Искусство Древнего Египта строго следовало установленным канонам, поэтому подобная сцена считается редкой для времени пирамид. В период Древнего царства (2649–2150 гг. до н. э.) сохранилось немного изображений, где главные персонажи смотрят друг на друга.
Главная героиня — жрица по имени Меретит. Мужчина — певец Кахаи, который выступал перед фараоном. Они жили примерно 4400 лет назад, во времена строительства пирамид, и их любовь запечатлена в необычной сцене на стенах их гробницы.
Гробница находится в Саккаре, где покоятся не только они, но и их дети, а возможно, даже внуки. Исследование ведут учёные из Маккуорийского университета в Австралии. На одном из изображений влюблённые смотрят друг другу в глаза, а Меретит положила правую руку на плечо Кахаи.
Кахаи одет в парик, воротник, юбку, браслеты и леопардовую шкуру. В руках он держит посох и скипетр — символы власти и ответственности, что может указывать на его роль руководителя придворных певцов. Меретит носит длинный парик, короткое ожерелье, широкий воротник, браслеты и длинное платье на бретельках, которое, похоже, оставляло грудь открытой — обнажённая женская грудь часто встречается в древнеегипетском искусстве.
Положение руки на плече не всегда символизировало романтику. Например, в той же эпохе встречается похожее изображение двух мужчин, предположительно близнецов. Гробницу обнаружили в 1966 году, а первые чёрно-белые фотографии её интерьера появились в 1971-м. В феврале 2010 года учёные вернулись, чтобы показать один из ярких примеров искусства Древнего царства в цвете. Итогом исследований стала книга «Гробница Кахаи и его семьи», написанная руководителем проекта Мираль Лашин.
В 1966 году в гробнице нашли мумифицированные останки, но неясно, принадлежат ли они членам семьи, так как в последующие эпохи египтяне часто хоронили умерших в старых склепах.
Учёные полагают, что гробница была построена во время правления Ниусерры (2420–2389 гг. до н. э.) или вскоре после него. Титулы Кахаи и его сына указывают на их статус певцов, например, Кахаи называли «руководителем певцов двух домов». Возможно, царские художники участвовали в оформлении его гробницы, что объясняет её изысканность.
Действительно, там есть яркая сцена с изображением двух певцов, сопровождаемых арфистами и флейтистами. Кто именно эти люди — родственники или посторонние — неизвестно.
Несмотря на высокий статус, Кахаи, вероятно, не ограничивался административными обязанностями и продолжал петь. Мираль Лашин отмечает, что по изображениям музыкантов того времени видно, что больших коллективов не существовало, и руководить ими «полный рабочий день» не требовалось. Обычно на струнных и духовых инструментах играли от двух до пяти исполнителей обоих полов, а пели один или два человека.
В гробнице нет прямых указаний, что Кахаи выступал перед фараоном и его семьёй, однако другие источники свидетельствуют, что песни того времени были подобны современным, воспевая простые радости жизни: «Ешь, пей, веселись!» Несмотря на удачную карьеру, Кахаи пережил утрату — одна из надписей сообщает о смерти его сына Нефера, который уже имел собственную семью. На стенах изображены дети Нефера, оставшиеся сиротами. Иероглифы рассказывают, что жена Нефера была беременна в момент его смерти.
Гробница служила не только местом захоронения: считалось, что она помогает контактировать с умершими. В ней расположено пять ложных дверей с изображениями покойных. Египтяне верили, что через эти двери ка — жизненная сила умершего — возвращается из загробного мира, чтобы принять приношения, оставленные для неё.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев