Чем больше углубляешься в изучение архивных материалов о истории родного края, тем интереснее находки, меняющие устоявшиеся знания и представления о нашей малой Родине, о её историческом прошлом. Так получилось и с с. Гадалей.
Всем известно, что 2025 год стал для села юбилейным –200 лет со дня образования. Считалось, что датой основания является 1825 год. Однако, в соответствии с историческими документами, отражающими результаты подушных переписей податного населения Российской империи, это поселение появилось гораздо раньше, история его возникновения уходит к первой половине ХVIII века.
Первые упоминания о д. Гадалейской встречаются в переписи населения 1748 года. Территориально деревня находилась в границах Барлукской слободы Илимского уезда Иркутской провинции и уже тогда была достаточно крупной по численности населения: согласно ревизии, здесь проживало 94 «души мужского пола». Женский пол в этой, второй по счёту переписи податного населения, не учитывался. Деревня состояла из 17 дворов.
В 1741 году в д. Гадалейскую по указу Иркутской провинциальной канцелярии были направлены семьи Ивана Лыткина из Нижнеилимской слободы Илимского уезда и Андрея Берестенникова с Шамановского погоста Братского острога. Вскоре к ним присоединились из Нижнеилимской слободы семьи Дмитрия Говорина, Федота Ведерникова, Варлама Панова, Козмы Сосновского, Дмитрия Зарубина, Ивана Жмурова.
Из местных, барлукских, здесь жили пашенные крестьяне Дмитрий, Никифор и Лаврентий Мурашевы, Козма Мосеев и Михайла Попов. О Мурашевых стоит упомянуть особо, потому как именно они так или иначе причастны к основанию, кроме Гадалея, ещё двух соседних населенных пунктов – сёл Шерагул и Мураши. В 1723 году Мурашевы числились среди крестьян Барлукской деревни, а на 1736 год они держали зимовьё на Московской столбовой дороге на р. Шерагул, которое упоминается в документе «Ведомость какое число имеетца от г. Иркутска от острогу до острогу и от слободы до слободы и от деревни до деревни Красноярского ведомства до реки Ии до Тулунской деревни 500-х верстах, которую мерил Иркутский боярский сын Петр Чемесов»: «От речки Или до Мурашева зимовья до речки Шарагул 18 [верст]. От Шарагула до речки Ии до Тулунской деревни 26 [верст]».
Об этом же зимовье годом ранее, в 1735 году, в своих дневниках упоминал член академического отряда Великой Северной экспедиции Витуса Беринга профессор химии и натуральной истории Санкт-Петербургской академии наук Иоганн Гмелин, маршрут сибирского путешествия которого проходил через эти места. Проехав 1 марта 1735 года Тулун, где путешественники сменили лошадей после пути в течение четырёх с половиной часов, они достигли «зимовья, которое было на р. Шарагуине (Шарагуле), впадающей в реку Ачи (Азей – Ф.В.), являлось лучшим из виденных Гмелиным и даже имело особого хозяина. Летняя дорога от Удинска проходила также через это зимовьё, но не была здесь отмечена верстовыми столбами.». Впоследствии на месте зимовья Мурашевых на Московском тракте будет организована Шерагульская почтовая станция, которая даст начало с. Шерагул.
Со временем Мурашевы построились в двух верстах от Гадалея, на берегу Ии, основав д. Мурашевскую, ставшую затем с. Мураши.
Гадалейская деревня находилась недалеко от существующей тогда Московской столбовой дороги, позднее названной Московским трактом. Этой дорогой ещё с конца ХVII века пользовались чиновники, казаки, военные, купцы. Тогда по пути встречались только зимовья, не было обустроенных ямских станов, где можно было бы отдохнуть, заменить лошадей и пополнить припасы. В 1743 году при организации почтовых станций на Московском тракте многие гадалейские крестьяне нанялись в ямщики на Шерагульскую почтовую станцию.
В Гадалее тоже была ямская станция, об этом свидетельствуют записи в переписи населения 1762 года, где говорится о дочерях крестьян Шамановского погоста Братского острога и Барлуцкой слободы, выданных замуж за ямщиков Гадалейской станции. Здесь же упоминаются крестьяне братья Яков и Прокопей Сахаровские, которые нанялись в ямщики на Гадалейскую ямскую станцию.Возникает вопрос: зачем же тогда нужна была ямская станцияв Гадалее? Сейчас мы можем только предполагать, какие основания послужили для её организации.
Так, согласно географическим картам конца XIX века через д. Гадалейскую проходила дорога, которая на противоположном (левом) берегу р. Ия расходилась в двух направлениях – до д. Адонской (сейчас – д. Одон) и до д. Тулуновской (сейчас – г. Тулун). В холодное время годаэтот путь, очевидно, был зимником, а летом – водной переправой.
В период рассматриваемых нами событий, примерно в одно время с д. Гадалейской на левом берегу р. Ия крестьянами из поселений Братского острога были основаны деревни – Бадарская и Манутская, а в верховьях Ии на этой же стороне находились стойбища нижнеудинских бурят. Таким образом, Гадалейская ямская станция могла быть организована для тех, кто держал путь в Манутскую и Бадарскую деревни или в бурятские стойбища по торговым либо государственным делам. Путники, ехавшие с иркутской стороны через Гадалей, значительно сокращали свой путь.
На правом берегу Ии в окрестностях Гадалея тоже присутствовали бурятские племена: в нескольких верстах, в верховьях реки, располагались стойбища бурят – стояли «коркирейские и илойские юрты». Добраться до них с тракта можно было также через Гадалей.
Сколько просуществовал ямской станец в д. Гадалейской неизвестно, да и главным занятием здешних крестьян всё жебыло землепашество. Крепкие крестьянские хозяйства первых пашенных крестьян, поселившихся в этих местах, их неустанный труд и рачительное отношение к земле заложили прочный фундамент для дальнейшего благополучия и процветания деревни.
Неотъемлемой частью жизни крестьян была церковь. На первых порах гадалейские жители для участия в богослужениях и церковных таинствах ездили за 18 верст в Тулун, в Покровскую церковь, действовавшую с 1734 года. В 1780 году с разрешения Иркутской епархии в д. Гадалейской на средства прихожан была построена своя деревянная церковь с одним престолом во имя Вознесения Господня.
С появлением церкви д. Гадалейская стала административным центром для окрестных деревень и заимок, поселение получило статус слободы. На 1797 год здесь было 28 дворов и проживало 207 человек.
В начале ХIX века народ прибывал сюда разный: отставные солдаты, окончившие службу и получившие земельный надел; ссыльные, отправленные на поселение, которых с каждым годом в этих краях становилось всё больше; инородцы, поменявшие кочевой образ жизни на оседлый и занявшиеся хлебопашеством. Село развивалось, расстраивалось и, пережив в последующие два века суровые поворотные этапы истории, осталось твердо стоять в этихземлях.
В результате тулунское с. Гадалей оказалось значительно старше того возраста, что ему определили. Если опираться на существующую практику установления дат образования населенных пунктов – первое упоминание в исторических документах, то из переписи населения мы видим, что в 1741 году в Гадалей прибыли семьи первых поселенцев. Следовательно, в 2025 году селу исполнилось не 200 лет, а284 года, т.е. через 16 лет Гадалей отметит свой 300-летний юбилей с момента появления на тулунской земле.
В.Н. Фоменкова, независимый исследователь,
член правления Иркутского общества «Родословие»


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев