Это не сцена из фильма ужасов. Это — обычный четверг в храме, где служит отец Василий. Он проводит отчитки уже 28 лет. И за это время узнал о духовной войне больше, чем любой экзорцист из голливудских блокбастеров. Но его история началась не с молитв, а с… невыносимой головной боли.
"Врачи разводили руками. А в храме боль ушла сама"
«29 лет, когда мне исполнилось, у меня очень болела голова. Ходил к врачам. Все давали таблетки, постоянно уколы. Но ничего не проходило».
Отец Василий — сегодня седовласый священник с пронзительным, уставшим взглядом. А тогда был просто Василий — мирянин, который устал от боли. Таблетки не помогали. В отчаянии он послушал «подсказку старых людей»: «Сходил бы ты в храм уже».
И он пошёл. Не из веры — из последней надежды.
«Мне понравилось в храме. Богослужение, пение церковное очень понравилось. И я полюбил храм. Походил так, может, где-то год — и у меня потихоньку ушли все эти болезни с головой».
Боль отступила без лекарств. Просто потому, что он начал ходить на службы, слушать песнопения, молиться. Это было первое чудо в его жизни. И последнее «спокойное» время.
Первая встреча с одержимостью: "На вокзале мужчина закричал: 'Прекрати гипноз!'"
Василий ещё не был священником. Просто молился в дороге, читал молитвослов на вокзале.
«И там тоже бесноватый начал сумки бросать. А утром встал и говорит, в трезвом состоянии: "Что ты таким гипнозом занимаешься, что мне так плохо было?"»
Тогда он впервые понял: его молитва действует на тех, кто «незримо болен». Но настоящий шок ждал впереди.
К нему подошёл молодой парень: «Помолитесь за меня». Василий отказался: «Сам помолись». Но парень настаивал. Они начали молиться вдвоём.
«И мы когда стали молиться, у него проявился этот бес. Он начал кричать, этот в нём бес, — мы даже такого не ожидали. Сначала мы немножко перепугались. Но потом молились — и этот бес ушёл от него».
Так, случайно, Василий совершил своё первое изгнание. И привлёк внимание старца — архимандрита Макария.
"Ты будешь делать отчитки". Призвание, от которого нельзя отказаться
Через два года после рукоположения в священники старец Макарий сказал ему:
«Отец Василий, вам, наверняка, надо будет заменить меня. И будете делать отчитки».
Василий испугался: «Да я не знаю, справлюсь ли… дело сложное такое». Но выбора не было. Его избрали — для войны, которую не видно глазами.
Что такое отчитка на самом деле?
Это не магический ритуал. Это особый молебен, где читаются молитвы IV века — Иоанна Златоуста, Василия Великого — «На изгнание бесов». Отец Василий объясняет просто:
«Потому что это сильная молитва, благодать такая, божественная благодать. Она корежит их, и тогда они начинают вот так возмущаться».
А «возмущение» — это мягко сказано.
"Человек становится зверем". Что происходит во время отчитки — без прикрас
Представьте: тихий храм, запах ладана, мерцание свечей. Начинается молебен. И вдруг…
«Первые отчитки очень бурные. Человек превращается в зверя. Рычит, орет и прыгает».
Отец Василий видел всё:
Людей, которые ползают на четвереньках и рычат.
Женщин, лающих, как собаки.
Прихожан, у которых идёт пена изо рта, которых выкручивает в судорогах.
Тех, кто матерится хриплым, не своим голосом — голосом «того, кто внутри».
Однажды настоятель сказал ему с горькой усмешкой:
«Отец Василий, скоро сюда в храм уже ко мне люди не будут ходить. Скажут: тут не храм, а зверинец какой-то».
Но это не спектакль. Это — боль.
Что чувствует сам одержимый? Один из прихожан описал это так:
«Меня как будто кто-то брал сзади за позвоночник — вот так назад откидывал. Вылетел, короче. Ничего с собой поделать не можешь… Тебя начинает просто крутить. Ты не можешь контролировать своё тело, ты катаешься. Иногда громко орешь, иногда ругаешься матом… Бывало, просто на полу лежал, слюни текли. Я встать не мог, ощущение, что меня душат».
Это не истерика. Это — борьба за душу. И её цена.
"Мне тоже было больно". Как отчитки бьют по самому священнику
Отец Василий признаётся: первые отчитки казались легкими. Потом пришло выгорание в чистом виде — но не психологическое, а духовное.
«А потом уже я почувствовал, что начали на меня идти нападения такие. Глаза у меня начали уже там — туман в глазах. Потом плохо слышать начал. Как бы какая-то энергия в меня приходила, и вот эта энергия, она мне как бы мешала».
Внутри начинался бунт:
«Особенно в службе, когда идешь на службу, тогда как бы восставало всё против меня: "Не надо это делать, зачем тебе это всё? Пусть сами они ходят, пусть, они заслужили"».
Даже «голоса» — мысли, которые он считает бесовскими — пытались его остановить. Говорили: «Не надо их спасать».
Самый странный случай: женщина во время помазания елеем вдруг вцепилась ему в бороду. Держала так, что не вырваться.
«Обурение мне такое пошло, неприятность, и как бы хотел резко так сказать. А потом подумал: нельзя. Я говорю: "Господи, я достоин этого, чтоб меня так подергали за бороду". Как только сказал это — раз, рука расслабилась, и всё».
Его оружие — не сила, а смирение.
"Я князь бесовский!" Иерархия зла и почему с ними нельзя вступать в диалог
Отец Василий уверен: у бесов есть своя строгая иерархия, как у ангелов или у духовенства. Есть низшие бесы, демоны, а есть — высшие чины.
«Конечно, если высшие чины — это тяжелая борьба. Я не могу знать, с кем я сталкиваюсь».
Однажды во время отчитки из мужчины закричал голос:
«Я князь бесовский! Я князь бесовский!»
«Князь бесовский — это уже верхушка такая», — поясняет отец Василий. Его главное правило: НИКОГДА не вступать с ними в контакт.
«Они могут, знаете, как подвести вас? Что вы сами не заметите. Бесы на каком угодно языке могут говорить… Могут прозвучать всякие укорительные слова, лесть. Если они говорят — верить им не надо. Это всё лесть. Обольщает. Наше дело — читать и молиться. И считать себя грешнее всех».
Это не диалог. Это — приказ о выселении.
"Мы все духовно больные". Почему одной отчитки никогда не достаточно
Здесь кроется самый важный и неочевидный момент. Отец Василий не верит в мгновенное исцеление.
«Было бы и неправильно, если человек бы сразу исцелился… Потому что человек опять же пойдет на ту самую дорогу. Ему надо переболеть всё, перенести это всё».
Отчитка — не волшебная таблетка. Это первый шаг. За ним должно последовать главное: покаяние и изменение жизни.
«Вы приезжаете на отчитку, вам становится лучше. Чувствуете облегчение. Но потом же опять всё возвращается. Так что главное — это есть покаяние».
Он говорит жёстко, но честно: «Мы все духовно больные». Потому что живём в грехах, редко ходим в храм. Грех копится — и человек начинает «болеть» духовно. Отчитка лишь вскрывает гнойник. Лечение — вся жизнь в вере.
"Куда людям ехать? К колдунам?" Кризис преемственности и усталость длиною в 28 лет
Сегодня отец Василий держится на силе воли и молитве. Ему тяжело.
«Да, отчитку провожу я уже 28 лет. Может, уже и не выдержу, казалось бы так, это очень трудно».
И самая большая его боль — некому передать дело.
«Нет у меня человека пока, я не могу найти, которому я мог бы передать всё то, чем я занимаюсь… Потому что я сам прохожу такую жесткую жизнь».
Многие священники начинают, но сходят с дистанции. Это — духовная работа, которая выжимает все соки. А если он остановится?
«Если не станет отчитки, куда людям ехать? К колдунам поедут или куда еще?»
Это вопрос без ответа.
Медицина vs Вера: "Этот род изгоняется только постом и молитвой"
Самый спорный момент. Отец Василий категоричен: психиатрия не может помочь «духовно больным». Он ссылается на Евангелие:
«В Евангелии есть такие слова: этот род изгоняется постом и молитвою. Этого достаточно».
Его рецепт прост, как и сложен:
Приехать в храм.
Чистосердечно поисповедоваться.
Вспомнить все грехи.
Причаститься.
Менять жизнь.
Поле битвы — не палата в психиатрической больнице, а сердце человека. И главное оружие — не нейролептики, а крест и молитва.
7 ключевых истин от отца Василия.
1. Духовная болезнь реальна. Она проявляется не только в криках, но и в мучительных болях, необъяснимых медициной.
2. Отчитка — это больно. И тому, из кого «выходят», и тому, кто проводит обряд. Это не шоу, а тяжёлая работа.
3. Нет мгновенного исцеления. Одной отчитки мало. Нужны годы покаяния, исповеди и изменения жизни.
4. Бес говорит. У него есть иерархия, тактика, язык. Но вступать с ним в диалог — смертельно опасно.
5. Оружие — смирение. Когда тебя дергают за бороду, нельзя злиться.
Нужно сказать: «Я этого достоин» — и тогда зло отступит.
6. Все мы — пациенты. «Духовно больны» не только одержимые, но и все, кто живёт в грехе. Просто болезнь у каждого своя.
7. Вера лечит там, где медицина бессильна. Но лечит не магией, а через тяжелый, ежедневный труд души.
P.S. Эта история не для того, чтобы заставить вас верить в демонов. Она о другом — о том, что некоторые битвы невидимы, а самое сильное оружие в них выглядит как слабость. Отец Василий продолжает свою войну. Каждый четверг. Уже 28 лет.
Комментарии 2