ПОИСК!
16 сентября 1944 года после атаки на порт города Киркинес,огнём немецкой наземной зенитной артиллерии был сбит самолёт ИЛ-2,N24.Самолет упал юго-восточнее Рейноя(Reinøya),в районе Reigjerdvannet.
Лётчик, младший лейтенант Борис Васильевич Титов, погиб при столкновении самолета с землёй, радиста стрелка, младшего сержанта Юрия Ивановича Минеева, немцы взяли в плен.
Норвежский историк Руне Раутио рассказал мне,что в октябре 1950 года Норвежские саамы- оленеводы нашли самолет, в котором находились останки летчика Бориса Васильевича Титова.Он был похоронен на кладбище Тщетта(Tjøtta),север Норвегии, как неизвестный.
О судьбе Юрия Ивановича Минеева ничего не известно.Из немецкого плена,домой, он не вернулся.
Вот информация о двух погибших в Норвегии летчиках:
1.Титов Борис Васильевич 1922 г.р.,младший лейтенант, 46 штурмовой авиационный полк,46 Печенгской штурмовой авиационный полк.Родом из Ивановской области,Тейковского р-она,ж-д разъезд 49. Призван Исовским РВК в 1941 году.Холост.Мать Титова Лидия Григорьевна 1902 г.р.,проживала в Татарской АССР г.Мензелинск ул.Коммунистическая 49.У Бориса Титова был брат Александр 1931 г.р., и сестра Нина 1936 г.р.
2.Минеев Юрий Иванович 18.11.1926 г.р.,мл.сержант,46 штурмовой авиационный полк,46 Печенгской штурмовой авиационный полк.Родом из Мордовской АССР с.Ромаданово. Призван Ромадановским РВК в 1943 году.Холост.Отец Минеев Иван Прокопьевич и мама Матрёна Алексеевна проживали в Ромодановского р-оне с.Михайловка.
С июля 1943 года 46 штурмовой авиационный полк вошёл в состав 14 смешанной авиационной дивизии ВВС Северного флота.В августе,сентябре 1944 года шли ожесточенные бои на севере.Немцы перевозили из порта Киркинес и Петсамо,в Германию, железную и никелевую руду,снабжая боеприпасами и продовольствием свою Северную группировку войск.
Получая сокрушительные удары от Красной Армии на других участках фронта,немцы старались всеми силами удержаться на севере Норвегии.Поэтому перед нашими штурмовиками,была поставлена боевая задача - сорвать перевозки противника,не пропустить не одного конвоя.Более 100 судов противника были потоплены за время боев в Заполярье.
Потери 46 штурмового авиационного полка,базировавшегося на аэродроме Ваенга, были большими.131 человек не вернулись с боевого задания.
Двое их них- Титов Борис Васильевич и Минеев Юрий Иванович.
Надеюсь, что общими усилиями, нам удастся найти их семьи.
О событиях тех дней рассказывает участник боев в Заполярье,старший лейтенант Тамаров.
СЛУЧАЙ ИЗ БОЕВОЙ ЖИЗНИ.
«В порту Киркенес готовился конвой для отправки в Германию. Тяжело нагруженные фашистские транспорта были рассредоточены юго-восточнее острова Реней. 46 полку было приказано нанести бомбо-штурмовой удар по этим транспортам. Для нанесения удара были выделены две группы «ИЛ-2» по 6 самолетов в каждой. Общее командование группой возложили на меня. Первую шестерку вел я сам, вторую группу вел лейтенант Гусев. Удар было приказано нанести комбинированный. Моя группа – топмачтовым способом по транспортам противника, а группа Гусева – пикировщики, по кораблям охранения.
Предварительно боевое задание было проработано с летным составом на земле. Я проверил каждого летчика, знает ли он, как будет выходить в атаку, какая ему намечена цель для поражения, порядок отхода от цели и сбор группы. Убедившись в том, что летный состав твердо усвоил задание ч дал команду «По самолетам». Взлетели по сигналу с КП. Взлет производили парами. До цели шли шестерками обычным строем «тупого клина». Перед целью за 10-12 км я подал команду: «Гусев, выходи вперед и разворачивайся на цель». Сам же отвернул свою группу вправо для того чтобы установить необходимую для взаимодействия дистанцию.
Лейтенант Гусев мою команду принял и точно выполнил. Гусев наносил удар с пикирования с Н-1500 м.Я вывел свою группу в атаку с Н-1000 м с интервалом по времени в одну минуту. Взаимодействие было достигнуто. Группа пикировщиков отвлекла на себя весь зенитный огонь противника. Входя в атаку, я был уверен, что не встречу особого противодействия ПВО противника и действительно на боевом курсе я не видел ни одного выстрела по самолетам моей группы. Излишне успокоившись, я увлекся только целью, что и было в этом моем полете грубой ошибкой. Без маневра я направил свой самолет на транспорт водоизмещением 3 – 4000 тонн и в тот ответственный момент на боевом курсе, когда я нажал на кнопку, в мотор моего самолета попал зенитный снаряд. Мотор задымил, скорость самолета стала уменьшаться. Впереди меня сопка метров 400, думал, что не перетяну ее, мысль пришла в голову выпрыгнуть из самолета. Стал открывать колпак, не открывается. Второй снаряд попал в направляющие колпака и заклинил его, тогда я принял решение отвернуть в сторону от сопки и вышел в море на береговую черту, скорость самолета была больше 240 км, решил тянуть домой. Осмотрел приборы, в кабине температура масла 100°, температура воды 100°, давление нормально, но меня в кабине всего заливает маслом.
По радио передаю ведущему группы истребителей Герою Советского Союза капитану Петренко «Я Тамаров, иду вдоль береговой черты, у меня горит мотор». Капитан Петренко подошел ко мне и все время до самого аэродрома прикрывал меня, подбадривая по радио: «Тамаров, тяни, тяни до аэродрома недалеко». Так я дошел до своего аэродрома, правда, посадка была не совсем удачная – аварийная. На аэродроме в это время сел горящий самолет «Бостон». У меня передний козырек сильно залило маслом, пришлось производить посадку почти вслепую. Я зацепил колесами самолета за капонир, шасси сложились, и произвел посадку на живот. В это время немцы начали производить артиллерийский обстрел нашего аэродрома, я сидел в самолете с заклиненным колпаком вокруг рвались снаряды, по счастливой случайности ни один из них не попал в мой самолет. Выйти из самолета мне удалось только тогда, как прекратился артобстрел.
Подошедшие техники ломом открыли заклиненный колпак моего самолета.
В результате нашего удара по кораблям противника я лично потопил транспорт водоизмещением 3000 тонн, мл. лейтенант Авдеев потопил быстроходную баржу.
Из этого полета я сделал для себя такой вывод: самолет «ИЛ-2» с мотором АМ-38 очень живуч, поэтому торопиться покидать самолет, тем более на территории противника не следует. Надо внимательно слушать работу мотора. Мотор АМ-38ф работает до тех пор, пока не пойдет стружка.»

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 8
Дата смерти: 13.06.2014 Респ Татарстан, Мензелинский р-н, г Мензелинск
Номер наследственного дела: 496999-121/2014
Нотариус: Чумакова Светлана Олеговна