Прощаясь с учениками на Елеонской горе, Спаситель обещал возвратиться, и это
осветило будущее Его учеников радостью и надеждой, которые не могли вытеснить
или притупить никакие скорби и испытания. Среди страданий и преследований "явление
великого Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа" было для них "блаженным
упованием". Когда фессалоникийские христиане со скорбью и печалью хоронили
своих близких, тех, кто так твердо надеялись живыми встретить пришествие Господа,
апостол Павел, их наставник, указал им на воскресение мертвых, которое произойдет
во время явления Спасителя. Тогда мертвые во Христе воскреснут и вместе с живыми
"будут восхищены", чтобы встретить Господа на воздухе. "И так,
- говорит он, - всегда с Господом будем". "Итак утешайте друг друга
сими словами" (1 Фес. 4:16-18).
На скалистом острове Патмос возлюбленный ученик слышит обетование: "Ей,
гряду скоро!", и его страстный ответ выражает молитву и пожелание Церкви
всех веков: "Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Откр. 22:20).
Из темниц, из пламени костров и с эшафотов, где святые и мученики свидетельствовали
об истине, через все столетия доносится их голос веры и надежды. Будучи "убеждены
в Его воскресении, а также и в своем собственном во время Его пришествия",
говорит один из этих христиан, "они с презрением относились к смерти и
были выше нее"265. Они были согласны сойти в могилу, чтобы потом "выйти
из нее освобожденными"266. Они ожидали Господа "на облаках небесных
в славе Отца", Который установит Свое Царство для праведных. Вальденсы
имели подобную веру267. Уиклиф ожидал явления Искупителя как надежду Церкви268.
[303]
Лютер говорил: "Я убежден, что день суда наступит не позже, чем через 300
лет. Бог не захочет и не сможет больше терпеть этот нечестивый мир... Приближается
великий день, когда это царство земных мерзостей будет свергнуто"269.
"Этот состарившийся мир недалек от своего конца", - говорил Меланхтон.
Кальвин убеждал верующих "не колебаться, но с надеждой ожидать пришествия
Христа, как самого благоприятного из великих событий", подчеркивая, что
"вся христианская семья должна ожидать этого дня... мы должны ощущать голод
по Христу; мы должны искать Его, размышлять о Нем, пока не взойдет заря того
великого дня, когда наш Господь во всей Своей полноте явит славу Своего Царства"270.
"Разве наш Господь Иисус не в человеческой плоти вознесся на небо? - говорил
Нокс, шотландский реформатор. - И разве Он не возвратится вновь? Мы знаем, что
Он вернется, и это будет скоро". Ридли и Латимер, которые отдали свою жизнь
за истину, с верой ожидали пришествия Господа. Ридли писал: "Я верю и нисколько
не сомневаюсь в том, что мир идет к своему концу. И поэтому вместе с Иоанном,
слугой Божьим, давайте обратимся всем сердцем к нашему Спасителю, Иисусу Христу:
гряди Господи Иисусе, гряди!"271
"Мысли о пришествии Господа, - говорил Бакстер, - являются для меня самыми
отрадными и радостными"272. "Вера и характер праведников Божьих проявляются
в том, чтобы они с любовью и блаженным упованием ожидали Его пришествия. Если
при воскресении мертвых истребится последний враг - смерть, - это должно побудить
верующих серьезно молиться и жаждать Второго пришествия Христа, когда будет
одержана полная и окончательная победа"273. "Скорейшего наступления
этого дня должны с верой ожидать все верующие; в этот день завершится работа
их искупления и будут осуществлены все желания и стремления их души. О, Господи,
поспеши, приблизь этот блаженный день!"274 Такова была надежда апостольской
Церкви, "Церкви в пустыне" и реформаторов. [304]
Пророчество не только предсказывает цель пришествия Христа и то, как оно будет
осуществляться, но и указывает на признаки, по которым люди могут узнать его
приближение. Иисус говорит: "И будут знамения в солнце и луне и звездах"
(Лк. 21:25). "Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут
с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего
на облаках с силою многою и славою" (Мк. 13:24-26). Иоанн Богослов так
описывает первые знамения - предвестники Второго пришествия: "Произошло
великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась
как кровь" (Откр. 6:12).
Эти знамения явились до начала ХГХ века. В 1755 году произошло одно из самых
разрушительных землетрясений, когда-либо отмеченных в истории. Хотя оно и стало
известным как Лиссабонское землетрясение, действие его распространилось на большую
часть Европы, Африки и Америки. Оно ощущалось в Гренландии, Вест-Индии, на острове
Мадейра, в Швеции и Норвегии, Великобритании и Ирландии. Оно охватило территорию
не менее четырех миллионов квадратных миль. В Африке толчки были так же сильны,
как и в Европе. Большая часть Алжира была разрушена, а недалеко от Марокко земная
бездна поглотила деревню с ее восемью или десятью тысячами жителей. На побережья
Испании и Африки обрушилась огромная волна, смывшая города и опустошившая целые
области.
В Испании и Португалии ощущались чрезвычайно сильные толчки. Рассказывали, что
на Кадис устремилась волна, достигавшая в высоту 20 метров. Горы, "самые
высокие в Португалии, содрогались до самого основания; вершины некоторых из
них разверзлись, образовав кратеры вулканов, из которых извергалось пламя; огромнейшие
скалы обрушились на близлежащие деревни"275. [305]
В Лиссабоне "сперва послышался громоподобный подземный гул, и тут же сильнейший
толчок разрушил большую часть города. В какие-нибудь шесть минут погибло около
60 тысяч человек. Море вначале отступило, обнажив песчаные отмели, а затем поднялось
на 16-18 метров выше своего обычного уровня. Из других необыкновенных происшествий,
случившихся во время катастрофы в Лиссабоне, можно отметить уничтоженную стихией
новую набережную, сделанную из чистого мрамора. Ее сооружение обошлось в колоссальную
сумму денег. В надежде укрыться от падающих обломков там собралось очень много
людей, но внезапно вся набережная погрузилась в море, и ни один из погибших
не показался на его поверхности"276.
Подземный толчок "моментально разрушил все церкви и монастыри, почти все
большие здания и четвертую часть жилых домов. Приблизительно через два часа
после толчка возник пожар в некоторых кварталах, и в течение трех дней в городе
бушевал страшный огонь, полностью разрушивший его. Землетрясение произошло в
праздничный день, когда все церкви и монастыри были полны людей, и только очень
немногим удалось спастись"277. "Ужас, охвативший народ, не поддается
описанию. Никто не плакал, просто не было слез. Люди метались из стороны в сторону;
обезумевшие от ужаса и изумления, они били себя в грудь и кричали: "Настал
конец миру!" Матери, забыв о своих детях, бегали с распятием в руках. К
несчастью, многие в поисках спасения бросились в церкви, ища защиты, но напрасно
совершалось причастие, напрасно несчастные люди падали на землю и простирали
руки к алтарям - иконы, священники и народ были погребены под обломками".
Как потом установили, в тот роковой день погибло около 90 тысяч человек. [306]
Спустя 25 лет явилось другое знамение, упомянутое в пророчестве, - затмение
солнца и луны. Удивительнее всего было то, что это событие произошло в предсказанное
некогда время. Беседуя с учениками на Елеонской горе, Иисус описал период скорби
для Церкви - 1260 лет папского преследования, сказав, что эти дни будут сокращены;
Он упомянул также и о некоторых событиях, которые произойдут перед Его пришествием,
и указал время свершения первых из них: "После скорби той, солнце померкнет,
и луна не даст света своего" (Мк. 13:24). Период 1260 дней или лет окончился
в 1798 году. За четверть столетия до этой даты преследования почти полностью
прекратились. После гонения, по словам Христа, должно было произойти затмение
солнца. 19 мая 1780 года это пророчество исполнилось.
"Мрачный день 19 мая 1780 года, когда странная тьма заволокла все небо
Новой Англии, остается единственным в своем роде и в высшей степени таинственным
и неразгаданным феноменом"278.
Один из очевидцев в штате Массачусетс так описывает это событие:
"Ясным утром взошло солнце, но вскоре оно скрылось за тучами, которые опускались
все ниже и ниже. Эти мрачные и зловещие тучи временами прорезывали вспышки молний;
прокатился гром, и пошел небольшой дождь. К девяти часам утра тучи поредели
и приняли бронзово-желтый, или медный оттенок, так что земля, скалы, деревья,
здания, вода и люди - все казалось совершенно изменившимся в этом необычном
таинственном свете. Спустя несколько минут огромная черная туча заволокла все
небо, за исключением узкой полосы на горизонте, и сделалось так темно, как это
обыкновенно бывает летом в девять часов вечера...
Ужас, волнение и какой-то благоговейный трепет постепенно овладевали людьми.
Женщины стояли у дверей своих жилищ и молча вглядывались в темноту; мужчины
возвращались с полевых работ; плотники складывали свои инструменты; кузнецы
покидали кузницы; торговцы закрывали лавки. Из школ отпустили домой дрожащих
от страха детей. Путники останавливались на ближайших фермерских дворах. У всех
на бледных, дрожащих устах и в сердце был один и тот же вопрос: "Что будет?"
Казалось, что неслыханной силы ураган собирается разразиться над страной, что
настал конец всему. [307]
Зажглись свечи, и огонь в камине горел так же ярко, как и в осеннюю безлунную
ночь... Куры усаживались на насест и засыпали, скот прижимался к ограде пастбищ
и жалобно мычал, лягушки квакали, птицы пели свои вечерние песни, и всюду летали
летучие мыши. Но люди-то знали, что до наступления ночи было еще далеко...
Доктор Нафанаил Уиттейкер, пастор церкви кущей в Салеме, проводил богослужение
и сказал в проповеди, что это мрак сверхъестественного происхождения. Проходили
богослужения и в других местах. В импровизированных проповедях неизменно говорили
о тех текстах Священного Писания, которые указывали на это событие... Особенно
темно было в двенадцатом часу дня"279. "Во многих местах страны в
полдень было настолько темно, что без свечи невозможно было ни разглядеть циферблат
часов, ни пообедать, ни выполнять домашние дела...
В темноту погрузились огромнейшие территории - от Фалмаута на востоке... до
отдаленных западных границ Коннектикута и Олбани. На юге тьма распространилась
по всему морскому побережью, а на севере - над самыми дальними американскими
поселениями"280.
За час или два до захода солнца кромешная тьма рассеялась, небо частично прояснилось,
выглянуло солнце, хотя густой, черный туман по-прежнему заслонял его. "После
захода солнца небо вновь заволокло тучами, и стало очень быстро темнеть. Темнота
ночи была такой же необычной и устрашающей, как и темнота дня; несмотря на полнолуние,
ничего нельзя было различить без горящих светильников, свет которых еле-еле
пробивался через непроглядную тьму, подобную египетской непроницаемой тьме,
и был почти не виден из соседних домов"281. Один из очевидцев так рассказывает:
"Я не мог отделаться от ощущения, что даже если бы каждое небесное светило
скрылось за завесой густейшей тьмы или же совсем погасло, то и тогда окутавший
землю мрак не был бы столь непрогляден"282. В девять часов вечера взошла
полная луна, но "она не рассеяла этой кромешной, смерти подобной тьмы".
После полуночи мрак исчез, и стало видно, что луна имеет цвет крови. [308]
Этот день, 19 мая 1780 года, вошел в историю как "мрачный день". Со
времен Моисея не было еще случая, чтобы столь густая тьма распространилась на
такую обширную территорию и на такое длительное время. Описание этого события
очевидцами вторит Божьим словам, записанным пророком Иоилем за двадцать пять
столетий до их исполнения: "Солнце превратится во тьму и луна - в кровь,
прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный" (Иоил. 2:31).
Христос повелел Своему народу наблюдать за знамениями Своего пришествия и радоваться
предвестникам грядущего Царя. "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь
и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше". Он указал
Своим последователям на распускающиеся весной деревья: "Когда они уже распускаются,
то, видя это, знаете сами, что уже близко лето; так, и когда вы увидите то сбывающимся,
знайте, что близко Царствие Божие" (Лк. 21:28, 30, 31). [309]
Но так как дух смирения и преданности Богу уступил место гордости и формализму
в Церкви, то любовь ко Христу и вера в Его пришествие охладели. Поглощенные
мирскими занятиями и погоней за удовольствиями, люди, считающие себя народом
Божьим, пренебрегли наставлениями Спасителя о признаках Его пришествия. Учение
о Втором пришествии осталось без внимания, тексты Священного Писания, относящиеся
к этому вопросу, неправильно истолковывались и понимались, в результате чего
истина о Втором пришествии оказалась почти совершенно забытой. Особенно это
относилось к церквам Америки. Свобода и удобства жизни, доступные всем слоям
общества, честолюбивое стремление к богатству и роскоши, непреодолимая жажда
наживы, страстное желание известности и власти, которые, казалось, были доступны
каждому, - все это побуждало людей сосредоточивать свои помыслы и надежды на
земном, отодвигая в далекое будущее тот торжественный день, когда настоящий
порядок вещей на земле перестанет существовать.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев