Печатникова, д. 7 жилой каменный дом ранее выполнял функции городской ратуши. До сих пор отсутствовали убедительные доказательства, подтверждающие либо опровергающие данное утверждение.
Проведённое исследование исторических документов позволило установить точную принадлежность указанного сооружения. Анализ архивных материалов, содержащихся в труде священника В.П. Успенского «Статистическое и историческое описание церквей города Осташкова» издания 1881 года и В.И. Покровского «Историко-статистическое описание города Осташкова» издания 1880 года, выявил конкретные факты, касающиеся рассматриваемого объекта недвижимости.
1. «Священно-церковно-служителямъ Георгіевской, что послѣ Троицкая, а съ 1746 года соборная, церкви — даны были первоначально, по указу Патріарха Филарета Никитича, на поселеніе дворовыя земли, близкія къ указанной церкви; вѣроятно такое же распоряженіе было и отъ властей Іосифова монастыря по отношенію къ священно-церковно-служителямъ Воскресенской церкви; но съ теченіемъ времени завладѣли ими зажиточные Осташковскихъ слободъ крестьяне. Такъ, въ 1747 году, по близости къ алтарю соборной церкви, стояли каменныя строенія крестьянъ Іосифовской слободы Андрея и Карпа Никитиныхъ Фокиныхъ; а по близости Воскресенской церкви, на сѣверной ея сторонѣ, стояли каменныя палаты, принадлежавшія дочери крестьянина той же слободы Владимира Владимирова Фокина Прасковьѣ Владимировой. Осташковское Духовное Правленіе, ссылаясь на указъ Св. Синода, чтобы лавокъ, шалашей, питейныхъ домовъ и прочаго строенія близъ церквей не строить, стало требовать, чтобы строенія помянутыхъ крестьянъ были отнесены отъ церквей. По поводу сего, Прасковья Владимирова Фокина, въ 1748 году, продала свои каменныя палаты и дворовую землю протопопу Петру Максимову за 120 руб.; вѣроятно, и Андрей Никитинъ Фокинъ съ братомъ Карпомъ продали тогда же свои каменныя строенія священнику Воскресенской церкви Григорью Димитріеву. Впослѣдствіи, правнукъ Петра Максимова, священникъ Троицкаго собора Василій Никитич Суворовъ, въ 1800 году, купилъ у сына помянутаго Григорья Дмитріева, священника Троицкой же церкви Петра Григорьева, домъ его каменный, стоящій противъ алтаря соборной церкви, въ которомъ и жилъ по смерть свою, послѣдовавшую въ 1828 году. Этотъ домъ существуетъ и теперь. Наружный его видъ почти не измѣнился».
2. «Раскладкою и сборомъ податей, какъ государственныхъ, такъ и вотчинныхъ, а также наблюденіемъ за тишиною въ слободахъ, особенно послѣ прекращенія въ Осташковѣ званія воеводъ, завѣдывали въ той и другой слободѣ земскія избы, въ которыхъ засѣдали земскіе старосты и земскіе цѣловальники. Съ 1700 года къ нимъ присоединены были земскіе бур¬мистры, а въ 1720 и 1721 годахъ, присутственное мѣсто ихъ называлось ратушею. Въ 1730 году (и слѣдующихъ) ратуша не упоминается въ Осташковѣ, а по прежнему говорится о земскихъ избахъ, въ которыхъ присутствуютъ земскіе выборные».
Указ Патриарха Филарета о выделении дворовых земель священнослужителям был принят 20 мая 1625 года. Соответственно в этом здании с 1720 по 1730 года, и позже в 1754 не могла располагаться ратуша, т.к. принадлежала местному духовенству.
Конечно же понятно, почему местные жители считают этот дом бывшим зданием ратуши - скорее всего, эта версия передавалась устно из поколения в поколение, и никто особо не задумывался о точности исторических деталей. Но исторические документы подтверждают совсем иное: оказывается, уже в 1747 году дом находился в собственности семьи крестьян Фокиных, а позже, с 1748 по 1828 года после продажи принадлежал опять местному духовенству. Получается, что утверждение о принадлежности дома № 7 к бывшей ратуше не соответствует действительности.
Научный сотрудник музея С.Г. Смирнов.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев