Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
    8 комментариев
    67 классов
    110 лет со дня рождения Георгия Свиридова, русского романтика и музыкального философа 🗓 16 декабря В этот день в 1915 году родился композитор Георгий Свиридов. «Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. Что ещё можно сказать? Я не россиянин. Потому что россиянином может быть и папуас». Так говорил в 1997 году Георгий Свиридов, чуть меньше чем за год до своей смерти. Пушкин, Лермонтов, Блок, Есенин, Пастернак, Тютчев, Некрасов, Маяковский – их стихи стали источниками музыки Свиридова. Причем Маяковский, считавшийся долгое время «немузыкальным поэтом», вдруг оказался «пригоден» для двух произведений крупного жанра для хора, солистов и оркестра – «Мы не верим» и «Патетической оратории».  Иногда Свиридова называли «композитором революции». Его «Патетическая оратория» заканчивается торжественно-гимническим хором «Слава тебе, краснозвездный герой». А с другой стороны, есть у Свиридова совершенно иные произведения. Например, он написал две кантаты на стихи Есенина – «Отчалившая Русь» и «Светлый гость». Композитор услышал в стихах Есенина «русский гений, голос России, а иногда вопль и рыдание истребляемого народа» (цитата из его дневника). Почему же случился такой идеологический «разброс»? Хотя бы потому, что отец композитора был большевиком, погиб на гражданской войне. Его музыка — о сокровенной, невидимой, как град Китеж, России. Можно сказать, что Свиридов был русским музыкальными философом.  Об этом писал поэт Николай Клюев: «Познал я, что кроме видимого устройства жизни русского народа как государства, или вообще человеческого общества, существует тайная скрытая от гордых взоров иерархия, церковь невидимая – Святая Русь».  На родине композитора в Курске с 23 ноября по 16 декабря прошел XXVI музыкальный фестиваль, посвященный творческому наследию Георгия Свиридова.
    1 комментарий
    12 классов
    Священное Писание 19 декабря: "Велика вам награда на небесах (Лк. 6, 23)" 19 декабря, 2025 г. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 335). Утреня - Святителя: Евангелие от Иоанна, 10 глава ИИСУС ХРИСТОС - ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ И ДВЕРЬ ВО ДВОР ОВЧИЙ 9 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся*, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наёмник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13 А наёмник бежит, потому что наёмник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. Литургия - Евангелие от Луки, 6 глава ПРОПОВЕДЬ НА «РОВНОМ МЕСТЕ»: ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ: ГОРЕ! 17 … Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Послание к Евреям, 13 глава ЗАКЛЮЧЕНИЕ. УВЕЩАНИЯ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЯ. НАСТАВЛЕНИЯ ВЗЫСКУЮЩИМ БУДУЩЕГО ГРАДА 17 <Братия!> Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. УВЕЩАНИЕ К МОЛИТВЕ 18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всём желаем вести себя честно. 19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращён был вам. БЛАГОСЛОВЕНИЕ 20 Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа], 21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. * <СПАСЕНИЕ> Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1880–1956), духовный писатель и религиозный мыслитель, архиерей Сербской Православной Церкви, епископ Жичский, канонизирован Сербской Православной Церковью как святитель, широко почитается в Русской Православной Церкви: «Как ни странно это звучит, но это правда: мы приходим в этот мир, чтобы спасаться от него. Так же как люди уходят на войну не ради наслаждения войной, но чтобы спастись от неё!» ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ Святитель Феофан (Го́воров) (1815–1894), епископ Тамбовский и Шацкий, Затворник Вышенский, один из самых влиятельных духовных писателей XIX века, подвижник, богослов, духовный наставник, переводчик святоотеческих творений: «Как иные мягкие и удоборазлагаемые тела, принимая на себя твердые, каменистые частицы, сами делаются твердыми, окаменевают и становятся недоступными повреждению и разложению, так и душа, напитавшаяся и проникнувшаяся словом Божиим, затвердевает в истине и добрых расположениях так, что делается безопасною от поражений лжи и греха». ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» («Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: Аз приидох, да живот имут и лишше имут») (Ин. 10, 10) Святой праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев) (1829–1908), митрофорный протоиерей, настоятель Андреевского собора в Кронштадте, член Святейшего Синода, проповедник, духовный писатель, церковно-общественный деятель, благотворитель, подвижник, молитвенник: «Верим, Божественный Спасителю: иначе зачем бы Тебе терпеть от людей все пакости над Собою до крестной смерти? Ты душу Свою положил за живот наш: как же нам не верить, что Ты пришел к нам для того, чтобы мы имели живот? Господи Жизнодавче! Мы видим каждый день исполнение этих словес Твоих. Тать – диавол – приходит к нам каждый день для того только, чтобы окрасть веру нашей души, ее благие мысли и чувства и самые добрые дела, убить и погубить ее по нашей неосторожности, недостаточной твердости [воли] и маловнимательности к себе. А Ты приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда примем с верою внутрь себя животворящие Тайны Тела и Крови Твоей: спокойствие чудное, радость неземная, благость сердец наших, для нас, по природе злых, вовсе необыкновенная, обнимающая собою всех людей, вера живая, упование паче упования на милосердие Твое – наполняет тогда сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда молимся Тебе с верою непостыдною, надеждою известною и любовию нелицемерною. Чувствуем преизбыток жизни, или душевного мира, благосостояния и после молитвы – до тех пор, когда мы не запятнали души своей каким-либо грехом, который всегда как будто подсекает жизнь нашу». (Дневник. Том II. 1857-1858.)
    4 комментария
    125 классов
    10 декабря - Празднование иконы Божией Матери Курской-Коренной Курский-Коренной образ «Знамение» до последнего времени был самым почитаемым в Русской Зарубежной Церкви, он получил наименование Одигитрии русского рассеяния. Икона была обретена 8 сентября (21 по новому стилю) 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы в курских лесах. Один из охотников нашел ее на берегу реки на корне дерева. Едва он поднял ее, на месте обретения иконы забил источник воды. Охотники общими усилиями сейчас же срубили здесь деревянную часовенку. В 1385 году татары, опустошившие Курскую область, разрубили икону пополам, а часовню сожгли. Когда потом нашлись части святой иконы и были сложены вместе, образ чудесным образом воссоединился без следов разрушения. Слух о чудесах иконы дошел до царя Федора Иоанновича, царица украсила икону дорогою ризой, а на месте сгоревшей часовни устроили монастырь – Коренную пустынь. До революции 1917 года с иконой ежегодно устаивался крестный ход из Знаменского собора г. Курска в Коренную пустынь. Известно, что во время одного из таких крестных ходов был исцелен маленький мальчик, будущий великий святой Серафим Саровский. В 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана икона была вывезена за границу, по просьбе генерала Врангеля она пребывала в Крыму до эвакуации в ноябре 1920 года. С 1957 года икона находится в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Здесь основана Ново-Коренная пустынь. 4 мая 2008 года в Нью-Йорке прошел крестный ход с иконой «Курская-Коренная» и первое совместное пасхальное служение духовенства Патриарших приходов в США и клириков Русской Православной Церкви за границей. На месте же обретения иконы, в п. Свобода Курской области, сегодня восстановлен и действует мужской монастырь Рождества Богородицы, здесь же находятся древнейшие в России святые источники Божией Матери. В советские годы источник, где была найдена икона, попытались забетонировать, но вода пробилась сразу в семнадцати местах – ныне над многими из них сооружены часовни.
    4 комментария
    140 классов
    💐Многодетную семью Александра и Марии Поповых, дорогих наших участников проекта «Семеро по лавкам: искусство невозможного, поздравляем с новорожденной! Одиннадцатой по счету ребеночек, новая девочка, пришла сегодня, накануне дня святого Николая, в наш мир! Александр и Мария, ученые-биологи, выпускники МГУ им. Ломоносова, родители теперь уже 11 детей, в деревне под Угличем создает сегодня собственную научно-практическую систему воспитания и образования детей. Помощи Божией и Его благодати желаем мы этим подвижникам! Будьте здоровы душой и телом, пусть в вашей большой и доброй семье царят мир и любовь! Многая и благая лета! Друзья, давайте вместе помолимся о здравии Марии, Александра и их деток! Прочитать статью о семье Поповых и посмотреть видео о них можно по ссылке.
    1 комментарий
    28 классов
    Священное Писание 20 декабря: "Господи! Господи! отвори нам (Лк. 13, 25)" 20 декабря, 2025 г. Преподобного Нила Столобе́нского (1554). Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери. Преподобного: Евангелие от Луки, глава 6ПРОПОВЕДЬ «НА РОВНОМ МЕСТЕ»: ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА И ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ: ГОРЕ! 17 …Стал Он <Иисус> на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Рядовое: Евангелие от Луки, 21 глава ПРОРОЧЕСКАЯ БЕСЕДА НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ. БОДРСТВОВАНИЕ 37 Днём Он <Иисус> учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. 38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. 22 глава ПРЕДАНИЕ ИИСУСА ХРИСТА В РУКИ ГРЕШНИКОВ. ЗАГОВОР И РЕШЕНИЕ ИУДЕЕВ 1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, 2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. 3 Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, 4 и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. 5 Они обрадовались и согласились дать ему денег*; 6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПАСХИ 7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, 8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху. Евангелие от Луки, 13 глава ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИЧНОМ 18 <Сказал Господь притчу сию:> чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? 19 Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. ПРИТЧА О ЗАКВАСКЕ 20 Ещё сказал: чему уподоблю Царствие Божие? 21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. ТЕСНЫЕ ВРАТА 22 И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. 23 Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: 24 подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. 25 Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам»; но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». 26 Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». 27 Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды». 28 Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. 29 И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Преподобного: 2-е послание Коринфянам, 4 глава ОПРАВДАНИЕ АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАВЛА. АПОСТОЛ ПАВЕЛ И ЕГО СЛУЖЕНИЕ. СЛУЖЕНИЕ ЧЕСТНОЕ 6 <Братия!> Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. СЛУЖЕНИЕ В ИСПЫТАНИЯХ 7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. 8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; 9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. 10 Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. 11 Ибо мы, живые, непрестанно предаёмся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, 12 так что смерть действует в нас, а жизнь — в вас. 13 Но, имея тот же дух веры, как написано: «я веровал и потому говорил», и мы веруем, потому и говорим, 14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами. 15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Рядовое: Послание к Титу, 1 глава УСТРОЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ. ПРОТИВ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ 15 <Чадо Тит> Для чистых всё чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. 16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу. 2 глава ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ. ОБЯЗАННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВАНИЙ 1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: 2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; 3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; 4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, 5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие. 6 Юношей также увещевай быть целомудренными. 7 Во всём показывай в себе образец добрых дел, в учительстве — чистоту, степенность, неповреждённость, 8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлён, не имея ничего сказать о нас худого. 9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всём, не прекословить, 10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всём были украшением учению Спасителя нашего, Бога. Послание к Ефесянам, 1 глава ТАЙНА СПАСЕНИЯ И ЦЕРКВИ. ВЕЛИЧИЕ ДЕЛА ИСКУПЛЕНИЯ. ПЕРВАЯ МОЛИТВА ЗА ЭФЕСЯН 16 <Братия!> непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, 17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, 21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем, 22 и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, 23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём. * <ДЕНЬГИ> Преподобный Макарий Оптинский (Иванов) (1788–1860), старец Оптиной пустыни, духовный наставник, издатель и переводчик рукописей преподобного Паисия (Величковского): «Вас совесть не может упрекать за имение тленных денег, если вы будете ими владеть, а не они вами». ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, энциклопедист, поэт, переводчик, ученый-естествоиспытатель, реформатор русского языка, первый русский академик Петербургской Академии наук (1745), член Академии художеств (1763), основатель Московского университета (1755): «Мы должны думать так, как говорит Святое Писание, но не заставлять его говорить так, как мы думаем». ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные ворота, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» («Рече же некий ему: Господи, аще мало есть спасающихся? Он же рече к ним: подвизайтеся внити сквозе тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут») (Лк. 13, 23-24) Священномученик Онуфрий (Гагалюк) (1889–1938), архиепископ Курский и Обоянский, пастырь, духовный писатель, деятельный борец с обновленчеством: «В этих словах Спасителя – обличение протестантов, которые говорят, что достаточно, мол, одной веры, а дел добрых можно и не совершать. Без добрых дел не достичь Царства Небесного. Также и латиняне здесь посрамляются: они говорят, что можно быть и нечестивым и войти в Царство Небесное, только, как выражаются католики, если святые отдадут этим нечестивым свои «сверхдолжные» дела. Грешник может жить в свое наслаждение, предаваясь своим порокам, и не печалиться: нужно только купить эти лишние добрые дела через папу от святых, и Царство Небесное будет у грешника. Может ли быть большее извращение христианского учения? Ложь латинства – всякому очевидна. Всякий человек на Страшном Суде Христовом даст отчет о себе, о своей жизни – ходатайства других уже будут неуместны. Притом можно ли сказать вообще, что какой-либо угодник Божий сделал добрых дел больше, чем нужно? Этот ложный взгляд на идеал христианский, который бесконечен, как и говорит Спаситель: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Какие бы великие дела ни сотворили бы мы, мы смиренно должны говорить: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). А также, ведь все добро, что мы сделали, совершили при помощи Божией (Ин. 15:5). Мы остановились на очевидных всякому положениях, чтобы показать, как далеко ушли от христианской истины протестанты и католики, – они извратили ясное и премудрое учение Спасителя. А это – оттого, что и протестанты и католики ушли от Церкви Божией (Мф. 15:13–14). Мы часто задаем вопрос: почему это Царство Божие наследуют лишь немногие, а большинство-то как? – Этот вопрос отдадим на милость и мудрость Божию. А нас должен интересовать вопрос: как спастись?.. Господь нас учит, что в Царство Небесное ведет путь узкий: страданий и трудов добродетельных. Об этом должны быть главнейшие заботы…» (Письма и статьи. Над Словом Божиим. Толкование на Священное Писание).
    2 комментария
    75 классов
    13 декабря - Память апостола Андрея Первозванного Согласно евангельским текстам, апостол из двенадцати Андрей Первозванный, брат апостола Петра, родился в Вифсаиде. Вначале он был учеником пророка Иоанна Предтечи. Когда пророк, указывая на проходившего мимо Иисуса Христа, сказал: «Се агнец Божий», Андрей последовал за Христом. Его Спаситель первым призвал на апостольское служение, поэтому апостол получил имя «Первозванный». По сошествии Святого Духа, он проповедовал в Иерусалиме. Затем апостол Андрей три раза путешествовал по Европе и Азии, всюду проповедовал учение Христово и совершал множество чудес. По церковному преданию, апостол Андрей проповедовал Евангелие скифам – народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря. В 62 году апостол Андрей принял мученическую смерть в г. Патры, он был распят на косом кресте, в более позднее время получившем название «андреевского». На кресте апостола не пригвоздили, а привязали, чтобы доставить ему больше мучения. Четверо суток висел он на кресте и поучал народ. Ученики апостола хотели избавить его, но апостол просил не снимать его с креста, на котором и скончался. Мощи апостола Андрея при императоре Константине были перенесены мучеником Артемием (†362) в Константинополь в храм Святых апостолов. В 1208 году крестоносцы переправили их в Италию, в г. Амальфи, где они почивают по сей день. Глава апостола Андрея находится в Риме, части мощей имеются на Афоне и в других местах. По свидетельству русских летописей, апостол Андрей, проповедуя христианство, посетил земли, которые позже вошли в состав Древней Руси, и благословил их. Он дошел до тех мест, где впоследствии были основаны Киев и Новгород, побывал, по преданию, на Валааме. Эти летописные свидетельства воспринимались как доказательство покровительства апостола Андрея Первозванного русским землям.
    2 комментария
    172 класса
    19 декабря - Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Николай Чудотворец – скорый помощник в бедах и напастях, один из самых любимых в России святых, настолько «близкий» и «свой», что многие россияне и не подозревают о его греческой национальности. Между тем святитель Николай родился около 270 года в городе Патары (современная Турция), на территории бывшей Византийской империи. Престарелые родители его, Феофан и Нонна были богаты, что не мешало им оставаться благочестивыми христианами. Епископом в Патарах служил тогда дядя Николая, тоже Николай, который со временем посвятил племянника в пресвитера. При совершении Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал: «Вот, братие, я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных». Cлова эти не замедлили исполниться. В Патарах жил вдовец, у которого было три дочери-красавицы. Отец обеднел и не мог выдать девиц замуж. Нужда привела его к страшной мысли пожертвовать честью своих дочерей ради денег, необходимых для их приданого. Узнав об этом, святой Николай взял большой узел с золотом, в полночь подошел к хижине отца и через окно бросил золото внутрь. Решив, что Сам Промысел Божий послал ему эту помощь, отец возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую девушку. В одну из следующих ночей святой также тайно бросил бедняку второй мешок с золотом – для другой дочери, а затем и третий – для младшей. Девушки были спасены. Желая удалиться от суеты мирской, святой Николай отправился в Сионскую обитель, основанную его дядей. Но однажды, стоя на молитве, услышал глас: «Николай! Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!» Повинуясь этому слову, он вышел из милой его сердцу обители и местом жительства избрал не родные Патары, где все его знали и оказывали почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли. Жил святой как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Тем временем скончался архиепископ всей Ликийской страны Иоанн. Епископы усердно молились Богу, прося указать лицо наиболее достойное для этого места. Тогда одному из них было открыто, что назначить следует некоего Николая, который раньше всех придет на богослужение в церковь. С наступлением ночи старец встал в притворе храма и …встретил святителя Николая. По имени и глубокому смирению прибывшего, собор епископов убедился, что он и есть избранник Божий. Святой Николай прославился особенно ревностью по утверждению православной веры и искоренению язычества и ереси Ария (который отвергал божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу). Есть предание, что на Первом Вселенском соборе в Никее, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок дерзостью, лишили святителя преимущества его архиерейского сана, омофора, и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многим из них явился Господь Иисус Христос, который подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. После этого было решено освободить святого из заключения и возвратить ему сан. Еще при жизни святитель Николай был известен как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти. Известен случай, когда он остановил казнь оклеветанных воинов прямо на эшафоте, дерзновенно удержав руку палача. По его молитве прекращались бури, совершались другие великие чудеса, например воскрес юноша, который упал с мачты на палубу и разбился насмерть. До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого Угодника. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря (по старому стилю) 345 года, и был погребен в соборной церкви города Миры.
    2 комментария
    82 класса
    Храм Николы Гостунского в Тульской области. Место, избранное Богом 🗓 19 декабря, праздник святителя Николая Мирликийского, - особый день в селе Николо-Гостунь Тульской области, где рядом с руинами древнего Никольского храма возведена маленькая современная часовня в честь святого Николая. В этом тульском селе была явлена чудотворная икона Николы Гостунского. Слава о ней распространилась так широко, что великий князь московский Василий III перенес образ в Кремль, заложив для него церковь Николая Гостунского. Первопечатник Иван Федоров служил в этом храме дьяконом. Храм святителя Николая Гостунского в Кремле до наших дней не сохранился. Но еще есть шансы спасти древнюю Никольскую церковь в Тульской области, находящуюся в плачевном состоянии. ✅️ Об этом - материал Вячеслава Горшкова, выпускника курсов повышения квалификации по образовательному туризму ОДО Московской духовной академии. Руины древнего Никольского храма в Николо-Гастуни Тульской области напоминают о славной истории этого места. Здесь, в российской глубинке, была явлена чудотворная икона святителя Николая Мирликийского, названная впоследствии по месту обретения «Гостунской». Обретение иконы произошло, по-видимому, в конце XV – начале XVI в., так как уже в то время образ прославился многими чудесами. Слава его была столь велика, что великий князь Василий III приказал перенести икону в Москву и построить для нее храм в Кремле, что и было сделано в 1506 г. В Гостуни же осталась, как свидетельствует предание, точная копия с явленной иконы. После октябрьской революции 1917 г. церковная жизнь с. Николо-Гастунь была недолгой. К 1930-х годам местная власть приспособила здание древнего Никольского храма под клуб с танцевальным залом. Одно из помещений было переоборудовано под кинозал. После войны здесь располагался склад газовых баллонов. В 90-х годах XX века собор Николая Гостунского был внесен в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения». Но в следствии неправильной попытки реставрации октябрьской ночью 2002 года собор рухнул, сотрясая окрестность страшным грохотом. Сегодня от него осталась только колокольня, часть стены придела и одна стена с висящими двумя куполами, готовая обрушиться в любой момент. И вот, в 2021 году, спустя почти 80 лет тишины и забвения, возле храма вновь вознеслась молитва. Прихожане села молятся во вновь построенной и освященной в честь святого Николая маленькой часовне. ❓️А что же с Кремлевским храмом Николая Гостунского? Как уже было сказано, он был возведен по приказу Василия III. Летопись повествует об этом так: «Лета 7014 (1506), повелением Великого Князя Василия Иоанновича всея России, в граде Москве заложиша церковь кирпичную святого и великого Чудотворца Николая Гостунского (…) и постави Князь Великий Василий Иоаннович в ту церковь икону святого и великого Чудотворца Николая Гостунского, которая принесена с Гостунки речки, и украсив ю камением драгим, от нея же много исцеления тогда быша, и быватю и доныне с верою приходящим». Храм выстроили всего за 9 недель, а ризу чудотворного образа украсили золотом, драгоценными камнями и жемчугом. Это был главный Никольский храм в Кремле. Его чтили и государи, и простые москвичи. Цари присутствовали здесь за литургией, на престольные праздники в нем служили митрополиты и патриархи с обязательной раздачей милостыни. Были у храма и свои особенные традиции. Поскольку святитель Николай почитается покровителем супружества, в церковь приходили женихи и невесты, а также их родители за благословением для молодых, молясь о счастливом браке. В храме существовала особая записная книга, куда заносили имена помолвленных для молитвы о ниспослании им благословения и помощи. ➡️ В XVI веке, в царствование Ивана Грозного, от Гостунского образа произошло новое чудо. В 1553 году появилась ересь, отрицавшая святость святителя Николая Чудотворца и считавшая его «простым мужем», о чем еретики яростно спорили со святителем митрополитом Макарием. В разгар спора от иконы святителя Николая в кремлевском Никольском храме исцелился парализованный боярский сын Григорий Сухотин. Этим чудом ересь была низвергнута, а еретики посрамлены. Храм тогда стоял обгоревшим после московского пожара 1547 года. По приказу Ивана Грозного он был восстановлен, украшен фресками и в 1555 году заново освящен святителем Макарием в присутствии царя. Образ Николая Гостунского в очередной раз прославился при великом князе Василии II Темном. Сохранилось предание о том, что хан Улу-Мухаммед, изгнанный из Золотой Орды, заключил с Василием II договор, чтобы жить им мирно. И отведены ему были в кормление Белевские места в современной Тульской области. В поруки сторонами был избран святитель Николай. Но князь Василий Васильевич, вопреки условию, направил на Улу-Мухаммеда огромное войско с тем, чтобы его выгнать из Белева. Хан обратился к иконе Николая Чудотворца в селе Гостуни: «Муж праведный и святый, ты ведь был порукой нашему договору и нашим клятвам! Видишь сам мою правду; так будь же мне защитником и помощником». Крепкое верование магометанина оправдалось. Против малочисленной трехтысячной татарской рати не устояло многочисленное 40-тысячное полчище московитян, которое обратилось в бегство. Первопечатник Иван Федоров под покровом святого Николая В правление Ивана Грозного дьяконом Николо-Гостунского храма 10 лет служил знаменитый первопечатник Иван Федоров. С его именем связана одна из главных страниц в истории этой кремлёвской церкви, которой было суждено некоторое время пребывать и приходским храмом для московских печатников. В 1553 году царь Иоанн Грозный повелел устроить государев Печатный двор на Никольской: как видим, промыслом Божиим эта «улица русского просвещения» тоже оказалась связанной с именем святителя Николая Чудотворца. Дело стало за мастерами. Говорят, датский король прислал царю своего мастера, способного напечатать Библию в тысячах экземпляров и на русском языке, но лишь в обмен на принятие Россией лютеранства. От коварного предложения отказались и принялись искать своих мастеров. Они нашлись довольно скоро: это были дьякон Гостунской церкви Иоанн Федоров и его сподвижник Петр Мстиславцев. Дьякон, как считается, был близок к святителю Макарию, обучался в Краковском университете, встречался с преподобным Максимом Греком, знал иностранные языки. А его соратник был, вероятно, уроженцем Мстиславля, который тогда принадлежал Литве. Там-то Петр Тимофеевич и мог научиться мастерству книгопечатания в местных типографиях, а затем передать практические навыки Иоанну Федорову. Первая книга – «Апостол» – была издана в марте 1564 года. Чуть меньше года ушло на ее изготовление. Интересно, что и прежде, пока Печатный двор еще строился, в Москве существовала временная типография, получившая у историков название «Анонимной». Она выпустила несколько книг, и как считается, Иван Федоров тоже участвовал в их издании. Весьма вероятно, что эта типография располагалась в Кремле. Когда Печатный двор на Никольской был освящен, Иван Федоров возглавил его, выпустил две книги – «Апостол» и «Часовник» (сборник молитв на каждый день), однако вскоре покинул Москву, как полагают, бежав от опричнины. Первые Романовы тоже почитали чудотворный образ святителя Николая и, продолжая традицию, ходили именно в этот храм на праздники в честь Николая Чудотвоца. Каждый правитель старался поднести дар храму: Михаил Федорович пожаловал напрестольный серебряный крест, цари-соправители Иван и Петр – лампады, а в правление Петра I в 1714 году у храма появилась частица мощей святителя Николая Чудотворца. Известно, что Петр молился у Гостунского образа перед военными походами. В обновленном Николо-Гостунском храме присягали на верность императору Петру III, а потом и его супруге Екатерине II, когда они восходили на русский престол. В годы Отечественной войны 1812 года в поруганном, но не разрушенном храме французами был устроен склад сена и овса для лошадей Наполеона, а святыня – чудотворная икона – пропала. В октябре 1816 года вышло высочайшее соизволение: обветшавший Николо-Гостунский храм следовало разобрать как «по местоположению своему и по бедности архитектуры делающий безобразие Кремлю». Его престол, святыни, чудотворный образ и утварь надлежало перенести в новый храм, а именно в Успенскую звонницу рядом с Иваном Великим. В средней части этой звонницы со времен Ивана Грозного находилась Рождественская церковь, почти разрушенная при Наполеоне. Её решили не возобновлять, а освятить в её помещении новый Николо-Гостунский храм. Такой выбор места для Гостунского храма был связан и с тем, что в бывшей Рождественской церкви издавна хранился образ святителя Николая Чудотворца, очень чтимый и любимый москвичами, но также бесследно пропавший в нашествие Наполеона. Новый Гостунский храм был освящен в 1818 году. Прямо над ним висели колокола Успенской звонницы. Самые тяжелые потери были впереди. При обстреле Кремля в ноябре 1917 года снаряд разорвался в алтаре Гостунской церкви, но престол чудом остался невредимым. Вскоре на звоннице поставили часовых, которые расписали стены «памятными» надписями. Храм в звоннице тогда же был закрыт, икона пропала. Но пока цел ещё храм Николая Гостунского в родном селе, правда, в плачевном состоянии. В 2002 году энтузиастами-предпринимателями была предпринята попытка восстановления святыни. Был открыт «Фонд восстановления храма святителя Николая в селе Николо-Гастунь» с целью привлечения средств на восстановление храма. 29 августа 2021 года епископ Белевский и Алексинский Серафим совершил Божественную Литургию во временной часовне в честь святителя Николая, находящейся близ руинированного Свято-Никольского соборного храма с. Николо-Гастунь Белевского района. В 2023 году храм был включен в федеральную программу министерства культуры «Консервация». Были проведены работы по предотвращению дальнейшего разрушения памятника. Но это не решило главной проблемы: спасения и восстановления храма. Одни памятники могут ждать своей очереди на реставрацию, а другие требуют незамедлительной помощи уже сегодня – как со стороны государства, так и всего общества. Храм святого Николая ждёт реставрации уже из последних сил. Жители села не оставляют веру, они еженедельно читают акафист Николаю Чудотворцу, здесь уже (хотя и редко) проходят богослужения, сюда приезжают паломники. Мы верим, что чудо молитвами святого Николая обязательно случится, и дневний Никольский храм, свидетель славной истории и многих чудес, будет восстановлен.
    1 комментарий
    94 класса
    Храм великомученика Георгия Победоносца в сочинском поселке Лоо. Византии связующие нити 🗓 9 декабря Русская Православная Церковь вспоминает великомученика Георгия Победоносца. Так называемый Юрьев день, «осенний Георгий», связан с освящением первого Киевского Георгиевского храма, построенного Ярославом Мудрым в XI веке. Впрочем, недалеко от Сочи находятся руины, возможно, еще более древней византийской церкви, посвященной святому Георгию Победоносцу. О памятнике архитектуры рассказывает Валентина Тлиф, директор воскресной школы «Радость моя» храма святого апостола Симона Кананита города Сочи. Недалеко от поселка Лоо Лазаревского района города Сочи, в котором расположен современный храм святого апостола Симона Кананита, находится таинственный памятник церковной архитектуры – руины древнего христианского храма, посвященного, предположительно, святому великомученику Георгию Победоносцу. Храм расположен в 2 км от побережья на вершине горы на высоте около 200 м над уровнем моря. Его южная стена разрушена полностью, западная и восточная значительно повреждены временем. Лишь северная стена еще сохраняет свою крепость и высоту. По периметру храм сохранился полностью – этот факт делает его уникальным историческим памятником. При раскопках были обнаружены фрагменты зеленовато-голубого оконного стекла византийского происхождения, возможно, ими были застеклены окна Лооского храма. Кто и когда построил этот храм, какие тайны хранят его древние стены? Возведение средневекового храма исследователи связывают с миссионерской деятельностью Византии. Согласно выводам Лооской археологической экспедиции 1987-1997 годов, проведенной УрГУ под руководством Б.Б. Овчинниковой, время постройки первой церкви на этом месте – X-XII вв. Храм имел крестово-купольное строение, типичное для византийской архитектуры этого времени. Он был сооружен из плит песчаника и сланца, а наружная поверхность сохранила следы изумительной по белизне облицовки из обработанных известняковых блоков. Они сплошными рядами покрывали стены храма, придавая ему величие и блеск. С моря было отлично видно эту белокаменную церковь с красной черепичной крышей и куполом. В XIII веке храм был разрушен, предположительно, землетрясением. Восстановлен в XIV веке, именно это воссозданное сооружение и дошло до наших дней. После заката Византийской империи, к XVI – XVII векам, храм был преобразован в крепость. Его окна превратили в бойницы, была сооружена сторожевая башня. В конце XIX века участок земли в Лоо приобрел граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, на территории его имения и оказались развалины крепости, впрочем, хорошо сохранившиеся. Вот что читаем в записках того времени про храм: «…сохранился почти весь, обрушились только своды и верхняя часть стен. Алтарь цел, в стенах сохранились окна». Значительно храм пострадал уже после революции, когда его сознательно разрушали. В 1930-е годы даже взрывали, растаскивая потом каменные блоки на нужны подсобного строительства. В настоящее время византийский храм в Лоо находится на территории Сочинского национального парка и представляет собой объект культурно-исторического наследия, открытый для посещения. Молимся Господу Богу.jpg В дни памяти святого Георгия на месте древнего храма проводятся Божественная литургия и молебны Прихожане современного храма, освященного в честь апостола Симона Канонита, молитвенно почитают эту древнюю святыню. Ежегодно 6 мая, в день памяти святого Георгия Победоносца, к древнему храму от новой церкви совершается крестный ход православного духовенства и прихожан для пения молебна святому Георгию и совершения Божественной литургии. И кажется чудесным совпадением то, что на Святой Земле на месте дома в Кане Галилейской, где праздновал свою свадьбу апостол Симон Кананит, и где Христос претворил воду в вино, сотворив первое чудо, стоит православный греческий храм святого великомученика Георгия Победоносца. Это действительно своеобразная связующая нить между временами и народами. В дни празднования памяти святого великомученика Георгия Победоносца с 6 по 9 мая прихожане сочинского храма в честь апостола Симона Кананита проводят акцию «Георгиевская ленточка». Ленточки получают все приходящие в эти дни к древнему храму, это тоже символ некой эстафеты от памяти Георгия Победоносца к празднику Великой Победы. Вместе с лентой паломникам предлагаются небольшие буклеты или открытки с краткой информацией о храме и о святом Георгии. Воспитанники воскресной школы «Радость моя» и прихожане храма апостола Симона Кананита участвуют в волонтерских акциях по уборке и сохранению территории храма. Ведется разработка туристического образовательного маршрута и прогулочного терренкура (тропы) от храма апостола Симона Кананита к византийскому храму святого Георгия в п. Лоо. Святое, веками намоленное место привлекает разных людей. Не все посетители ведут себя благоговейно, находясь в полуразрушенном храме. Некоторые оставляют мусор, повязывают тряпочки на ветви деревьев, прикрепляют горящие свечи прямо в кладку древних стен. Туристическая популярность этого места негативно сказывается на облике и состоянии древней святыни. Тем важнее ее изучение и сохранение. Очень надеемся, что когда-нибудь нам удастся раскрыть тайну древнего храма на территории Сочи. И также связь таинственную святого Георгия с Канной Галилейской, где Христос сотворил первое чудо в доме у апостола Симона Кананита.
    3 комментария
    93 класса
Фильтр
  • Класс
  • Класс
  • Класс
svyatyeonl
  • Класс
svyatyeonl
  • Класс
svyatyeonl
  • Класс
  • Класс
Показать ещё