📃 О селе Красный Холм Шиловского района в безбожное советское время говорили: «Красный Холм – богомольный». Коренные жители его, переселенцы из села Гавриловское, что под Спасском, никогда не жили богато, но их богатством были искренняя вера и благочестие. Потому земля эта всегда рождала – пусть, может, незаметных, тихих – подвижников и подвижниц благочестия.
Это и срезневская старица схимонахиня Мариамна (Сучкова), и монахиня Валентина (Гудина), многолетняя псаломщица Скорбященского храма Рязани, под видом юродства совершавшая свой подвиг. Это блаженные Сергий и Александр, похороненные на сельском кладбище, о подвигах которых знает только один Господь. Исповедники веры дядя Яша (Иаков) Девяткин, в лагере сидевший в карцере за то, что отказался работать в светлый день Пасхи, и десятилетняя девочка Маша Малюкова, спасшая икону Матери Божией из сельского храма, из икон которого, написанных на жести, рабочие делали вёдра. Это и сёстры-исповедницы нашей общины.
О многих из них я уже писал когда-то, в том числе и в газете «Благовест». Но в год 20-летия возрождения общины, тесно связанной с прихожанами Красного Холма, мне хочется с благодарностью рассказать о тех, с кем Господь судил встретиться на этом малом отрезке нашего жизненного пути.
В первую очередь, конечно же, о матушке Мариамне. Когда начали возрождать нашу общину, сельчане сообщили об этом старице. Радостно всплеснув руками, она сказала: «Нашего духа начали это доброе дело», имея в виду, конечно же, монашество. И я укреплялся этими её словами, когда были какие-то трудности.
В 2006 году в Срезневе заболел священник, некому было служить. Староста храма Юрий Николаевич Евтюхин сказал матушке об этом с грустью. А матушка и говорит: «Как некому служить? Отец Иоаким будет у нас». И действительно, меня благословили, и я прослужил там почти год. В Срезневе я часто общался с матушкой, расспрашивая её о селе, о монастыре, о сёстрах. Хочется засвидетельствовать о её искренней, глубокой вере. Матушка была уже немощна, и часто, когда совсем плохо себя чувствовала после богослужения, просила меня её соборовать. К завершению таинства она оживала на моих глазах, шла к чудотворному образу Матери Божией «Споручница грешных», и я слышал, как она благодарила Господа и Матерь Божию за исцеление.
У нас в обители есть матушкино благословение – священническое облачение голубого цвета, которое было куплено на её пенсию, я часто в нём служу.
Жить за послушание
После окончания одной из служб в молельном доме Красного Холма, где мы с самого начала возрождения общины тоже совершаем богослужения, бабулечки стали мне говорить, что им пора уже помирать, уже годы подходят, да и здоровье не то. Я стал им говорить, чтобы в голову не брали этого. Говорю им: «Если вы уйдёте, кто же будет молиться? Дети ведь работают, внуки учатся, им некогда. Нет вам благословения умирать….» В этом году одной из них, бабе Маше Бастрыкиной, исполнилось 100 лет. Её соседка баба Аня Голубкова ушла на 102-м году.
О них мне тоже хочется рассказать. Мария Степановна Бастрыкина родилась 8 марта 1925 года. Муж её пришёл с войны с ранениями и рано умер. Оставшись вдовой, воспитывала одна пятерых детей. Вела большое хозяйство. И всегда молилась, по возможности посещала храмы, которые были тогда от Красного Холма за 40 и более километров.
Когда я приехал и поселился в монастыре, то, узнав об этом, некоторые прихожане на третий день пришли пешком убираться в разрушенном храме. Их было семь женщин, среди них была и баба Маша. Ей тогда шёл уже 81-й год. Она пришла первая, и на вопрос остальных, как это она вышла позже них, а оказалась первой, ответила шуткой: «А я увидела зайца и побежала за ним, вот и оказалась впереди вас».
В нужный момент она всегда может и пошутить – конечно же, по-доброму.
Когда у нас в обители стали совершаться богослужения, несмотря ни на какую погоду, баба Маша пешком с палочкой шла в монастырь помолиться. На Рождество и Пасху ходила на ночную службу. А она живёт на самой дальней улице села, за пять километров от нас. Спутницам своим, подбадривая их, говорила: «Не отставайте, а то налуплю».
Периодически в село приезжает районный автопоезд «Забота и здоровье», организованный Шиловской районной больницей. И вот идёт баба Маша. Врачи, видя её преклонный возраст, шутя говорят: «Бабуль, тебе-то зачем?» А она отвечает: «Э, нет. Нас батюшка не благословил умирать».
Это их искреннее послушание и, конечно же, благочестивая жизнь... «Да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12).
Анна Тихоновна Голубкова родилась 5 сентября 1920 года. С малых лет познала всю тяжесть сиротства. Также рано осталась вдовой и одна воспитывала четверых малолетних детей. Во время Великой Отечественной рыла окопы и валила лес. Работала в местном колхозе дояркой. Пережила пожар дома и всего с трудом нажитого, но никогда не отчаивалась, всегда молилась.
Строгие постницы
Помню, меня удивил «малый» подвиг бабы Ани (в старину благочестивые наши предки это соблюдали в большинстве своём). Был Рождественский пост. Все наши прихожане обязательно причащаются во все четыре поста. Зима 2007 года была снежная, не все могли прийти в молельный дом, поэтому был назначен день для причащения по домам. Обходя все улицы на лыжах, я к ней попал уж в обеденное время. Переживал, думая, что баба Аня не дождалась и уже пообедала. И каково было моё удивление, когда я спросил её об этом и услышал ответ: «Что ты, батюшка! Я до 12 часов всю жизнь ничего не вкушаю. Ведь в храмах в это время совершается Божественная Литургия, а я есть буду?! Так что ты можешь всегда приходить ко мне в последнюю очередь».
Когда отмечали её 100-летие, мы, священники, тоже были приглашены на торжество. Стол был накрыт в саду, собрались люди со всего села. Рассказывая о своей вековой нелёгкой жизни, баба Аня говорила, что во всём ей помогала вера в Бога, и наставляла всех никогда не забывать Его.
И кончина её была праведной. Она занемогла и слегла, но ненадолго. Перед смертью попросила прощения у дочерей, находившихся при ней, и у всех. Поблагодарила за их доброту и сказала, что взаимно всех прощает. Взглянула на иконы в святом углу и, сотворив из последних сил крестное знамение, отошла в вечность.
Великим постом, готовясь к причастию, прихожане наши всегда строго постились – по уставу. А до нашего приезда священники, которых они приглашали, могли приехать к ним только на второй неделе поста. Естественно, строгий пост у них продолжался. И вот однажды наш казначей иеромонах Гавриил идёт на службу в молельный дом, а навстречу ему Пелагия Сергеевна Куренкова. Идёт с палочкой, а её шатает на ходу. Отец Гавриил ей и говорит: «Тёть Поль, ты уж совсем запостилась, идёшь, качаешься». А она ему отвечает: «Что ты, батюшка, строго поститься уже не могу. Не выдержала, чайку немного попила». Вот такого духа наши родные прихожане!
Хочется упомянуть и Татьяну Михайловну Епишину (в монашестве Филарету), возглавлявшую до нас больше 20 лет чтение и пение в молельном доме. Помимо служб, она дома вычитывала Псалтирь и обязательно акафист святому, чья память в этот день совершается. В помяннике её было несколько сотен имён. Она помнила всех по именам, даже если кого-то видела раз в жизни.
Одноклассница бабы Ани Голубковой Прасковья Ивановна Силаева (в монашестве Палладия) преставилась на 99-м году жизни. Обе монахини были пострижены уже в наше время по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Касимовского и Сасовского (ныне митрополит Омский и Прииртышский). Из своих пенсий обе жертвовали на приобретение церковной утвари и написание некоторых икон, которые сейчас украшают храм общины.
Елизавета Федотская, хотя проживала в посёлке Лесном, но была уроженкой Красного Холма. Узнав об открытии монастыря, собирала лепту на восстановление общины в первые, самые трудные годы возрождения монашеской жизни. Она не выходила замуж, сохраняя девство, и всегда бывала на службах в храме. Однажды к ним в Лесной в пасхальные дни приехал служить митрополит Симон. «Елизавета, – сказал ей владыка Симон, – какое красивое у тебя платье пасхального цвета! Когда придёт время тебе умирать, скажи, чтоб тебя положили в этом платье». Умерла она на отдание Пасхи…
Многие из них уже перешли в вечность. Царствие им Небесное и вечный покой! А живущим здравие и долгоденствие! Их молитвами, как и многих других, возрождается наша обитель. Низкий поклон за искреннюю любовь к нашей обители, к нам грешным. Всем, всем.
✒️ Иеромонах Иоаким (Заякин), настоятель Крестовоздвиженской общины.
🗞 Газета "Благовест
#порталлогосърязань #газетаблаговест

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев