"
Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. А сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.
Обычай наряжать ёлку возник в XVI веке в протестантской Германии. И делалось это отнюдь не под Рождество, как думают большинство из нас. В предпоследнее перед Рождеством воскресенье, христиане почитают память Адама и Евы. (У православных этот праздник называется «Память Святых Праотцев».) Именно в этот праздник ёлка и наряжалась, потому что она символизировала райское древо. А традиционные елочные украшения, стеклянные шары, символизируют плоды райского древа.
Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно.
Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 г., возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Он решил взять с собой домой маленькую ёлочку, поставил её на стол и украсил свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь волхвам к пещере, где родился Иисус.
К XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях. Где-то маленькую елочку подвешивали к потолку макушкой вниз — так она олицетворяла лестницу, спущенную людям с небес, или украшали отдельными веточками с яблоками и прочими сладостями. И лишь в начале XIX в. большие ели стали в Сочельник украшать площади немецких городов.
Первоначально Новый год на Руси праздновали 1 марта — так отмечали время ухода зимы и начало посевных работ. Царь Иван III перенёс празднование на 1 сентября, объединив его с праздником сбора урожая и сроком сбора податей и оброка.
Царь Петр I 19 и 20 декабря 1699 г. издал два указа: о переходе на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 г. и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчет лет от Рождества Христова и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января.
И в 1699 г. Новый год в России встречали дважды: в сентябре и потом уже по новому Указу. Впрочем, нас этим не удивить, у нас ведь и теперь – «Новый год два раза в год, вот!»
В царском Указе «О праздновании Нового года» в знак этого «доброго начинания и нового столетнего века» предписывалось «в царствующем граде Москве по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить и чтобы поспело к 1 генваря, а стоять тому украшению по 7 день того ж 1700 г.».
Но поскольку на Руси ель традиционно связывалась со смертью и погребальным обрядом, большего желания заносить это дерево в дом почти ни у кого не возникло. Царскому указу вняли разве что владельцы кабаков, которые на протяжении XVIII века обозначали вход в питейные заведения еловыми ветвями. В народе даже появилась фраза «идти под ёлку» - хотеть напиться, «быть под ёлкой» - сильно напиться, отчего горького пьяницу и прозывали «елкиным».
После смерти Петра I указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.
Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.
24 декабря 1817 г. по инициативе супруги будущего императора Николая I великой княгини Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты, которая скучала по родным традициям, была устроена домашняя елка для узкого круга во внутренних покоях семьи. А став государыней, она в 1828 г. организовала первый праздник «детской елки» в Аничковом дворце. На праздник она позвала не только своих детей, племянников и племянниц, но и детей придворных. «Ёлочная» традиция распространилась в Петербурге среди знатных и богатых семей: им понравилась эта «немецкая забава». Вскоре ёлка появилась почти в каждом доме.
В 1852 г. в Санкт-Петербурге в павильоне Екатерингофского(ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка. Крупное, почти упирающееся в потолок макушкой дерево, увешанное украшениями из цветной бумаги, положило начало традиции публичных елок, распространившейся на театры, дворянские, офицерские и купеческие клубы и собрания.
В конце 1840-х — начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена.
Первая детская рождественская елка всероссийского масштаба была организована императором Николаем I в 1830-е годы. Взрослая елка появилась позднее в 1850-х годах.
Разразившаяся в 1914 г. война с Германией вызвала в России сильный рост антинемецких настроений. Не стали исключением и «немецкие елки», против которых перед Рождеством была развернута кампания. Святейший Синод, к примеру, разъяснял в годы войны православным верующим, что отношение Русской Церкви к относительно новой традиции всегда было настороженным, как к иноземному и, в своих истоках, языческому обычаю. Однако далеко не у всех это встретило понимание и поддержку. Директор Археологического института, профессор Петроградской Духовной академии, член-учредитель Русского Собрания Н.В.Покровский заметил, что «ополчаться на елку, это все равно, что идти на муху с обухом». «Безусловно, - соглашался он, - елка - немецкого происхождения. В Россию обычай устраивать елку на Рождество пришел при Петре Великом. Но причем здесь происхождение, раз елка устраивается для детей и представляет для них такое огромное, многолетними традициями освященное, развлечение? Некоторые выдвигают против елки еще и то соображение, что, мол, деньги которые тратятся на елку, получат гораздо лучшее применение, если будут пожертвованы на нужды воинов, их семейств и т.п. Но эти соображения не имеют под собой никакой почвы, так как у кого есть возможность устроить елку, тот может внести свою лепту и на нужды военного времени, были бы лишь добрая воля и сочувствие».
В свою очередь, известная прогрессивная деятельница А.М.Калмыкова, возмущаясь призывами отказаться от рождественской елки, заявляла: «Не троньте жизни детей и их детских радостей. Елка давно стала достоянием наших рождественских святок: никто из наших детей и не знает о немецком ее происхождении. Поднявшим поход против елки следовало бы предварительно пополнить свои исторические познания, и тогда они узнали бы, что ель, едва зеленая уже у греков была символом жизни и, освященная светом факелов, служила украшением их религиозных празднеств. Оттуда с христианством дошла она и до германцев».
Николай II поддержал идею бойкота немецкой традиции, в 1915 г. запретили установку елки в гимназиях и других общественных учреждениях. Однако официальные запреты не мешали людям следовать привычным рождественским традициям.
После Октябрьской революции 1917 г. запрет отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная елка. Даже Ленин не чурался этого праздника: хорошо известна его знаменитая поездка на новогоднюю елку в Сокольниках, где Владимир Ильич встретил Новый 1919 год в окружении воспитанников Лесной школы.
Однако в середине 1920-х годов в стране была развернута антирелигиозная кампания. Рождественская елка была объявлена «поповским обычаем» и осуждена. 24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено. Официальные новогодние торжества также были отменены как "буржуазные и поповские пережитки". Теперь елку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно.
«Реабилитировали» елку (правда уже в качестве новогоднего символа, а не рождественского) лишь в 1935 г. В разговоре со Сталиным второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев спросил: «А не вернуть ли детям елку?». Сталин идею одобрил, и Постышев выступил в газете «Правда» с заметкой, где укорял «”левых” загибщиков», ославивших «детское развлечение как буржуазную затею». Публикация появилась утром 28 декабря 1935 г. — и по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками.
С этого времени против елки уже никто не выступал и она продолжает радовать нас в новогодние и рождественские дни, в том числе и украшая православные храмы.
В 1935 г. был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 г. в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодежи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлевском дворце съездов (с 1992 г. Государственный Кремлевский дворец).
23 декабря 1947 г. указом президиума Верховного Совета СССР 1 января был объявлен праздничным и выходным днем. В 1990 г. Рождество Христово было объявлено государственным праздником и стало официальным выходным днём. С 2012 г. в России установлены нерабочие праздничные дни с 1 по 8 января в рамках новогодних каникул. Это закреплено в статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
В декабре 1996 г. впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 г. роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая ель. Ее заранее отбирают в Подмосковье по определенным критериям: дереву должно быть не меньше 100 лет, и оно должно достигать примерно 30 м. в высоту.
Современная ёлка — символ семейного торжества и сказки. Это символ праздника. Пройдя через опалу и смены власти, елка смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда».
С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ! ПУСТЬ ОН БУДЕТ ПОЗИТИВНЫМ ДЛЯ НАШЕЙ ЛЮБИМОЙ РОССИИ И ДЛЯ РОССИЯН!


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5