Отношение мое - как и ко многим вещам в нашем ремесле - неоднозначное. Это не черное и не белое, а целая палитра серого, с вкраплениями золота и грязи.
Сперва суровая правда: Что конкурсы НЕ ЯВЛЯЮТСЯ.
Это не лотерея, где ты купил билет и ждешь чуда. Самый опасный миф. Отправил текст - и ждешь. Нет. Это лишь один из инструментов в твоем арсенале.
Это не объективный суд качества. Жюри - живые люди со своим вкусом, усталостью, предпочтениями и даже (о ужас!) заданием от продюсеров. Один и тот же сценарий может выиграть на одном конкурсе и даже не пройти первичный отбор на другом.
Это не главный и не единственный путь в индустрию. Подавляющее большинство реализованных проектов рождаются не из конкурсных побед, а из долгой, нудной, личной работы: написание синопсисов на заказ, «дошки», питчинги, личные знакомства, работа в смежных профессиях (литературный редактор, ассистент режиссера).
Это не оценка тебя как личности. Отказ - это не приговор твоему таланту. Это всего лишь означает, что твой материал не подошел конкретным людям в конкретное время.
Теперь светлая сторона: Зачем они все-таки нужны?
Конкурсы - это великолепный ТРЕНАЖЕР и ИНСТРУМЕНТ.
Дедлайн. Святая святых профессионала. Конкурс дает тебе четкую дату, к которой нужно дописать, отполировать и отправить работу. Без этого многие сценарии вечно «в процессе».
Структура. Ты учишься готовить полный пакет документов: заявка, синопсис, логлайн, иногда - режиссерская экспликация. Это навык, без которого в индустрии делать нечего.
Фиксация версии. Отправленный на конкурс сценарий - это как снимок твоего мастерства на данный момент. Через год, перечитав, ты увидишь, как вырос.
Внимание. Если твой сценарий попал в шорт-лист или даже выиграл - на него посмотрят. Не факт, что купят. Но посмотрят. Это уже больше, чем есть у 99% пылящихся на жестком диске текстов.
Легитимация. Строка «финалист/лауреат конкурса X» в резюме - это социальный капитал. Она заставляет продюсера или редактора отнестись к тебе чуть серьезнее, чем к человеку «с улицы». Это кредит доверия.
Нетворкинг (осторожно!). На очных питчингах или церемониях награждения можно познакомиться с коллегами, членами жюри, продюсерами. Не стоит лезть к ним с пачкой бумаг, но живой человеческий контакт - бесценен.
Стратегия: Как подходить к конкурсам с умом?
Вот мой личный алгоритм, который я даю ученикам:
Исследование. Узнай все о конкурсе. Кто организатор? Кто в жюри? Кто из прошлых победителей? Реально ли их проекты были реализованы? Есть ли в жюри твои «писательские боги», чье творчество тебе близко? Конкурс от крупной студии - это одно. Конкурс от никому не известного фонда с эфемерными призами — другое.
Сегментация. Раздели конкурсы на уровни:
Топ-лига (международные и крупнейшие отечественные). Туда отправляй только свой абсолютный хит, вылизанный до блеска, который ты считаешь сильнейшим из того, что у тебя есть.
Средняя лига (тематические, региональные, от телеканалов). Туда можно отправлять добротные, крепкие работы, которые точно соответствуют теме (историческая драма, комедия, сериал).
Тренировочная лига (малые, студенческие, онлайн). Туда можно отправлять более сырые, экспериментальные вещи, чтобы проверить реакцию и получить какой-никакой фидбек.
Кастомизация. Никогда не отправляй один и тот же синопсис и логлайн на все конкурсы. Подстрой их под конкретные требования и, если чувствуешь, - под вероятный вкус жюри.
Конвейер. Не пиши один сценарий два года в надежде на один-единственный конкурс. Работай параллельно над несколькими идеями. Пока один сценарий участвует в конкурсе А, ты дописываешь другой для конкурса Б. Это снимает нездоровую одержимость одним шансом.
Анализ поражений. Не получилось? Не просто выругайся и забудь. Попробуй понять почему. Часто отказы бывают шаблонными, но иногда можно уловить логику. Может, твой медленный артхаус не подошел для коммерческого сериального конкурса? Учись на этом.
Я воспринимаю сценарные конкурсы как полезные, но опасные огни на берегу.
Если ты, молодой капитан, идешь строго по их курсу, сверяешься с ними - они помогут не сбиться с пути и дойти до гавани. Они задают вектор, дисциплинируют.
Но если ты начнешь плясать под их дудку, подстраивать свои истории исключительно под то, что, как тебе кажется, любят в жюри, если вся твоя творческая энергия уйдет в погоню за призами, а не за правдой истории - ты разобьешься о скалы. Ты потеряешь свой голос. А голос, уникальный, неповторимый авторский почерк - это единственное, что в конечном счете продает историю и делает тебя не ремесленником, а творцом.
Поэтому - участвуй, но не живи этим. Рассылай работу, а потом садись и пиши новую. Выиграл - отлично, используй этот ветер в паруса. Проиграл - ну и черт с ним. Твой главный судья - не заштатный член жюри, а пустой лист, который ждет, чтобы ты его заполнил следующей, еще лучшей историей.
ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА": www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21 СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев