ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ
Просматривая календарь памятных дат обнаружил, что на прошлой неделе (28 ноября) был день рождения Фридриха Энгельса – одного из величайших мыслителей человечества. Люди старшего поколения помнят его, наряду с Марксом и Лениным, профиль, который в советское время очень часто размещался на объектах агитации. Но помимо идеологической подоплеки надо признать, что Энгельс был гениальным ученым, внесшим вклад во многие сферы знаний – от военного дела до экономики и философии.
Вопрос, который я хотел бы обсудить в этом посте такой: был ли верующим Энгельс, и как он относился к Иисусу Христу?
Сделать это несложно – будучи основоположником марксизма-ленинизма Фридрих конечно же был (а как иначе!) атеистом. Им он стал, правда, не сразу, но только к двадцати годам, пройдя к этому времени путь от искренне верующего ребенка до убежденного атеиста, верящего лишь в силу науки и разума. То, что Христос жил и был распят, Энгельс не отрицал, но видел в Иисусе лишь обычную историческую личность, не более того.
Зная это, возникает вполне резонный вопрос: как такой великий ум не смог понять и принять Христа? Вопрос этот в отношении других, подобных Энгельсу, мыслителей не нов. Хороший ответ на него находим в письме апостола Павла христианам Коринфа:
https://bible.by/syn/53/1/#18-31. Здесь Павел как раз и рассматривает эту проблему – когда простоту Евангелия не смогли постичь многие мудрецы того времени. Не могли этого сделать впоследствии и многие из тех, кого почитают величайшими умами человечества. Ответ, почему так, прост: «
Что выглядит безумным, то у Бога превосходит человеческую мудрость» и «
Бог избрал в этом мире тех, кто выглядел безумцами, - и так пристыдил мудрецов» (1Кор.1:25,27, совр.пер.).
Главный вывод, к которому можно прийти на примере Энгельса таков: ко Христу практически невозможно прийти путем рациональных размышлений. Настоящая вера есть «
уверенность в невидимом» (Евр.11:1), и потому она приходит только через сердце человека.
Нет комментариев