- Мама, расскажи мне про Дари Ээджи.
.
Маме восемьдесят семь лет.
Она сидит на своей кровати. Уже выпит утренний чай. Уже сказано йорел.
.
К ней часто приезжают студенты педколледжа и университета, записывают устное её творчество.
.
- Дари Ээджи...
.
Ничего не исчезает на Земле, - только забывается на время...
.
Как долго не говорили о Дари Ээджи!
А вот Церенов Василий Зулакаевич вспомнил и написал о ней.
.
Я ведь знала Дари Ээджи...
.
1962 год. Весна. Отец твой, я и ты, ещё маленький, недавно приехали из Сибири.
Мы поселились в маленьком доме на разъезде № 8, в двенадцати километрах от Улан Хола.
Однажды я поехала в Улан Хол по делам. Захожу в дом Манджиева Манджи. В сенях меня встречает его жена, Шуука:
- Бадма! Здравствуй! Там в доме, Дари Ээджи...
.
Религия была запрещена. Люди с осторожностью собирались на молебен,
не говоря о встрече с такими, как Дари Ээджи.
.
Захожу в дом. Сидят на ширдыках Атхан Цаган гелюнг, хозяин дома Манджиев Манджи.
Рядом, словно маленький подросток, с бритой налысо головой, в одетом на рубашку лавшагом
(накидка монаха-геелюнга) и шалм (круглая матерчатая тюбетейка) сидела Дари Ээджи.
В доме ещё были несколько незнакомых мне стариков.
.
Когда мы жили на своих землях, у нас в семье был гелюнг. И я знала многие правила и обычаи религиозного обихода.
Спускаю с головы платок, очищаю рот водой, молча подхожу к Бурханам, зажженым лампадкам.
Молюсь.
Отхожу спиной и сажусь, подогнув колено, не в общий круг, а возле выхода.
- Все в круге сидящие здоровы ли? - По старинке здороваюсь я.
Мужчины закивали, глядя на меня.
.
- Детка, откуда ты? Чья ты? - Голос Дари Ээджи был спокойным, но глаза были пытливыми, будто смотрели во внутрь тебя.
Я ответила.
.
- Ты знаешь Чюрюма Багши? - спросила меня Дари Ээджи.
- Знакома, - ответила я.
.
- Передай мои благопожелания всем,
кто встретится из вашего аймака,
что я в стодвенадцать лет стану бурханом.
Это слова Чюрюма Багши, - сказала Дари Ээджи.
- С благоговением принимаю, Ээджи, ваши слова! - сказала я.
.
Нимгир гелюнг, благородно дождавшись конца нашей беседы, обратился к Дари Ээджи:
- Легко ли, трудно ли далась Вам дорога до далёкой земли, где высится священный Зу
(Потала в Лхассе, главный тибетский монастырь).
.
- Дорога была утомительной и трудной, но нам придавали силы наши мысли и цель
- "дойти" до места рождения Бурханов, помолиться и взять благословение!
.
Благословение для вас, молящихся.
.
Увидев издалека золотые пагоды Зу,
я несколько раз падала в обморок.
Только молитвы Чюрюма Багши поднимали меня.
.
У Чурюма Багши не было в жизни грехов, а у меня были...
Уходя в Тибет я оставила у матери и отца свою двухлетнюю дочь Булган...
Единственный мой грех...
.
Рано утром все засобирались в степь, на курган, что высился в пяти дун (верстах).
Хозяин дома хотел запрячь лошадей, но Дари Ээджи остановила его:
- Пойдём пешком.
Когда испытываешь трудности, становится легче, потому что уходят грехи.
.
Так сказала Дари Ээджи, женщина гелюнг, праведница.
.
Еще в начале века (20), будучи молодой, она ходила по хотонам, несла людям Учение Будды,
легенды Окон Тенгри,
песни Арьябалы.
.
Как мало было таких, как она!
Они молились за тех, которые хотели стать лучше.
.
Праведницы молились за них - заблудших (в сансаре).
Сколько их пострадало, сынок - от манджиков до лам...
.
Ну, достаточно! - заканчивает свой рассказ мама.
Утром расскажу тебе о Чурюме Багши...
.
Ночью мне снился сон.
.
Ясное утро. Голоса людей из нашей кухни.
Заглядываю в окошко:
Дари Ээджи
(я её сразу узнал) сидит у нас в гостях и мирно разговаривает с моей матерью за пиалой чая.
.
Беседуют две калмычки.
Пусть не так нарядные их бешметы, пусть не знали косметики их лица,
пусть тихи их слова,
но как высоки их речи с недосказанностью и намёками,
с точной рифмой и поговорками!
.
Мне показалось, что разошлись облака, открывая возможность Синему Небу увидеть источник чистоты и мудрости".
.
...
"ЦАГАН МӨҢГН ХУР МИНЬ..."
Увшан Альчан Яван - "ДАРИ ЭЭДЖИ"
...
Убушаев Иван
"МОЙ СЕРЕБРЯНЫЙ ДОЖДЬ"
Сборник: Рассказы. Очерки. Эссе.
Стр. 127-129." Элиста, 2015.
...
100-летие (1922 – 2022 гг.) начала путешествия в Тибет паломницы из Калмыкии Эрдниевой Цаган-Хаалги, (Дари ээджи).
Она девять лет провела в Тибете, с 1923 по 1932 год, выучила тибетский язык, посетила все святые для буддистов места и благополучно возвратилась на Родину, чтобы проповедовать учение Будды.
.
В истории о путешественниках из калмыцкой степи в Тибет, наряду с мужскими именами, упоминаются и женские.
.
Среди желающих поклониться самому главному Учителю Учения Будды была Дарма-Бала, зюнгарка,
жена Аюки хана.
.
После смерти мужа она намеревалась совершить обряд его поминовения в 1746-м году в Тибете, лично посетить резиденцию Далай-ламы в Потале.
.
Российские власти отказали тогда Дарма-Бале, остерегаясь, что она может увести калмыков в Джунгарию.
.
Среди более поздних калмыцких паломниц известно имя Цаган-Хаалги Эрдниевой (Дари ээджи).
.
Дари ээджи родилась в 1875-м году в селе Коровья Лука Сербеджап-Тюменевского аймака Хошеутовского улуса
(ныне село Джакуевка Наримановского района Астраханской области).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев