Военно-морской календарик на 15 ноября:
1492 год. 15.11. Христофор Колумб увидел, как индейцы употребляют табак, и описал этот процесс в своем дневнике.6.11. (15.11.) 1492 года знаменитый испанский мореплаватель Христофор Колумб в своём дневнике описал табак, который использовали индейцы. Считается, что заметка сия стала первым письменным упоминанием об этом растении. Путешественник, высадившийся на острове Сан-Сальвадор, стал свидетелем обряда, во время которого местные аборигены скручивали листья табака, поджигали один конец трубочки, затем вдыхали и выпускали дым через рот. Сам Колумб курильщиком не стал, из всей команды лишь двое моряков решились присоединиться к обряду — Луис де Торрес и Родриго де Херес. Последний стал первой жертвой табака - курение стоило ему 7 лет тюрьмы. Когда он вернулся в Испанию и начал на людях выдыхать дым, его приняли за одержимого дьяволом. Так что первой организацией, которая официально объявила войну табакокурению, смело можно считать Святую инквизицию. К слову, наказывали курильщиков во все времена и во всех уголках планеты. Причем, очень сурово. Так, Султан Оттоманской империи Мурад IV за употребление табака велел отрубать головы. Московский царь Михаил Федорович приказывал казнить даже тех, у кого будет найден табак, а его сын Алексей Михайлович распорядился «каждого, у кого найдут табак, мучить до тех пор, пока не выдаст имя человека, давшего ему табак». Однако перед так называемым «табачным лобби» проигрывали все, начиная с Наполеона, который в отчаянии признавал: "Этот порок приносит казне 100 миллионов франков налогов в год. Я бы запретил его хоть сейчас, если вы отыщете столь же доходную добродетель".
1741 год — в ходе второй Камчатской экспедиции Витус Беринг открыл остров, который затем назовут в его честь. Витус Беринг родился 02.08.1681 года в датском городе Хорсенс в семье среднего достатка. Ве-личайший путешественник, именем которого названо множество географических объектов: знаменитый пролив, который отделяет Азию от Америки; самое северное море, принадлежащее к бассейну Тихого океана; реки, рифы; древняя, давно исчезнувшая суша, которая соединяла Азию с Америкой, — Берингия; остров, о котором мы сегодня поговорим, поскольку он сыграл определенную трагическую роль в судьбе этого человека… Чем же он заслужил эту известность, которая уже почти триста лет заставля-ет людей вспоминать о нем? С молодости Беринг пристрастился к морю: в то время морские путешествия и плавания были очень популярны. Он был сначала юнгой, потом младшим офицером; на дат-ских судах посетил Индию, ездил по Европе и по Балтике. И еще молодым человеком, в двадцать два года, он попадает на русскую службу. Это эпоха Петра I, который, открыв «окно в Европу», пытался превратить Россию в настоящую европейскую страну. в 1725 году Петр I задумал Камчатскую экспедицию. По рекомендации Адмиралтейства он предложил Берингу ее возглавить. В 1725 году Беринг выехал из Петербурга в Сибирь. Беринг действительно добрался до Камчатки и прошел через Берин-гов пролив, тем самым доказав, что Америка с Азией не соединяется. Джеймс Кук присвоил этому проливу имя Беринга, назвав его Беринговым проливом. Камчатка, за несколько десятков лет до Бе-ринга была уже освоена казаками и промышленниками. Они пришли на Камчатку не с моря, а с Чукотки от Анадырского острога по суше и по рекам. Первая экспедиция длилась пять лет, и уже в 1730 году Беринг вернулся в Петербург. После этого он имел дело уже с наследниками Петра — в частности, императрицами Екатериной I и Анной Иоанновной. Они решили продолжить начатое Петром предприятие и освоить дальневосточные пространства, к которым Россия только-только протянула руку. Для этого была задумана Вторая Камчатская экспедиция, получившая название Великой Северной. В основе Второй Камчатской экспедиции лежит идея достичь самой Америки и понять, действительно ли это Америка или это что-то совсем другое. Задумка была в том, чтобы пройти, описать и картографировать все побережье Северного Ледовитого океана на Азиатском материке. Экспедиция выехала из Петербурга в 1733 году. В ее составе были выдающиеся мореплаватели и путешественники: братья Лаптевы, Шпанберг, которому было поручено из Камчатки найти путь в Японию, и многие другие. В том числе, Чириков, который должен был вместе с Берингом на двух кораблях добраться до Америки.
Сама идея — достичь американских берегов через Тихий океан по северному пути была осуществлена впервые. Северный Ледовитый океан непроходим, поэтому надо было проехать через всю Сибирь, чтобы добраться до никому не известной земли Чукотки, которая непонятно, где и как соединяется с сушей. А оттуда надо было на чем-то плыть дальше, то есть уже там строить какие-то корабли. Несколько сот человек прибывают в Тобольск, из Тобольска едут в Якутск. В Якутске в середине XVIII века живет две тысячи чел. и вдруг на них сваливаются более 300 чел., которые везут с собой из России все, что нужно для постройки кораблей на берегу Охотского моря и плавания. Путешествие до Охотска длилось три с лишним года. Трудно представить, где люди останавливались, где спали, где добывали еду, что ели...Понимаем, что уже это колоссальный подвиг для того времени. В Охотске Беринг успел построить два корабля: «Святой Петр» и «Святой Павел». Только через семь лет Беринг добирается до Камчатки. Обогнув Камчатку, корабли пришли в Авачинскую губу (в октябре 1740). В честь построенных в Охотске кораблей он назвал там новое маленькое поселение Петропавловском, сегодня это довольно большой город Петропавловск-Камчатский. Весной 1741 года корабли — один под командованием Витуса Беринга, другой под командованием Чирикова — выходят из Петропавловской крепости на восток, чтобы добраться до Америки. Они добрались до Аляски и по дороге открыли остров Кадьяк и ряд более мелких островов. Десять лет было затрачено на приготовление к этой великой задаче — и на десять часов Беринг разрешил Ф. Хитрово и Г. В Стеллеру спуститься на землю Америки. Но путешественники спешили возвращаться на Камчатку, так как команду стала поражать цинга, страшная болезнь этого времени. От Аляски до Камчатки довольно близко, но в пути из-за болезней команда перестала нормально управлять кораблем. 4 ноября (а вышли они где-то поздней весной) они увидели землю: высокие горы, покрытые снегом, решили, что это Камчатка, по-дошли к ней. Перед берегом был риф, пока они раздумывали огромная волна перебросила судно через риф, и они высадились, будучи уверенными, что они встретят людей, которые помогут им добраться до Петропавловска. Но оказалось, что это необитаемый остров. Этот остров впоследствии был назван именем Беринга, он находится в группе Командорских островов, которые названы тоже в честь Беринга, потому что после первой экспедиции ему был присвоен чин капитан-командора.
Из-за сильных ветров и стужи стали рыть на берегу ямы, чтобы в них жить. В 08 декабря 1741 года Беринг скончался на этом острове. Выжившие люди перезимовали на нем. Когда кончилась зима, они добрались до своего судна, смогли его разобрать и из его частей построили небольшой бот, в котором порядка 40 чел. смогли добраться до Камчатки. Пакетбот «Св. Павел» вышел к американскому материку 15.7 1741 и двинулся вдоль берега на север. На широте 58° при обследовании побережья пропали без вести 15 моряков. после безуспешных поисков 27.7. Чириков решил вернуться к родным берегам. На обратном пути было открыто несколько островов Алеутской группы. Экипаж мужественно переносил болезни, острый недостаток воды и про-дуктов. 10.10 1741 г. «Св. Павел» благополучно вошел в Авачинскую губу. Весной 1742 А. И. Чириков вновь предпринял попытку совершить плавание к берегам Америки, но из-за болезни вынужден был возвратиться. Из Петропавловска Чириков на пакетботе перешел в Охотск и вернулся в Санкт-Петербург, где составил точную карту и подробный отчет об экспедиции.
1815 год. 03.11. (15.11.) Впервые в рейс из Петербурга в Кронштадт и обратно отправился первый русский пароход «Елизавета».
«Елизавета» первый русский пароход, построенный на заводе Берда. Пароход был с деревянным корпусом, сделанным из тихвинской барки длиной 18,3 метра, шириной 4,57 метра и осадкой 0,61 метра. На пароходе была установлена балансирная паровая машина мощностью 4 номинальных ло-шадиных силы, которая позволяла судну развивать скорость до 5,8 узлов. В качестве движителей на пароходе использовались 2 бортовых гребных колеса диаметром 2,4 метра, оснащенных по 6 лопастей каждое. Установленная на пароходе железная труба высотой 7,62 метра и диаметром около 0,305 мет-ра, которая при попутном ветре могла служить мачтой для постановки на ней паруса. Нижняя часть трубы была сложена из кирпича. На судне был установлен простой руль, который обеспечивал достаточно легкое управление им. Паровая машина и однотопочный паровой котел, в качестве топлива для которого использовались дрова, располагались в трюме в средней части судна. Также там был установлен насос, подававший забортную воду для питания котла. На корме парохода находились скамьи для пассажиров, над которыми была натянута крыша из парусины.
Нет комментариев