Согласно отчету о состоянии гимназии за 1907 год гимназия помещалась в 2 зданиях по Павловской улице, одно из которых — главное — вмещало в себя 7 классов, и другое — дополнительное — 3 класса. Большое здание принадлежало городу, малое — гимназии. Журнальным постановлением Переславской городской думы от 05.02.1908 это здание со всеми постройками и землей было уступлено в собственность гимназии.
В 1910 г. отстроено новое здание для 5 классных помещений и «раздевальней», представляющее собой каменную двухэтажную пристройку к деревянному зданию гимназии.
Однако требовалось и дальнейшее расширение гимназии. Но из-за отсутствия средств это было невозможно.
Во исполнение постановления Попечительного совета от 17 августа 1912 года о подыскании наемного помещения для вывода одного из классов, были осмотрены некоторые квартиры, среди которых годных для указанной цели не найдено. Тогда решено было устранить затруднение в размещении класса путем соединения параллелей и занятий сменами, причем подготовительный класс сделан «блуждающим» на время поиска нового помещения.
При гимназии, были организованы Попечительный и Педагогический советы. Деятельность Попечительного совета состояла в изыскании средств к материальному улучшению гимназии, в наблюдении за правильным употреблением денежных сумм, в освобождении от платы за обучение «недостаточных» учениц, выделении пособий беднейшим ученицам, отличающихся прилежанием и благонравием.
Педагогический совет решал вопросы, относящиеся к учебной и воспитательной части: прием учениц и перевод из класса в класс; выдача аттестатов ученицам, с успехом окончивших общий курс обучения, а также свидетельств на звание домашних наставниц и учительниц; определение наград ученицам, отличившимся поведением, прилежанием и успехами; избрание из преподавателей секретаря Совета и библиотекаря; составление правил о порядке хранения и выдачи книг из библиотеки; разработка правил о взысканиях с учащихся; определение объема задаваемых каждым учителем уроков.
Непосредственное управление училищем принадлежало попечительнице и начальнице училища, которая проживала в отдельной квартире при гимназии.
Первой попечительницей была утверждена супруга Переславского уездного исправника Софья Петровна Малово?, а на должность начальницы — вдова коллежского секретаря Марья Васильевна Зевалина.
Преподавателей пригласили из уездного училища. Все учителя изъявили желание в течение первого года работы училища преподавать на безвозмездной основе.
Так, на должность учителя Закона Божия был назначен священник Преображенского собора Владимир Свирелин, учителя истории и географии — Михаил Цветков, учителя арифметики и геометрии — Николай Васильевич Никольский, учительницы русской грамматики и чистописания — Марья Васильевна Зевалина.
23 января 1869 года, в связи с выездом из города Переславля попечительницы училища С. П. Малово, данную должность стала занимать почетная гражданка Варвара Васильевна Гладкова.
В гимназию принимались девочки разного вероисповедания (православного, римско-католического, иудейского) и разных сословий (дочери потомственных дворян, личных дворян и чиновников, лиц духовного звания, купцов, мещан, цеховых и крестьян).
Число желающих обучаться в гимназии с каждым годом возрастало, и тогда при наличии денежных средств открывались параллельные классы.
Так, на 1884–1885 учебный год всего учащихся было 145, на 12 декабря 1900 г. — 218, на 1911 г. — 445 человек. Количество же учениц в классе достигало 50 человек и выше.
Обучение было платным. Например, в 1867 году стоимость обучения составляла: «с девочек достаточных родителей» — 6 рублей в год, «с представивших свидетельства о бедности» — 2 рубля. В 1908 году по обязательным предметам плата составляла: в 1, 2 и приготовительных классах — 10 руб., 3 класс — 15 руб., 4 и 5 кл. — 20 руб., 6 и 7 кл. — 25 руб., 8 кл. — 50 руб. С иногородних и «иноуездных» взималось на 5 руб. больше. Обучение по французскому языку составляло — 5 руб. в год, немецкому языку — 8 руб. От уплаты освобождались дети родителей, не имеющих возможности оплатить обучение, но не более 10% от числа учениц гимназии.
Учебный курс в женских гимназиях (на основании правил об испытаниях, утвержденных 31 августа 1874 года), начинался с 15 августа. Для производства испытаний назначались три последние недели учебного года с 15 мая и одна неделя перед началом нового учебного года. Переводные испытания проводились во всех классах (за исключением 1 и 2 кл.) по предметам: письменные — в 3 классе — по русскому языку (диктант) и арифметике (задача), в 4 классе-то же, в 5 классе — по русскому языку — сочинение, в 6 классе — по алгебре (задача); устные: в 3 классе — по истории и географии, в 4 классе — по русскому языку, арифметике, истории, в 5 классе — по Закону Божию, истории и естествоведению (из курса 4 и 5 классов), в 6 классе — по Закону Божию и географии.
По правилам, утвержденным Министром Народного просвещения 27 марта 1898 г., от испытаний освобождались при переводе в следующий класс те ученицы, которые в среднем из всех годовых отметок по основным предметам, кроме чистописания и рукоделия, имели не менее 3,5 баллов, при этом по каждому предмету не менее 3 баллов, за год. А согласно циркулярному предложению Министерства просвещения от 14 марта 1900 года № 7165 удостаивались перевода без испытания в высший класс те воспитанницы, которые имели в среднем за год отметку не менее четырех баллов по русскому языку и математике и не менее трех баллов по другим предметам. Причем ученицы, освобожденные от испытаний, не лишались права на награды. Данные правила не распространялись на итоговые испытания в 7 и 8 классах.
С 1903 года (циркулярное распоряжение от 3 ноября 1903 г. № 34264) ученицам 7 класса было предоставлено право повторной сдачи экзаменов для повышения балла по предметам, по которым они получили до 5 класса отметку, мешающую награждению их медалью.
Занятия проходили в две смены. В перерывах между занятиями для учениц организовывалось чаепитие, для которого Переславской уездной земской управой выделялось ежемесячно по 1 пуду сахарного песка.
В программу обучения входили как обязательные предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, география, история всеобщая и русская, естественная история, физика, космография, методика арифметики и русского языка, педагогика, чистописание, рукоделие, — так и необязательные: французский и немецкий языки, гигиена, пение, химия, черчение и рисование, гимнастика. С 1907 года в курс 7 класса введено преподавание педагогики. В 1916–1917 учебном году введены уроки танцев, для чего был выделен зал и фортепьяно. Каждая ученица должна была вносить в год по 3 рубля. Собранные деньги шли на оплату труда учительницы танцев и наем таперши.
Рукоделию, как предмету, имеющему практическое значение, уделялось большое внимание. Так, в замечаниях о состоянии учебного заведения за 1880 год сообщается, что «преподавание рукоделия идет довольно успешно, но не имеет практического применения, так как большая часть времени в этом отношении употреблена на вязание крючком и вышивание, принимая во внимание материальную сторону учениц… большинство из них не будет практиковать это искусство, не приносящее никакого обеспечения. Было бы гораздо целесообразнее учить шить, кроить, вязать чулки и др. работам, имеющим более применение к жизни среднего класса…»
В гимназии существовали две библиотеки: фундаментальная и ученическая, физический кабинет и кабинет естественной истории.
За время существования в гимназии были учреждены следующие стипендии на пожертвования потомственных почетных граждан города: Екатерины Семеновны Сергеевой; Сергея Петровича Павлова (с пожертвованного им капитала в 3 тыс. руб.); городского и земского гласного Федора Осиповича Евреинова; имени Свешниковых (по завещанию Н. П. Свешников передал гимназии 2 тыс. руб.); имени камергера высочайшего двора Н. Г. Табаровского и другие.
Во внеурочное время в гимназии организовывались концерты, литературные чтения, спектакли (вырученные от спектаклей средства отдавались ученицам), танцевальные вечера, экскурсии. Причем мероприятия устраивались не только для развлечения, но и с образовательной целью. Проводились только в стенах учебного заведения, в крайнем случае вне его, в присутствии родителей и родственников учащихся, почетных лиц города, на средства учебного заведения, без всякой платы со стороны учащихся. Допускалось участие родителей в расходах по устройству вечеров.
В воскресные и праздничные дни проводились чтения по литературе и другим общеобразовательным предметам, сопровождавшиеся показом «туманных» картинок с помощью «волшебного фонаря», который работал по типу проектора. Картинки получали из Комиссии народных чтений при Московском политехническом музее.
При гимназии, во дворе, находилась открытая площадка для подвижных игр.
Ученицы гимназии воспитывались в строгости и были далеки от политических событий, происходивших в мире. Так, на заседании педагогического совета 18 марта 1913 года были представлены правила о внешкольном поведении воспитанниц гимназии: вне дома ученицы обязаны были быть всегда в одежде установленной формы, форменное платье должно быть прилично и просто, без украшений, как-то банты, обилие складок и т. п. На улице и в общественных местах обязаны были держать себя скромно, соблюдая порядок и благоприличие. Было строго запрещено собираться на улицах, в городских садах и др. публичных местах большими группами и двигаться гурьбой, затевать на улицах игры, ссоры, участвовать в манифестах, процессиях (кроме религиозных), устраивать и посещать митинги. Прогулки по улицам, тротуарам, садовым аллеям дозволялись с 15 марта по 15 апреля до 8 часов вечера, с 15 апреля до 15 мая до 9 часов вечера, с 15 мая по 15 августа до 10 часов вечера, с 15 августа по 15 сентября до 9 часов вечера, а в остальное время года до 7 часов вечера. Ученицы же, имеющие надобность выйти из дома в более поздние часы, например, в театр, на частные уроки, должны были иметь при себе разрешение своего учебного начальства. Катание на коньках разрешалось до 7 часов вечера. В течение рождественских, пасхальных каникул и масленицы позволялось возвращаться домой до 10 часов вечера без особого разрешения. Ученицам запрещалось посещать в числе публики залы заседаний: судебных, городской думы, дворянских собраний. Строжайше воспрещалось посещать маскарады, клубы, кофейни, кондитерские, оперетки, фарсы, танцевальные вечера, исключение составляли вечера в пользу недостаточных учащихся, детские танцевальные вечера и елки. Пребывание учениц на вечерах допускалось только до 12 часов ночи. Воспрещалось также посещать театральные и кинематографические представления, концерты, публичные выступления, признанные учебным начальством вредными. Посещение всякого рода зрелищ дозволялось только с письменного разрешения гимназического начальства. Это разрешение ученица, отправляясь, например, в театр, должна была иметь при себе и предъявлять по требованию. Воспрещалось также участвовать в качестве исполнительниц и распорядительниц в спектаклях и концертах, устраиваемых вне стен гимназии, в чествованиях, носящих публичный характер, принимать участие в публичных состязаниях на призы.
Ученицы, не имеющие в городе родителей и ближайших родственников, помещались на квартиры, указанные учебным начальством и на усмотрение родителей.
В гимназии также осуществлялся врачебный надзор за здоровьем учениц, имелся зубной и глазной врачи. Долгое время обязанности врача исполнял уездный врач Лапотников А.А., который к тому же делал это совершенно бесплатно.
В 1906 г. при гимназии было создано общество «вспомоществования» нуждающимся учащимся гимназии. Цель общества — попечение о «недостаточных» учащихся гимназии. Помощь общества могла выражаться в следующем: взнос платы за обучение; бесплатная выдача книг и учебных пособий; снабжение одеждой, обувью и завтраком неимущих; содействие к «приисканию» нуждающимся занятий; снабжение бедных больных медицинскими пособиями; нахождение под наблюдением врача на дому, а также помещение таких больных за счет общества в больницы, содействие к погребению умерших, назначение в исключительных случаях денежных пособий.
Обществом «вспомоществования» устраивались благотворительные вечера для помощи бедным учащимся.
В 1912 году при гимназии организована ссудо-сберегательная касса с целью получения ссуд и помещения своих сбережений. «…В задачу школьных сберегательных касс были положены не только фискальные цели и не стремление способствовать накоплению учащимися сколько-нибудь значительных денежных сумм, а лишь желание воспитать в подрастающих поколениях привычку к бережливости, а также некоторую предусмотрительность и сознательное отношение к денежным тратам…» (выписка из письма Министра финансов от 24 марта 1916 год). Однако в России школьные сберегательные кассы прививались крайне слабо.
Каждый из служащих гимназии мог быть членом кассы. Вступление в кассу, как и оставление ее, совершалось по письменному заявлению кассиру. Членами кассы не могли быть низшие служители гимназии.
На заседании Попечительного совета, Педагогического совета и родительского комитета 7 мая 1917 года постановлено: открыть с 1917–1918 учебного года педагогический класс, а при наличии средств открыть еще и общеобразовательный класс. Для сбора пожертвований по содержанию 8 общеобразовательного класса была создана специальная комиссия.
Нет комментариев