Рассказ" Жара!" Вячеслав Амшанников. Декабрь 2023 года.
Не сведущие в авиации, частенько задают вопрос, что такое "ПОСАДОЧНОЕ "Т" или Полоса Точного Приземления (ПТП) . Когда то давно, этот знак из трех белых простыней с колышками, не имея еще аэродромов (как таковых), выкладывали прямо в поле. Уже тогда летчики знали, что этот знак указывал направление и курс посадки, заодно и направление встречного ветра. А еще этот знак показывал, что полоса ("посадочная") - находится правее знака, и что, в районе этого знака, необходимо было посадить (коснуться земли) самолет. При наличии современных, огромных бетонированных посадочных полос, конечно, значение этого знака, утратило значимость. Редко, используется теперь, на грунтовых (травяных) аэродромах.
На современных аэродромах место для посадки самолетов, обозначается специально нанесенной разметкой, в начале взлетно - посадочной полосы - ПТП (Полоса Точного Приземления). Для военных самолетов, она длиной 300 метров. Её начало середина и конец, обозначены (примерно), как пешеходная "зебра". А вот для чего она нужна, я и хочу рассказать, в виде приведенных ниже примеров. Но это для общей эрудиции.
Посадки, как до полосы точного приземления, так и после нее, могут привести к печальным последствиям, для всех участвующих в полетах и причастных к ним.
Как, было не раз, стою перед ВПП (взлетно-посадочной полосой), жду когда "усядутся", заходящие на посадку летчики - коллеги. Стояла невыносимая летняя жара, а главное, в этих местах - духота. На наших самолетах (МиГ-23) Была возможность "приоткрытия" фонаря кабины, но только ПОСЛЕ посадки, в рулежное положение. Сижу, смотрю, терплю, потею.
Заходит на посадку один из летчиков, вроде уверенно, точно, но перед полосой начинает как бы, проваливаться, по нашему "сыпаться"! Команды помощника руководителя полетов на посадке летчику, не успевают им выполняться. И самолет приземляется до посадочной полосы. Из облака пыли и какой-то копоти, прямо передо мной, выскакивает самолет и повторно садится прямо на начало полосы точного приземления. При этом разрушаются покрышки основных колес, затем и передней стойки. Самолет, на этих "култышках" (дисках колес), продолжает с искрами и дымом, скользить по "бетонке". Благодаря четким действиям летчика в сложившейся ситуации, удалось удержать и остановить самолет в пределах полосы. Любое уклонение с полосы, привело бы к более печальным последствиям (Опрокидыванию или капотированию самолета!)
Пришлось, пронаблюдав, всю картину, развернуться и вернуться на стоянку, пока досконально не очистят полосу от "посторонних", теперь, предметов и мусора.
Этим жаркий летный день не закончился. Мне все же удалось выполнить запланированный полет, но я оказался (к моему великому стыду), уже четвертым, севшим до ПТП, а точнее, в самый стык посадочной полосы с грунтом (прорезиненная смола с утрамбованной щебенкой). Справился без последствий, советские стойки колес и резина на них, простили мою ошибку и все выдержали, зарулил на стоянку без последствий. А день запомнился, как видно, навсегда!
Посадки же за полосой точного приземления (ПТП) или в ее конце. Тоже требуют от летного состава определенных, быстрых и четких действий, что бы избежать более тяжелых последствий. Пример.
Идут обычные курсантские полеты, завершается обучение на самолетах МиГ-21пф. Заходит на посадку курсант, почти выпускник авиационного училища. И конечно как всегда, совершенно неожиданно, садится (не помню причину) в самом конце ПТП! И тормозной парашют и начало торможения. хоть и выполняется правильно, Как но и конец посадочной полосы быстро, приближается. Как и положено, перед сходом с нее. курсант перестает тормозить (что бы не "влезть по пузо", в грунт) и плавно по грунту слегка уклоняясь влево, въезжает в посадку (созревшего к тому времени) подсолнечника! Прорубив крылом просеку, и исчезает у нас из виду.
Садимся с другими курсантами, вместе с технической аварийной бригадой в тягач, едим вытаскивать самолет. Полосу самолет прорубил небольшую, метров 50-70 и слегка развернувшись "хвостом" вперед, остановился. Поскольку курсант, вовремя выключил двигатель и обесточил самолет, даже задымления не было. Однако и курсанта в кабине, то же не было. На встречу нам, вроде не бежал, полезли по кучерям, искать за самолет. А тот на охапке подсолнечника сидит за хвостом самолета и на еще не остывшем сопле двигателя, жарит семечки и пихает их по своим карманам. Слышим: "Теперь спишут, хоть семечек погрызу!". Вот такие у нас были курсанты! Отвели его в подъехавшей санитарке, отправили на "рандеву" с командиром.
За исключением допущенной ошибки на посадке, дальнейшие действия курсанта были признаны правильными. В дальнейшем из него получился замечательный летчик, офицер и командир!
Последние примерные действия летного состава и пилотов ГВФ, показывают замечательную, еще Советскую школу, обучения и подготовки летного состава!