58: Есть ли в Къур’ане маджаз?
«Мукъаддима» - предисловие к тафсиру «Тибьянуль Къур'ан»
Аудиоплеер
00:00
00:00
Скачать файл
Этот вопрос является очень важным. Существует много людей, ошибочно утверждающих наличие маджаза в Къур’ане и, как следствие, неправильно понимающих Книгу Аллаха.
Слово маджаз ( مَجَازٌ ) с арабского языка переводится как «аллегория» или «метафора», то есть «что-то ненастоящее».
Так например, эти люди называют те аяты, в которых говорится о Руке Аллаха, маджазом и говорят, что слово «рука» здесь несет переносный смысл — «могущество» или «мощь».
По тому же принципу эти люди подменяют истинное значение слова истауа ( اسْتَوَى ), что переводится в контексте аятов как «вознесся» на слово истауля ( اِسْتَوْلَى ), несущие значение «завладел».
Возникает вопрос: есть ли в действительности в Къур’ане такие аяты, которые мы должны понимать не в их прямом смысле, а придавая им какой-то другой, иносказательный, смысл?
Нужно знать, что маджаза в Къур’ане нет, поскольку это — Слово Аллаха. Маджаз может встречаться только в речи людей, Господь миров же пречист от этого!
Люди, которые утверждают маджаз, непременно начинают относиться несерьезно по отношению к Книге Аллаха, как бы играя её смыслами. Точно так же они играют и с достоверной Сунной посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Так, например, они истолковывают известный хадис о Нисхождении Аллаха на нижнее небо, утверждая что в этом аяте якобы присутствует маджаз, а поэтому здесь имеется ввиду спуск Милости Аллаха или же спуск ангелов.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда проходит половина ночи или третья ее часть, Аллах нисходит к нижнему небу, и говорит: “Есть ли тот, кто просит (Меня), чтобы Я даровал ему? Есть ли тот, кто обращается ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Есть ли тот, кто молит Меня о прощении, чтобы Я простил его?” И так продолжается до тех пор, пока не засверкает утренняя заря» (Муслим 758).
Однако, мы должны понимать Къур’ан так, как его поняли сподвижники. А ни от одного из сахабов подобного аллегорического понимания не передается. Они, напротив, понимали этот и другие подобные тексты, в которых утверждаются такие Атрибуты Аллаха, как Стопа, Глаз, Речь, Нафс и так далее — в их прямом смысле.
Сахабы приняли их как есть и воздержались от дальнейших комментариев. Точно так же следует поступать и нам. Как мы можем сказать, что все эти аяты и хадисы являются аллегорией, когда никто из сподвижников не говорил об этом? Утверждающие подобное, совершают нововведение и харам, отклоняясь тем самым от манхаджа сподвижников и прямого пути.
Задумайтесь: каждый раз, когда человек использует маджаз, он тем самым роняет статус этого слова. Например человек, после того как его ударили, говорит: «Ты меня убил!». Тем самым получается что истинный смысл слова «убил», означающий смерть, подменяется на менее значимый смысл «ударил». Разве может снижаться подобным образом статус тех слов, которые использует в Своей Речи Господь миров?
Аллах говорит в Къур’ане про лицемеров:
فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللَّهُ مَرَضًا وَلَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ بِمَا كَانُوا يَكْذِبُونَ
«Их сердца поражены недугом. Да усилит Аллах их недуг! Им уготованы мучительные страдания за то, что они лгали» (2:10).
Очевидно, что речь здесь идёт не о физическом здоровье сердца, а о духовном. Или же Господь миров говорит:
صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لَا يَرْجِعُونَ
«Глухие, немые, слепые! Они не вернутся на прямой путь» (2:18).
Однако лицемеры при этом физически здоровы: они видят, разговаривают и слышат. Вопрос: почему же тогда Аллах так говорит? Разве это не является доводом в пользу наличия в Книге Аллаха маджаза?
Надо знать, что существует два вида классификации:
1) Маджаз — то есть ненастоящий смысл и хакыка ( حَقِيقَةٌ ) — то есть смысл прямой, истинный.
2) Хысси ( حِسِّيٌّ ) — то есть физический, материальный смысл, и ма’анауи ( مَعْنَوِيٌّ ) — то есть нефизический, абстрактный смысл. Но при этом оба этих значения: хысси и ма’анауи — обладают истинным смыслом.
Например, Аллах часто говорит о сердцах людей, имея ввиду не орган человека, который качает кровь, а душевное состояние человека. Или, как мы приводили пример выше, Господь называет лицемеров глухими, слепыми и немыми, описывая тем самым не их физические качества, а их отношение к истине.
Получается, что маджаза в Къур’ане нет, а вот ма’анауи смыслы присутствуют. Но в чём же разница? Маджаз — это ненастоящий перевод и в Къур’ане подобного не бывает. Ма’анауи же — это нефизический, абстрактный смысл, который тем не менее всегда является истинным. Кроме того, маджаз как мы уже говорил, понижает статус слова, в то время как ма’анауи — повышает его.
Например, Аллах говорит про лицемеров, называя их слепыми. Мы понимаем, что физически со зрением у этих людей всё порядке, но, вместе с этим, они не способны узреть истину. Если бы это было маджазом, то слово «слепота» потеряло бы свой статус. Однако, это не маджаз, а истинное значение (ведь лицемеры действительно не воспринимают истину), но нефизическое, а ма’анауи — то есть такое абстрактное значение, которое поднимает статус этого слова, поскольку быть слепым к истине гораздо хуже, чем быть слепым физически. Ведь слепота сердца ведет человека навечно в ад, в то время как слепота глаз доставляет лишь бытовые неудобства, не лишая человека возможности оказаться в Раю по Милости Господа.
Теперь приведем пример того же самого слова, но уже в смысле маджаз: представьте ситуацию, когда невнимательный человек идёт и не замечает чего-то. Его можно назвать слепым в переносном смысле, поскольку он не заметил что-то такое, что находится рядом от него. Однако, в таком случае, это значение не будет истинным, а кроме того, слово «слепой» будет использоваться тем самым в более низком статусе, что и является отличительными особенностями маджаза.
И, самое главное, нам нужно понимать религию так, как её поняли сподвижники. А достоверно известно, что сахабы понимали все упомянутые выше и им подобные вопросы в соответствии с объясненными нами ма’анауи смыслами.
Смысл глубокий и смысл поверхностный
Так же важно знать, что для Къур’ана существует поверхностный тафсир ( ظَاهِرٌ ) и глубокий тафсир ( بَاطِنٌ ). Сам посланник Аллаха утвердил для Книги Аллаха наличие этих двух видов тафсира.
Абдур Рахман ибн `Ауф, да будет доволен им Аллах, рассказывал что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Три вещи будут под Троном Аллаха в День Стояния. Первая — это Къуран, который будет препираться с людьми. Къуран -«очевидный» и «сокрытый». Вторая — это амана (доверие). Третья — это родственные связи, которые скажут, что того, кто соединял меня, пусть Аллах соединит со Своей милостью, а того, кто разорвал меня, пусть Аллах оторвeт от Своей милости».
Поверхностный смысл — это очевидный смысл, понятный всем. Глубокий жесмысл способны извлечь не все люди, а только знающие, которые изучают Книгу Аллаха и размышляют над ней. Некоторые люди заблудились в понимании этого хадиса.
Так, суфии решили, что в Къур’ане есть такие аяты, которые имеет только скрытый смысл (батын), который простые люди не понимают. Другая же группа суфиев зашла ещё дальше, сказав что весь Къур’ан имеет скрытый смысл, не понятный простым людям. Таким образом, они пришли к выводу, что изучать Книгу Аллаха не нужно, а лучше полностью положиться в понимании Къур’ана на устазов (пиров, муршидов), которым якобы этот скрытый смысл известен и которым нужно давать присягу, становясь их мюридами, а затем слепо следовать за ними.
Аллах в Къур’ане говорит:
وَلَقَدْ يَسَّرْنَا الْقُرْآنَ لِلذِّكْرِ فَهَلْ مِن مُّدَّكِرٍ
«Мы облегчили Коран для поминания. Но есть ли среди вас вспоминающие?» (54:17).
Аллах облегчил Къур’ан и побуждает каждого человека изучать его. Однако, есть такие люди, которые утверждают обратное, отталкивая людей даже от попытки изучить и понять что-то из Къур’ана. Они говорят, что Книга Аллаха — очень сложная, что эта книга не для начинающих мусульман и так далее. Подобными заявлениями они сами прямо противоречат тому, что сказано Аллахом в Къур’ане. Например, Аллах в Къур’ане говорит:
وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными» (18:28).
Очевидный внешний смысл аята заключается в том, что Аллах приказывает (амиру или устазу) не заглядываться на мирскую жизнь и одинаково хорошо относиться ко всем мусульманам, независимо от их статуса, поскольку главным достоинством человека являются такуа. Так же Господь миров приказывает в этом аяте находиться мусульманам всем вместе в одном джама’ате.
Что касается глубокого смысла, то Аллах приказывает ищущим знания проявлять терпение на пути их получения, не отвлекаясь на красоты мирской жизни. Так же Аллах приказывает в этом аяте не брать знания у тех, у кого нет далиля и которые следуют вместо довода за своими страстями.
وَلَن تَرْضَى عَنكَ الْيَهُودُ وَلَا النَّصَارَى حَتَّى تَتَّبِعَ مِلَّتَهُمْ
«Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии» (2:120).
Явный смысл этого аята указывает на то что люди писания не будут довольны мусульманами, пока они не поменяют свою религию. Глубокий же его смысл заключается в том что когда все люди писания станут тобой довольны — то это очень тревожный знак, поскольку, быть может, это произошло потому что мусульманин незаметно для себя уже подчинился их религии и нужно срочно изменить своё положение.
Или же сура «Помощь»:
إِذَا جَاءَ نَصْرُ اللَّهِ وَالْفَتْحُ
وَرَأَيْتَ النَّاسَ يَدْخُلُونَ فِي دِينِ اللَّهِ أَفْوَاجًا
فَسَبِّحْ بِحَمْدِ رَبِّكَ وَاسْتَغْفِرْهُ إِنَّهُ كَانَ تَوَّابًا
«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он — Принимающий покаяния» (110:1-3).
Помимо очевидного смысла, указывающего на победу мусульман, имеет и скрытый смысл — указание на то, что срок жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже подходит к концу. Как достоверно известно из хадисов, этот глубокий смысл этой суры знали лишь несколько сподвижников.
аллегория, Къур'ан, маджаз, метафора, понимание сподвижников, суфии
Предыдущая запись
ОБЪЯВЛЕНИЕ:
Каждый день, кроме четверга, online уроки шейха проходят в 19:00 по Москве на каналах:
В Zello
В YouTube
Братья и сёстры, не ограничивайтесь записями, присоединяйтесь к живым урокам!
Тэги:
Абу Бакр Абу Ханифа ЗнанияИслам Къур'ан Судный ДеньСунна Умма Шариат акыда арабский язык бид'а вера грех джама'ат доводзаблуждение ибн Аббас иджма иманиудеи кафир куфр мазхабнововведение нововведенияоткровение поклонениепонимание сподвижниковразум религия сподвижникисуфии таклид такфир таухид тафсирубеждения философия фитна хадисыхарам христиане шииты ширк
Введение в «Тибьяну уль-Къур’ан»
Урок 0.1: Необходимость изучения Къур’анаУрок 0.2: Почему люди верят? Какова цель жизни человека?Урок 0.3: Чудеса пророков, как доказательство существования ТворцаУрок 0.4: Является ли Къур’ан Словом Господа?Урок 0.5: Къур’ан — Слово Аллаха. Опровержение неверующимУрок 0.6: Чудеса посланника АллахаУрок 0.7: Наука подтверждает истинность Къур’анаУрок 0.8: Къур’ан — уникальная книга. Сам Аллах сохраняет своё писаниеУрок 0.9: Другие писания и Къур’анУрок 0.10: Библия не является книгой Творца и является отмененным писаниемУрок 0.11: Цель жизни человека. Права Ислама на человекаУрок 0.12: Цель Къур’ана. Смысл свидетельства. Определение поклоненияУрок 0.13: Виды поклонения. Определение поклонения. Свидетельство единобожия. Таухид. ШиркУрок 0.14: Мухаммад — посланник АллахаУрок 0.15: Одна из целей Къурана — восстановить права творенийУрок 0.16: Для чего был ниспослан Къур’ан? Права Къур’ана. МанхаджУрок 0.17: Бросать (оставлять) Къур’ан является большим грехомУрок 0.18: Главная причина унижения мусульман — оставление Къур’анаУрок 0.19: Начинать изучение Ислама нужно с Къур’анаУрок 0.20: Понимать Къур’ан является обязательнымУрок 0.21: Изучать смысл Къур’ана является уаджибомУрок 0.22: Достоинства Къур’ана. Ученый — это тот, кто знает смысл Къур’анаУрок 0.23 Кто самый лучший перед Аллахом?Урок 0.24: Тот, кто строго придерживается Къур’ана — никогда не попадет в заблуждениеУрок 0.25: Къур’ан является лучшим способом приблизиться к АллахуУрок 0.26: Къур’ан является завещанием пророка, гарантией довольства Аллаха, другом мусульманина и его заступником.Урок 0.27: Величие Къур’ана. Къур’ан увеличивает иман. Къур’ан является излечением и милостью. Достоинство заучивания Къур’ана наизусть. Къур’ан является прямым путёмУрок 0.28: Достоинства Къур’ана и людей, его изучающихУрок 0.29: Къур’ан является великим благомУрок 0.30: Достоинства Къур’ана. Аллах уважает человека, который понял смысл Къур’ана. Не равны знающий и незнающийУрок 0.31: Знания защищают от проклятия и лицемерия, а достоинство знающего выше, чем достоинство поклоняющегосяУрок 0.32: Обязательные качества, которыми должен обладать ищущий знания и призывающийУрок 0.33: Как правильно понимать Къур’ан и Сунну?Урок 0.34: Как правильно понимать Ислам? Основная причина заблужденийУрок 0.35: Къур’ан и Сунну нужно понимать так, как их поняли сподвижникиУрок 0.36: Правильное понимание Ислама — это понимание сподвижниковУрок 0.37: Понимание сподвижников является различением между истиной и ложьюУрок 0.38: Запретность таклида. Примеры слепого следованияУрок 0.39: Как нужно правильно понимать Ислам? Спасенная группаУрок 0.40: Тафсир и шарх. Источники толкованияУрок 0.41: Примеры правильного тафсираУрок 0.42: Правильное понимание религии — это великое благо и дар от АллахаУрок 0.43: Понимание сподвижников на примере вопроса о возвышенности Аллаха над ТрономУрок 0.44: Тафсир с помощью обычаев общества (урф) и арабского языкаУрок 0.45: Виды неправильного тафсираУрок 0.46: Виды ложного тафсира. Толкование на основе своего мненияУрок 0.47: 12 видов ложного тафсираУрок 0.48: Запрещено говорить в религии без знания (довода)Урок 0.49: У кого можно получать исламские знания?Урок 0.50: Ложные условия на осуществление призыва к ИсламуУрок 0.51: Иджаза, тазкия и диплом — не являются условиями преподаванияУрок 0.52: Отличительные особенности спасшейся группыУрок 0.53: Джарх и тахзирУрок 0.54: Фитна чрезмерного джархаУрок 0.55: Является ли иджма доводом в Исламе?Урок 0.56: Когда аналогия становится доводом?Урок 0.57: Иджтихад. Фикх. Таклид. ФилософияУРОК 0.58: ЕСТЬ ЛИ В КЪУР’АНЕ МАДЖАЗ?


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев