Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры», – сказал как-то академик Дмитрий Сергевич Лихачёв.
Для большинства из нас музыка Свиридова - это что-то из Пушкина. Прежде всего, конечно, «Метель» с её знаменитым вальсом, ставшим визитной карточкой композитора, но в то же время сделавшим его заложником одного произведения. Кто-то, может быть, вспомнит «Курские песни», кто-то - «Время, вперёд!»
Но не все знают, что в конце своей жизни Свиридов создал удивительный цикл «Песнопения и молитвы» (1980-1997). Это безусловно духовная музыка, это безусловно православная музыка, и это безусловно музыка русская.
*
«Церковная музыка, - писал композитор в изданных ныне Тетрадях, - не производила на меня специального, отдельного сильного впечатления. Сильное впечатление производила вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска (тогда свечи были восковые) и ладана, благовоние кадила, которым батюшка помахивал в сторону толпы, всем кланяясь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики святых. Пение хора входило составной частью в службу, довершая необычность обстановки, возвышенность и значительность происходящего.
В церковь я ходил большею частью с бабушкой, которая была очень религиозна. Длинные службы меня утомляли, тяжело было стоять на ногах. Я торопил бабушку, упрашивал ее идти домой, но она всегда была непреклонна, и я терпеливо отстаивал всю службу, зная её характер.
В церкви св. Николая Угодника были изумительные колокола (из звонницы), а ходили мы в церковь Фроловскую (Фрола и Лавра) — маленькую, уютную церковь, кажется, из-за того, что там был хороший хор. Хорошо помню возвращение из церкви на Чистый четверг перед Пасхой, особенно если Пасха была тёплая. Улица вся была полна людей, возвращающихся из церкви с фонариками, которые заблаговременно покупались. Помню множество детей с этими фонариками. По возвращении домой бабушка делала при помощи этого фонарика копотью от свечи кресты на всех дверях (на притолках сверху), чтобы в дом не проникла нечистая сила».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3
.
Георгию Свиридову
.
Мы слушали музыку. Вечер и сад,
так верили ей, и так мысли парили,
как будто и музыка, и снегопад,
и всё это с нами случилось впервые.
.
Впервые, давно, до всего, до судьбы,
до участи хлеба, постигшей колосья,
до тяжести, обременившей сады,
до встречи кувшина с водою колодца.
.
Казалось, что пуля не знает ствола,
петух не приходит заре на подмогу,
рука человека огня не зажгла
и жёрнов ещё не учился помолу.
.
Нет времени позже, чем ранняя рань,
нет опыта утра у мглы предрассветной,
не ведает тело премудрости ран,
и нет ничего, кроме музыки этой.
.
Мы слушали музыку в мире пустом,
уже существуя, ещё не печалясь:
страданья – потом и несчастья – потом,
пока – только музыки первоначальность!
.
Кайсын Кулиев (пер. Б. Ахмадулиной)