Учителя срываются. Это «плохие педагоги» или система, которая давит до предела?
В ХМАО обсуждают очередной случай — учительница бросила учебником в старшеклассника. Это не единичная история. За последние месяцы — вспышки агрессии по всей стране: Красноярск, Москва, регионы. Учителя толкают, хватают, кричат. А ученики всё чаще снимают это на видео. И каждый раз общество делится: одни защищают педагога («дети оборзели»), другие — ребёнка («педагог не имеет права»).
Но за этим спором теряется главное: почему люди, которые пришли учить, всё чаще не справляются?
Данные исследования — тревожные: выгорание испытывают до 75% педагогов, треть — в острой фазе. У кого-то на уроке бросают тетради, у кого-то звонят родители до полуночи с вопросами «почему мой ребёнок получил 4», кто-то ведёт одновременно две ставки, кружки, проверяет тетради, участвует в проектах и отчётности. А ещё — новые обязанности: «Движение первых», сертификаты, бесконечные формы, отчёты и контроль.
Учителя говорят прямо: работа стала 24/7. А психологическая поддержка — формальная. Тренинги, вебинары, лекции «о правильной коммуникации» — но не реальные инструменты и не место, где можно сказать: «я на грани».
Попытки «упорядочить школу» добавляют ещё один запрет: нельзя прикасаться к ребенку — даже чтобы успокоить, поддержать, просто обнять. Но дети всё равно приходят не только за знаниями — они приходят жить. И когда запретов стало больше, чем смысла, система начинает ломать тех, кто внутри.
По словам психологов, решить проблему можно только тремя шагами: снизить нагрузку, повысить зарплаты, убрать бюрократию. Всё остальное — косметика.