Кроме моего подхода к работе с сектантами, есть и другие специалисты. Одним из классиков по этой теме в России можно назвать российского учёного, социального психолога Евгения Новомировича Волкова.
Хочу привести выдержку из его статьи: «Консультирование по случаям интенсивной манипуляции и социальной зависимости: методы и содержание». Для более глубокого ознакомления с трудами данного эксперта рекомендую посетить его сайт: https://evolkov.net .
«…Каков же план действий консультанта, если клиент оказался готовым к восприятию помощи, и какие инструменты должны быть в его распоряжении для надёжного обеспечения положительного результата?
Во-первых, необходимо создать все условия, чтобы общение с первого же контакта длилось как можно дольше, наилучший вариант — полный день. Должна быть также обеспечена возможность непрерывного продолжения консультирования в течение ближайших 3-4 дней как минимум, желательно иметь перспективу до недели (в моей практике были случаи полутора-двухнедельных консультирований при разной продолжительности работы в течение дня).
Во-вторых, чрезвычайно желательно, а в большинстве случаев просто необходимо, работать бригадой из двух-трёх специалистов и одного-двух помощников из числа бывших культистов с таким расчётом, чтобы на сеансе всегда присутствовало минимум двое членов бригады.
В-третьих, критически важно договориться с культистом об отказе от общения с его группой и лидерами на время консультирования.
В-четвёртых, категорически нельзя проводить консультирование вместе двух или более членов культа (супругов, братьев и сестёр, друзей), их обязательно надо разводить во времени и пространстве, иначе они могут сильно подкреплять друг у друга преданность культу.
Место консультирования должно отвечать условиям длительного общения без присутствия посторонних, с возможностью приема пищи и отдыха во время перерывов.
Техника: ноутбук или компьютер с аудиоколонками и с подключением к интернету, медиа-проектор или ТВ для показа видео и презентаций, диктофон, ватман или листы бумаги для рисования схем.
Говоря о содержании консультирования, все американские специалисты по работе с жертвами культов подчёркивают две важнейшие составляющие: социально-психологическое просвещение (обучение) и побуждение к критическому мышлению, прежде всего в отношении культовой ситуации.
Первый элемент состоит из интенсивного мини-курса социальной психологии, прежде всего той её части, которая раскрывает механизмы манипуляции — межличностной и групповой.
Он включает в себя, помимо бесед-лекций, яркие научно-популярные и учебные фильмы по воздействию людей друг на друга и по тем когнитивным иллюзиям и ошибкам, которые свойственны человеку в социальном взаимодействии и которыми активно пользуются манипуляторы и мошенники, например, «Человеческое поведение: эксперименты», видеосюжеты об экспериментах С. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, фильм канала Discovery «Вершины злодейства: Лидеры культов» (Most Evil: Cult Leaders) и др.
Есть два знаменитых игровых фильма, но основанных на реальных событиях: «Волна» (The Wave) — об эксперименте школьного учителя истории в Сан-Франциско в 1967 г., создавшего за неделю из своих учеников фактически фашистскую организацию (в этом году вышел германский римейк под название «Эксперимент-2: Волна»); и «Дитя Муна» (Moon Child) — о судьбе юноши, попавшего в Церковь Объединения корейского «мессии» Муна. В последнем фильме прошедшие депрограммирование бывшие мунисты играют самих себя.
Стоит обратить внимание и на победителя Каннского кинофестиваля — фильм «Белые повязки», как говорят аннотации, посвящён корням тоталитаризма и показывает жизнь жёсткой религиозной общины.
Сейчас в интернете чуть ли не каждый день появляются документальные и анимационные ролики антикультового содержания, из поразивших меня назову «Руководство к жизни».
Полезны также видеосюжеты новостей или тематических телерасследований о конкретных культах и культовых лидерах, но на первом этапе консультирования они не должны касаться той группы, к которой принадлежит клиент.
Из книг по социальной психологии и непосредственно по проблеме культов я отмечу несколько ключевых, содержание которых консультант по социальным зависимостям должен уметь доходчиво доносить до клиентов: знаменитая книга Р. Лифтона «Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма», «Эпоха пропаганды» Э. Аронсона и Э. Пратканиса, «Психология влияния» Р. Чалдини, «Социальное влияние» Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Маски авторитарности» Дж. Крамера и Д. Олстед, «Истинноверующий» Э. Хоффера, «Освобождение от психологического насилия» С. Хассена, «Энциклопедия заблуждений» Р. Т. Кэрролла. Существенным подспорьем может быть сборник афоризмов С. Ежи Леца «Почти всё».
Нет и не может никакого жёсткого универсального плана, с чего подобное консультирование начинать и в каком порядке проходить, важно лишь общее содержание и обозначенные выше главные задачи.
Конкретный ход взаимодействия консультантов и клиента во многом определяется поведением последнего: если клиент сначала проявляет пассивность в общении, то консультанты идут по классическому «семинарскому» плану бесед; если же клиент сразу активно вступает в дискуссию и предлагает свои темы для обсуждения, то консультанты подхватывают их как материал для пробуждения критического мышления, а социально-психологический «ликбез» осуществляется в виде иллюстративных вставок.
В любом случае самой главной задачей является побуждение клиента к активному диалогу, обсуждению и переосмыслению культового опыта.
При первых признаках проявления у клиента реалистического критичного отношения к идеологии и практике группы и к лидерам начинается второй этап, в ходе которого все внимание сосредотачивается на личном опыте культиста и на его культовой организации.
Консультанты должны иметь наготове как можно больше документированных фактов, свидетельств и исследований, показывающих манипулятивно-мошенническую сторону и деструктивный характер данного культа и его лидера(ов), а также хотя бы одного-двух бывших членов того же культа, согласных поделиться своим опытом прозрения.
Продолжительность первого этапа может варьироваться от одного до полутора-двух дней, за исключением самых тяжёлых случаев.
Второй этап длится столько, сколько требуется культисту, чтобы выговориться и эмоционально освободиться, но не меньше целого дня.
Как указывалось выше, в большинстве случаев 3-4 дней консультирования достаточно, чтобы определился положительный или нулевой результат (если не учитывать возможность отложенных по времени эффектов).
Консультирование по манипуляциям и социальным зависимостям во многих отношениях отличается от традиционного помогающего консультирования по «обычным» жизненным проблемам, и его не могут правильно организовать и провести «обычные» психологи-консультанты или психотерапевты без серьёзной специальной подготовки…».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев