Первая мировая война застала гражданина Франции авиатора-спортсмена Альфонса Флавиена Пуарэ (1883-1922) в России, где он совершал турне, демонстрируя петербургской, московской и одесской публике свое мастерство высшего пилотажа. Не имея возможности вернуться во Францию после начала войны, Пуарэ с согласия русского и французского правительств добровольно поступил на русскую службу и, заключив контракт с Военным министерством Российской Империи, был определен во 2-й армейский авиаотряд 2-й армии.
На своем личном самолете «Фарман‒20» французский ас только за первый месяц войны совершил 21 боевой вылет и по количеству часов, проведенных в небе, превзошел своих русских сослуживцев. До конца года он совершил ещё 53 вылета, пробыв в воздухе в общей сложности 120 часов. Участвовал во всех операциях 2-й армии до конца 1915 года, с риском для жизни, часто под обстрелом противника, занимался авиаразведкой. И за свои военные подвиги 6 сентября был награждён «солдатским» Георгием 4-й степени и до конца года получил ещё один Георгиевский крест. 25-го и 26-го января наступившего 1915 года он был последовательно представлен к Георгиевским крестам 2-й и 1-й степени, став полным Георгиевским кавалером. В мае 1915 года Пуарэ был произведен в первый офицерский чин прапорщика, дослужившись к концу 1917-го до поручика. Среди других наград прославленного летчика были ордена Святого Владимира с мечами (4-й и 3-й степеней), орден Святого Станислава 2-й степени и Георгиевское оружие. Французское же командование отметило боевые заслуги аса кавалерским крестом ордена Почетного легиона, Военной медалью и званием лейтенанта (1918). Но и спортивных занятий во время войны французский авиатор не оставлял. Получив в 1915 году отпуск, Пуарэ отбыл на родину, где успел побить два мировых рекорда ‒ поднялся с четырьмя пассажирами на четыре тысячи метров и с пятью пассажирами на три тысячи метров. После окончания Первой мировой войны А.Пуарэ посвятил себя делу популяризации гражданской авиации, поставил множество рекордов по перевозке пассажиров, неоднократно участвовал в соревнованиях. Жизнь прославленного авиатора оборвалась 14 ноября 1922 года во время очередного соревнования: его десятиместный биплан «Caudron» потерпел крушение.
Комментарии 2