1 Святыня
Ковчег Завета – одна из величайших святынь человечества, содержащая две каменные Святые Скрижали с Заветами (десятью Заповедями, Декалогом), переданными Богом пророку Моисею на горе Синай на 50-й день Исхода еврейского народа из Египта (около 1446г. до н.э.), ныне утраченная. Господь сказал Моисею, каким образом следует изготовить переносное вместилище для Скрижалей (Ковчег) и построить походный храм для богослужений в виде шатра (Скинию), в Святая святых которого должен находиться Ковчег. После возведения царём Соломоном Храма в Иерусалиме (Первого Храма) примерно в 950г. до н.э. святыня была перенесена в него и укрыта в подземном тайнике. После открытия Храма для богослужений Ковчег Завета находился в его Святая святых, куда один раз в году в День Искупления (Йом Кипур) заходил Первосвященник из рода старшего брата Моисея, первого еврейского Первосвященника Аарона, для совершения обрядов и общения с Создателем. Последний раз Ковчег Завета упоминается в исторических документах 622года до н.э. в период правления царя Иудеи Иосии. Иосия приказал левитам поставить Ковчег в Святая Святых Храма и не выносить его более на плечах в город. В период правления Иосии Иерусалимский Храм был реконструирован. Не исключено, что при этом Ковчег Завета был перенесён в более надёжное место хранения в подземельях Храма в связи с угрозой захвата Иерусалима ассирийцами и египтянами. В 597 и 586 годах до н.э. войска царя Нововавилонского царства Навуходоносора II захватывали Храм Соломона, сначала ограбив его, а затем разрушив до основания.
Однако не исключено, что после 10 века до н.э. в Иерусалиме находилась лишь копия святыни. В священной книге эфиопов «Кебра Негаст» («Слава Царей») говорится о вывозе Ковчега Завета из Иерусалима в их столицу Аксум сыном царя Соломона и царицы Савской Байна-Лехкемом (будущим царём Эфиопии Менеликом I) в 10 веке до н.э. О пребывании Ковчега в столице Эфиопии писал в начале 13 века арабский географ Абу Салих в книге «Церкви и монастыри Египта и и некоторых соседних стран». В 1158 году рыцари ордена тамплиеров узнали о месте нахождения святыни от принца Эфиопии Лалибелы, прибывшего паломником в Иерусалим и посетившего их резиденцию на Храмовой горе рядом со Вторым Иерусалимским храмом. В 1185 году тамплиеры отправились с принцем в Абиссинию и помогли ему стать царём Гебре Мескелем. К тому времени эфиопское духовенство, недовольное спорами правящего царя Харбая с Александрийской Церковью, призвало его отречься от престола в пользу принца. Имеется свидетельство Абу Салиха об участии в церемониях с выносом Ковчега Завета из церкви Марии Сионской в первом десятилетии 13 века мужчин с белым и красным цветом лиц и со светлыми волосами. В 1221 году царь Гебре Мескель умер, у его преемника имелось недовольство присутствием европейских рыцарей в Эфиопии. К тому же в этот период обострилась борьба за власть между династиями Загве и Соломонидов. Вероятно, вскоре тамплиеры тайно вывезли святыню в Европу. Имеются признаки присутствия святыни на ритуалах ордена во Франции. После запрета ордена тамплиеров их обвинили в идолопоклонничестве, в том числе в поклонении некоей «голове». 22 октября 1307 года прецептор дома тамплиеров в Суасси епархии Меукс Гильом де Эрбле дал показания перед судом инквизиции о том, что он видел загадочную «голову» два раза: «- Мне кажется, что она была сделана из дерева и снаружи была посеребренной и позолоченной». Командор и главный досмотрщик ордена Гуго де Пейро на суде свидетельствовал о том, что «голова имела четыре ноги – две спереди и две сзади». Рискну предположить, что данной «головой» на молитвенных собраниях тамплиеров являлся Ковчег Завета, стоявший на алтарном столе храма узкой стороной к присутствующим.
2 Прусское сказание о золотом гробе короля
В начале 14 века очень похожий на Ковчег Завета предмет появляется в сказании пруссов Вармии, завоёванной к тому времени Тевтонским орденом, о золотом гробе короля. Приведу его краткое содержание: «- Люди, живущие у Поттлиттена (ныне – пос. Первомайское Багратионовского муниципального округа Калининградской области), однажды увидели, что с северо-запада прибыл корабль и причалил к берегу залива. На берег сошли шестеро высоких и сильных мужчин с тяжёлой золотой ношей на плечах. Соблюдая осторожность, в полном молчании, останавливаясь только для отдыха, они направились в сторону Поттлиттена, выкопали в лесу яму, бережно опустили в неё груз и засыпали землёй. Гости пояснили местным жителям, что привезли гроб с пеплом умершего шведского короля, которого враги не дают похоронить на родине. Через некоторое время незнакомцы вернулись на свой корабль и уплыли. С тех пор люди ищут могилу с золотым гробом у ручья близ Варникама и на холмах Пилленберг». В прусской легенде имеются примечательные исторические совпадения и детали. 13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого при одобрении Папы Римского Клемента V начались аресты членов Ордена тамплиеров (бедных рыцарей Христа и Храма Соломона, храмовников), положившие начало полному разгрому и запрету ордена. За два дня до этого обоз тамплиеров, якобы везущий сено, во главе с магистром Гуго де Шалоном и комтуром Жераром де Вилье, выехал из парижской главной резиденции Тампль кратчайшей дорогой к морю через Руан в Гавр, где в устье Сены из портов Франции собрался флот ордена из 17-18 парусных галер (коггов). Свидетели рассказывали, что суда проплыли мимо Гавра по проливу Ла-Манш на восток. Затем флот тамплиеров видели на входе в залив Балтийского моря у прусской Вармии (Фришес Хафф, ныне – Калининградский залив). Далее флот направился во владения Ливонского ордена, в Ливонию. Ещё одна деталь. В 1306 году умер шведский король (точнее – маршал) Торгильс Кнутссон, регент при королях Магнусе III Ладулосе и Биргере I Магнуссоне, сложивший власть в 1303 году и казнённый 10 февраля 1306 года. Его действительно не разрешили похоронить на кладбище, и предали земле на месте казни. Однако вскоре, в мае того же года, останки маршала перезахоронили с королевскими почестями в церкви на острове Риддархольмен в Стокгольме согласно его завещанию. Очевидно, что рассказ шести иностранцев был основан на реальных исторических событиях, и они заранее подготовили ответы на возможные вопросы пруссов. Не случайно они сказали и о пепле, т. к. Ковчег Завета не смог бы вместить тело казнённого маршала (кстати, останки Торгильса Кнутссона не были кремированы). Таким образом, предмет, представленный приезжими в качестве гроба с пеплом шведского короля, был очень похож по описанию на Ковчег Завета.
3 Прусское сказание об озере Илеполь
Конечно, тамплиеры не могли оставить святыню в земле у Поттлиттена, будучи замеченными пруссами. Замечу, что данное поселение находится посередине между замками Тевтонского ордена Бальга и Бранденбург. Можно предположить, что рыцари заранее собирались спрятать Ковчег Завета в одном из этих замков. Известно, что один из приехавших орденских братьев посетил Бальгу. Обстановка в замке не могла понравиться тамплиерам. В замке Бальга в этот период не было комтура, и дисциплина у рыцарей сильно упала. Возможно, храмовники рассматривали в качестве места хранения Ковчега и замок Бранденбург, где находилась резиденция комтура Натангии (комтурия), и моральное состояние рыцарского конвента было достойное. Но что-то помешало им принять данное решение. О том, что произошло далее, повествует другое сказание пруссов об озере Илеполь: «- Это маленькое озеро находится в районе Людвигсорта. Говорят, что оно необычайно глубоко. Кое-кто даже утверждает, что оно бездонно. Во времена заката Ордена однажды ночью к берегу залива причалил корабль. Под покровом темноты с него сошли шестеро рослых рыцарей в доспехах. На плечах они несли покрытый золотом большой сундук, похожий на гроб. Рыцари поднялись по берегу к озеру и опустили на его дно свою ношу. Поспешно и так же тайно они вернулись к заливу, сели на корабль и тихо отчалили. Что это были за люди и чей гроб они утопили в Илеполе, неизвестно и по сию пору. В погожие дни сквозь чёрную воду озера из глубин исходит золотое свечение от отражения солнечных лучей от сундука». Очевидно, что обе прусские легенды рассказывают о схожих исторических событиях в одном районе Вармии. Возможно, мы никогда не узнаем, высаживались ли чужестранцы на берег один или два раза. Расстояние между Людвигсортом (ныне – город Ладушкин) и Поттлиттеном составляет около шести километров, и информация могла быть передана от одного рода вармийцев другому. Почему же тамплиеры спрятали Ковчег Завета, свою самую значимую святыню, на земле пруссов, и почему они за ним не вернулись позднее? Могу предположить, что рыцари опасались ноябрьских штормов и нападения литовцев в море. Вероятно, часть флотилии на дальнейшем пути в Ливонию потерпела крушение у косы Нестланд (Курише Нерунг, Куршской), и участники сокрытия Ковчега погибли, унеся тайну с собой.
Примечательно, что топоним «Илеполь» имеет явно не прусское либо немецкое происхождение. Он очень схож с названием знаменитого египетского «города Солнца» Илиполь (Илиополь, Гелиополь, Гелиополис), центра поклонения верховному богу Солнца. Историки отмечают стремление крестоносцев к завоеванию Египта в 13 веке (пятый и седьмой крестовые походы, другие вторжения). Тамплиеров в Египте интересовали порты, богатые земли, древние сакральные знания, артефакты и святыни. Но почти все их попытки потерпели неудачу. Вероятно, озеру рыцари дали название в память о своей несбывшейся мечте. В начале 2023 года в данном районе любителями приборного поиска была найдена металлическая ритуальная фигурка с явными признаками принадлежности рыцарю ордена тамплиеров. В январе 2025 года житель Калининградской области сообщил мне о находке им в детстве схожей фигурки, напоминающей фараона, в окрестностях посёлка Новоколхозное.
21 декабря 2024 года автором этих строк было найдено место нахождения Ковчега Завета.
4 Заключение
Из приведённых выше фактов можно сделать вывод о том, что Ковчег Завета в настоящее время находится в тайнике на территории Калининградской области в районе города Ладушкин Багратионовского муниципального округа. Необходимо проведение геофизических исследований и поисковых раскопок. Возвращение святыни к людям и повторение ими десяти Заповедей Всевышнего, непреложных законов Истины, начертанных на Святых Скрижалях, поможет человечеству, погрязшему в грехах, придерживаться духовного и нравственного пути в жизни и развитии.
Николай Шумилов, Калининград
7 января 2023 года
С изменениями от 27 января 2025 года


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев