Прямо в центре Ташкента рядом с парламентом Узбекистана находится одно из самых почитаемых народной традицией мест — медресе Абдулкасим. Медресе это носит имя наставника суфийского ордена Накшбандийя шейха Абдулкасима. Во время холерного бунта 1892 года шейх сумел предотвратить столкновения мусульманского населения города с колониальной администрацией Российской империи.
Абдулкасим был одним из наставников суфийского ордена Накшбандийя и носил титул «ишан» — предводитель мусульман. Он обладал большим авторитетом среди жителей Ташкента благодаря своей учености: мог пересказать наизусть весь Коран и многие богословские трактаты. Абдулкасим также был известен как строитель (или, по другой версии, реставратор) медресе — мусульманского учебного заведения вблизи городских ворот Беш-агач. С XVI века в этом почитаемом месте располагалась суфийская ханака Муйи Муборак («Благословенный волос»), в которой, согласно преданию, находилась священная реликвия — волос из бороды пророка Мухаммада. По свидетельству современника шейха русского этнографа Николая Остроумова, на постройку медресе Абдулкасим выделил 30 тысяч рублей из собственных средств. Когда же строительство было закончено, он ежегодно оплачивал обучение в нем 150 воспитанников. Выпускниками этого медресе принято считать основоположника узбекского романа Абдуллу Кадыри, драматурга Гуляма Зафари и других видных деятелей культуры и религии.
В одном из помещений медресе сохранилась каллиграфическая арабская надпись:
«До чего красиво это здание, что свято как небесный рай,
Потому что хранится тут почтенный волос Пророка,
Гордясь которым, мир пишет историю его:
«Величественный храм святых волос Пророка»
По мнению ученых Узбекистана, в последней строке этого четверостишия зашифрован моддади тарих — год строительства медресе. Буквы арабского алфавита, согласно традиции абжад, имеют цифровое соответствие. Согласно этому соответствию, год постройки медресе датируется как 1849-й. Это значит, что к моменту «холерного бунта» медресе уже было построено и действовало 43 года. Встает вопрос: сколько же лет могло быть в 1892 году почтенному шейху, который инициировал еще его строительство?
Народные предания приписывают Абдулкасиму заступничество перед колониальными властями, благодаря чему русские войска были очень быстро выведены из мусульманской части Ташкента, а подавление беспорядков не превратилось в массовые репрессии. Шейх обращался к генерал-губернатору Вревскому с посланиями, объяснявшими, что восстание не было направлено против власти русского царя, а лишь защищало нормы шариата.
Однако до нас дошли и куда более удивительные сведения о шейхе Абдулкасиме. Так, легенда утверждает, что он принес в жертву собственную жизнь, чтобы остановить эпидемию холеры. Будто бы в самый разгар печальных событий в его доме собрались все авторитетные представители местного духовенства, чтобы обсудить две важных темы. Первая — как сдерживать недовольство мусульман санитарными мерами, чтобы не вызвать жестокой расправы над народом со стороны русских войск. Вторая — как остановить болезнь, не нарушая законов шариата. Согласно легенде, шейх Абдулкасим заявил собравшимся, что примет на себя беду, постигшую город, и холера скоро покинет Ташкент. Назавтра шейх умер от молниеносной формы холеры, и в тот же день эпидемия прекратилась.
Конечно, нет никаких научных доказательств того, что смерть Абдулкасима связана с окончанием эпидемии. Однако народной традиции такие доказательства и не требуются. Впрочем, даже люди, не склонные к преувеличениям, признавали труднообъяснимую взаимосвязь двух вышеперечисленных событий. Тот же Николай Остроумов писал: «На склоне лет сильно переживавший из-за последних событий Абулкасымхан скончался от холеры. Удивительно то, что после его смерти холера остановилась, и местные сарты (узбеки) считают, что смерть человека, посвятившего себя Аллаху, смягчает гнев Бога, который ниспослал грешникам холеру».
Здание медресе Абдулкасима, построенное в XIX веке, хорошо сохранилось и потребовало лишь незначительной реставрации в 2002 году. Как уже говорилось, оно находится совсем рядом с парламентом и обычно не посещается религиозными паломниками. Сейчас здесь расположена ремесленная ассоциация «Хунарманд» и школа традиционных национальных ремесел резьбы по дереву, ювелирного мастерства и живописных миниатюр. Сюда приводят экскурсии, в том числе и иностранных туристов, которые приобретают здесь экзотические сувениры. - (Инет.)
Фото Андрея Кудряшова, "Фергана"


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев