Предыдущая публикация
Рязанская епархия Русской Православной Церкви

Рязанская епархия Русской Православной Церкви

14 дек

📖 Краснохолмские подвижницы

📃 О селе Красный Холм Шиловского района в безбожное советское время говорили: «Красный Холм – богомольный». Коренные жители его, переселенцы из села Гавриловское, что под Спасском, никогда не жили богато, но их богатством были искренняя вера и благочестие. Потому земля эта всегда рождала – пусть, может, незаметных, тихих – подвижников и подвижниц благочестия.
Это и срезневская старица схимонахиня Мариамна (Сучкова), и монахиня Валентина (Гудина), многолетняя псаломщица Скорбященского храма Рязани, под видом юродства совершавшая свой подвиг. Это блаженные Сергий и Александр, похороненные на сельском кладбище, о подвигах которых знает только один Господь. Исповедники веры дядя Яша (Иаков) Девяткин, в лагере сидевший в карцере за то, что отказался работать в светлый день Пасхи, и десятилетняя девочка Маша Малюкова, спасшая икону Матери Божией из сельского храма, из икон которого, написанных на жести, рабочие делали вёдра. Это и сёстры-исповедницы нашей общины.
О многих из них я уже писал когда-то, в том числе и в газете «Благовест». Но в год 20-летия возрождения общины, тесно связанной с прихожанами Красного Холма, мне хочется с благодарностью рассказать о тех, с кем Господь судил встретиться на этом малом отрезке нашего жизненного пути.
В первую очередь, конечно же, о матушке Мариамне. Когда начали возрождать нашу общину, сельчане сообщили об этом старице. Радостно всплеснув руками, она сказала: «Нашего духа начали это доброе дело», имея в виду, конечно же, монашество. И я укреплялся этими её словами, когда были какие-то трудности.
В 2006 году в Срезневе заболел священник, некому было служить. Староста храма Юрий Николаевич Евтюхин сказал матушке об этом с грустью. А матушка и говорит: «Как некому служить? Отец Иоаким будет у нас». И действительно, меня благословили, и я прослужил там почти год. В Срезневе я часто общался с матушкой, расспрашивая её о селе, о монастыре, о сёстрах. Хочется засвидетельствовать о её искренней, глубокой вере. Матушка была уже немощна, и часто, когда совсем плохо себя чувствовала после богослужения, просила меня её соборовать. К завершению таинства она оживала на моих глазах, шла к чудотворному образу Матери Божией «Споручница грешных», и я слышал, как она благодарила Господа и Матерь Божию за исцеление.
У нас в обители есть матушкино благословение – священническое облачение голубого цвета, которое было куплено на её пенсию, я часто в нём служу.
Жить за послушание
После окончания одной из служб в молельном доме Красного Холма, где мы с самого начала возрождения общины тоже совершаем богослужения, бабулечки стали мне говорить, что им пора уже помирать, уже годы подходят, да и здоровье не то. Я стал им говорить, чтобы в голову не брали этого. Говорю им: «Если вы уйдёте, кто же будет молиться? Дети ведь работают, внуки учатся, им некогда. Нет вам благословения умирать….» В этом году одной из них, бабе Маше Бастрыкиной, исполнилось 100 лет. Её соседка баба Аня Голубкова ушла на 102-м году.
О них мне тоже хочется рассказать. Мария Степановна Бастрыкина родилась 8 марта 1925 года. Муж её пришёл с войны с ранениями и рано умер. Оставшись вдовой, воспитывала одна пятерых детей. Вела большое хозяйство. И всегда молилась, по возможности посещала храмы, которые были тогда от Красного Холма за 40 и более километров.
Когда я приехал и поселился в монастыре, то, узнав об этом, некоторые прихожане на третий день пришли пешком убираться в разрушенном храме. Их было семь женщин, среди них была и баба Маша. Ей тогда шёл уже 81-й год. Она пришла первая, и на вопрос остальных, как это она вышла позже них, а оказалась первой, ответила шуткой: «А я увидела зайца и побежала за ним, вот и оказалась впереди вас».
В нужный момент она всегда может и пошутить – конечно же, по-доброму.
Когда у нас в обители стали совершаться богослужения, несмотря ни на какую погоду, баба Маша пешком с палочкой шла в монастырь помолиться. На Рождество и Пасху ходила на ночную службу. А она живёт на самой дальней улице села, за пять километров от нас. Спутницам своим, подбадривая их, говорила: «Не отставайте, а то налуплю».
Периодически в село приезжает районный автопоезд «Забота и здоровье», организованный Шиловской районной больницей. И вот идёт баба Маша. Врачи, видя её преклонный возраст, шутя говорят: «Бабуль, тебе-то зачем?» А она отвечает: «Э, нет. Нас батюшка не благословил умирать».
