 5370147345693
  • Класс
svyatyeonl

Про плюющих в спину. Иерей Георгий Кириндас

📍Дисциплина ума и сердца требует от нас чистоты мысли и благожелания сердца, некоей доброхотности, светлых устремлений, которые не могут не выразиться в слове. Но что делать тому, кого злословят, плюют в спину? Сразу вспоминается один восточный мудрец, который сказал: если тебе плюют в спину, значит ты впереди. В воскресный день 7 декабря Бог вновь говорит со Своим творением, Словом Бог животворит и исцеляет. Мы об этом слышали в храмах в евангельском тексте (Лк: 10-17). Именно Слову Бога, Богу Слову, Который для нас есть Ипостась Бога Триединого, мы с вами поклоняемся. Им весь мир, каждое творение оживает, обретает перспективу становления вп
    Про плюющих в спину. - 5370144496669
    Про плюющих в спину. - 5370144496925
    Про плюющих в спину. - 5370144497181
  • Класс

Священное Писание 7 декабря: "Познавайте, что есть воля Божия (Еф. 5, 17)"

7 декабря, 2025 г.
Вмц. Екатерины (305–313).
Утреня -
Евангелие от Луки (4-е воскресное), 24 глава
ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
1 В первый… день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие;
2 но нашли камень отваленным от гроба.
3 И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса.
4 Когда же недоумевали они о сём, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих.
5 И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мёртвыми?
6 Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был ещё в Галилее,
Священное Писание 7 декабря: "Познавайте, что есть воля Божия (Еф. - 5370120601885
  • Класс

7 декабря - Память великомученицы Екатерины

Святая Екатерина родилась в Александрии во второй половине III века. Происходила она из княжеского рода и отличалась умом, ученостью и красотой. В возрасте 18 лет она в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие женихи искали ее руки, но Екатерина заявила, что выйдет замуж только за того, кто будет равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Екатерины, христианка, как-то повела дочь к своему духовному отцу, старцу-пустыннику, который сказал девушке: «Я знаю одного чудного юношу, который превосходит тебя во всех дарованиях». «Можно ли мне увидеть его?» – спросила Екатерина. Старец дал девушке икону Пресвятой Богороди
7 декабря - Память великомученицы Екатерины - 5370127554589
7 декабря - Память великомученицы Екатерины - 5370127554589
  • Класс

Священное Писание 6 декабря: "Благословятся все народы (Гал. 3, 9)"

6 декабря, 2025 г.
Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263).
Утреня (повтор на Литургии) -
Благоверного князя:
Евангелие от Матфея, 11 глава ОТКРОВЕНИЕ БОГА ОТЦА ЧЕРЕЗ СЫНА О ЛЮБВИ К ЧЕЛОВЕКУ
27 Все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим;
30 ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко.
Литургия -
Благоверного князя:
Послание к Галатам, 5 глава
Священное Писание 6 декабря: "Благословятся все народы (Гал. - 5370104968733
  • Класс

6 декабря - Память благоверного великого князя Александра Невского

Александр Невский родился 30 мая (12 июня по новому стилю) 1220 года в Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый» был младшим сыном Всеволода III Большое гнездо. В 1236 году Ярослав уехал в Киев, «посадив» своего сына Александра княжить в Новгороде. Начиналось весьма трудное в истории России время: с востока надвигалась Орда, с запада – рыцарские полчища. В 1240 году множество шведских кораблей подошли к Неве. Князь, которому тогда не было и 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Выйдя из собора, Александр сказал дружине ставшие крылатыми слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные
6 декабря - Память благоверного великого князя Александра Невского - 5370104915997
6 декабря - Память благоверного великого князя Александра Невского - 5370104915997
  • Класс

«Душа крепка, когда тело измождено». В местах подвигов преподобного Антония Великого

Во время Рождественского поста, который готовит нас к светлому празднику Рождества Христова, все мы призываемся в той или иной мере вкусить монашеской жизни. В пустынных местах подвигов родоначальников монашества преподобных Антония Великого и Павла Фивейского в Египте побывала Анастасия Симонова, руководитель молодежной редакции медиаресурса «Святые online».
Преподобный Антоний Великий — родоначальник монашества, появился на свет в семье благочестивых христиан в Египетской земле в 251 году от Рождества Христова. Ему не было и 20 лет, когда он лишился родителей и стал хозяином довольно обширного имения, а,
    «Душа крепка, когда тело измождено». - 5370101723421
    «Душа крепка, когда тело измождено». - 5370101722909
    «Душа крепка, когда тело измождено». - 5370101723165
  • Класс

Священное Писание 5 декабря: "Кто что приобрел (Лк. 19, 15)"

5 декабря, 2025 г.
Апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольной Апфи́и (I). Благоверного князя Михаила Тверского (1318).
Рядовое:
Евангелие от Луки, 19 глава
ПРИТЧА О ДЕСЯТИ МИНАХ
12 <Сказал Господь притчу сию:> Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: «употребляйте их в оборот, пока я возвращусь».
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами».
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к се
Священное Писание 5 декабря: "Кто что приобрел (Лк. - 5370089323805
  • Класс
Показать ещё