Это их искреннее послушание и, конечно же, благочестивая жизнь... «Да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12).
Анна Тихоновна Голубкова родилась 5 сентября 1920 года. С малых лет познала всю тяжесть сиротства. Также рано осталась вдовой и одна воспитывала четверых малолетних детей. Во время Великой Отечественной рыла окопы и валила лес. Работала в местном колхозе дояркой. Пережила пожар дома и всего с трудом нажитого, но никогда не отчаивалась, всегда молилась.
Строгие постницы
Помню, меня удивил «малый» подвиг бабы Ани (в старину благочестивые наши предки это соблюдали в большинстве своём). Был Рождественский пост. Все наши прихожане обязательно причащаются во все четыре поста. Зима 2007 года была снежная, не все могли прийти в молельный дом, поэтому был назначен день для причащения по домам. Обходя все улицы на лыжах, я к ней попал уж в обеденное время. Переживал, думая, что баба Аня не дождалась и уже пообедала. И каково было моё удивление, когда я спросил её об этом и услышал ответ: «Что ты, батюшка! Я до 12 часов всю жизнь ничего не вкушаю. Ведь в храмах в это время совершается Божественная Литургия, а я есть буду?! Так что ты можешь всегда приходить ко мне в последнюю очередь».
Когда отмечали её 100-летие, мы, священники, тоже были приглашены на торжество. Стол был накрыт в саду, собрались люди со всего села. Рассказывая о своей вековой нелёгкой жизни, баба Аня говорила, что во всём ей помогала вера в Бога, и наставляла всех никогда не забывать Его.
И кончина её была праведной. Она занемогла и слегла, но ненадолго. Перед смертью попросила прощения у дочерей, находившихся при ней, и у всех. Поблагодарила за их доброту и сказала, что взаимно всех прощает. Взглянула на иконы в святом углу и, сотворив из последних сил крестное знамение, отошла в вечность.
Великим постом, готовясь к причастию, прихожане наши всегда строго постились – по уставу. А до нашего приезда священники, которых они приглашали, могли приехать к ним только на второй неделе поста. Естественно, строгий пост у них продолжался. И вот однажды наш казначей иеромонах Гавриил идёт на службу в молельный дом, а навстречу ему Пелагия Сергеевна Куренкова. Идёт с палочкой, а её шатает на ходу. Отец Гавриил ей и говорит: «Тёть Поль, ты уж совсем запостилась, идёшь, качаешься». А она ему отвечает: «Что ты, батюшка, строго поститься уже не могу. Не выдержала, чайку немного попила». Вот такого духа наши родные прихожане!
Хочется упомянуть и Татьяну Михайловну Епишину (в монашестве Филарету), возглавлявшую до нас больше 20 лет чтение и пение в молельном доме. Помимо служб, она дома вычитывала Псалтирь и обязательно акафист святому, чья память в этот день совершается. В помяннике её было несколько сотен имён. Она помнила всех по именам, даже если кого-то видела раз в жизни.
Одноклассница бабы Ани Голубковой Прасковья Ивановна Силаева (в монашестве Палладия) преставилась на 99-м году жизни. Обе монахини были пострижены уже в наше время по благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Касимовского и Сасовского (ныне митрополит Омский и Прииртышский). Из своих пенсий обе жертвовали на приобретение церковной утвари и написание некоторых икон, которые сейчас украшают храм общины.
Елизавета Федотская, хотя проживала в посёлке Лесном, но была уроженкой Красного Холма. Узнав об открытии монастыря, собирала лепту на восстановление общины в первые, самые трудные годы возрождения монашеской жизни. Она не выходила замуж, сохраняя девство, и всегда бывала на службах в храме. Однажды к ним в Лесной в пасхальные дни приехал служить митрополит Симон. «Елизавета, – сказал ей владыка Симон, – какое красивое у тебя платье пасхального цвета! Когда придёт время тебе умирать, скажи, чтоб тебя положили в этом платье». Умерла она на отдание Пасхи…
Многие из них уже перешли в вечность. Царствие им Небесное и вечный покой! А живущим здравие и долгоденствие! Их молитвами, как и многих других, возрождается наша обитель. Низкий поклон за искреннюю любовь к нашей обители, к нам грешным. Всем, всем.
✒️ Иеромонах Иоаким (Заякин), настоятель Крестовоздвиженской общины.
🗞 Газета "Благовест
#порталлогосърязань #газетаблаговест

📖 Краснохолмские подвижницы - 5370259852573
📖 Краснохолмские подвижницы - 5370259852829
📖 Краснохолмские подвижницы - 5370259853085

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Рязанская епархия Русской Православной Церкви

Рязанская епархия Русской Православной Церкви

ЛентаТемы 13 888Фото 54 569Видео 1 201Участники 4 099
  • Подарки
Левая колонка
Всё 13 888
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться