Находится примерно в 52 км к западу от районного центра.
На берегу реки Кимельтей некогда глубоководной и широкой, изобилующей разной рыбой появились первые жители, буряты,
построили несколько домов. И вот сейчас, на протяжении примерно последних пяти лет, приезжают на берег реки почтить память своих предков буряты из Улан-Удэ, Усть Орды, Нукуты, Эхиритбулагатского района и из других краёв и проводят свои национальные обряды. Со слов бывшей жительницы села М.Кашелак Елизаровой Надежды Евсеевны, сейчас она проживает в Большом Кашелаке, на острове, недалеко от села, есть могила Шамана, который умер в Кимельтее , его привезли и захоронили на этом месте, видимо он был первым основателем села. Надежда Евсеевна рассказывает, что и в детстве и сейчас, когда она ходит на сенокос или за ягодами, тропинка проходит мимо могилки. Почему то возле могилки много много лет лежала лопата, но никто даже и не думал трогать, менять что то…Правда уже в 80-90 ые года нашлись такие, кто пытался раскапывать могилу, искали золото. Кто знает, что стало с теми искателями, которые решились
осквернить святыню.
Со слов Надежды Евсеевны, её отец был ребёнком 10ти лет, когда приехали из Украины его родители, в 1906 году это было. Там уже жили буряты. Постепенно они переехали в Кимельтей, оставив свои дома, в которые потом заселялись переселенцы.
Пережили революцию, раскулачивание, не захотели вступать в колхоз, забрали коня, двух коров. К тому времени родились две дочери.
Детей нечем было кормить. Было тяжело. Много работали. По столыпинской реформе из Чувашии и других краёв примерно в
1925-1928 году прибыли первые переселенцы, которые по железной дороге доезжали до станции Кимельтей, а дальше разъезжались кто куда. Семьи Павлюченко, Коваленко, Кузьменко, Григорьевы, Янышевы, Гайдай, Ожеговы, Пимиковы и много других облюбовали именно эти места. Привлекли они их богатыми лесами в которых было несметное
количество ягод брусники. голубики, грибов боровиков, подосиновиков, груздей, много дичи и пушного зверя . Очень плодородная земля, которая в будущем давала высокие урожаи . Рыли временные землянки, постепенно строили дома, жили артелью. Всем миром строили свою жизнь. Постепенно село приобрело свой неповторимый образ. Без кузницы в те времена не обходилась ни одна деревня,
была таковая и в М.Кашелаке, уважаемый и почётный человек был кузнец. Бондарь жил на берегу реки изготавливал сани ,телеги для коней, бочки, короба. Случай, который рассказала старожил Пимикова Людмила Леонтьевна, проживающая сейчас в Хомутово под Иркутском, она помнит как в детстве жена бондаря за что то рассердившись на мужа, сбросила все новые бочки в речку ,а ребятня, вылавливали эти бочки из воды, но не все удалось спасти, много унесло течением.
Из рассказа Янышева Владимира Ивановича, родился он в 1954г. жил там, учился в школе, играл на гармошке, сейчас живёт в Большом Кашелаке и Янышевой Людмилы Ивановны, которая закончила пед.училище и в 1968 году приехала учить детей в школу М.Кашелака, сейчас проживает в Карымске, Куйтунского района.
Люди занимались в созданном колхозе, который назывался до войны «Восход» сельским хозяйством, разводили коней, крупный рогатый скот, занимались пчеловодством, на полях выращивали пшеницу, рожь, овёс, гречку, коноплю из которой изготавливали верёвки, конопляное масло, были амбары где хранилось зерно ,выращивали на полях овощи, для их хранения было своё овощехранилище. За хорошую работу в разведении овец одну из работниц Сахаровскую Марию Алексеевну наградили поездкой на ВДНХ в г. Москву, очень великое было и значимое событие. Сплавляли по реке лес, занимались заготовкой живицы, работали все от мала до велика. Дети во время
весенне-осенних полевых работ помогали собирать колоски на полях, убирать турнепс для скота, за это им выдавали отрезы ткани и подарки на новый год.
Люди жили не только для колхоза, но и для себя, держали скота, свиней, домашнюю птицу. Косили сено и для колхоза и для своих нужд. Мужчины занимались охотничьим промыслом, сдавали пушнину в магазин, отоваривались там продуктами, охотничьими принадлежностями.
Заготавливали грибы, ягоды, черемшу, рыбу. На селе была своя бабка повитуха Прасковья, много приняла детишек на свои руки, семьи то были все многодетные не менее 5 человек, и только 2 или 3 младенца не выжили. Для детей был построен детский сад-ясли, Начальная школа, в которой учились в две смены первая смена 2-4 классы, вторая 1-3 классы.
Заведующий школой был Кизей Валентин Сергеевич, учителя Кизей Галина, Сахаровская Прасковья Сергеевна. В 1970 году школа
закрылась.
Особенно было тяжело во время войны. Мужики все на фронте, женщины, старики да дети остались. Женщины и дети трудились, ковали в тылу Победу, пахали, сеяли, косили, убирали урожай, ухаживали за скотиной, растили детей, ждали своих отцов, мужей, сыновей, братьев с войны. Вязали варежки, носки, выделывали
овчину, шили тулупы и отправляли на фронт.
Многие не вернулись с войны… Прошла и эта лихая година. На земле воцарился мир. Жизнь пошла своим чередом. Понемногу восстанавливалось разрушенное хозяйство. Колхоз назвали «Чапаев».
Из хомутарки сделали клуб, своими руками молодёжь побелили стены, сцену сделали и на праздники готовили концерты для односельчан, пели и плясали под гармошку. Из района привозили кинопередвижку, крутили кино, и весь народ, не дыша смотрел на импровизированный экран, натянутые простыни на стене, отдыхал душой, сопереживал героям фильма…
На краю села в примерно в 50тые годы расположилась воинская часть, солдаты строили узкоколейку до посёлка Боровое. Но по какой- то причине по ней не прошёл ни
один паровоз, только детишки бегали кататься на вагонетках по рельсам. Примерно в 1962 году линию разобрали. Но до сих пор сохранились насыпи земляные.
После 80х годов, когда стали разваливаться созданные совхозы, пришло в упадок хозяйство, люди стали оставлять свои насиженные места в поисках работы и лучшей доли.
Опустела деревня М.Кашелак, тихими стали улочки , некогда шумевшие на разные голоса и звуки, не видно ватаги босоногих ребятишек ,мчащихся на речку, не встречают у ворот приходившую с пастбища скотину хозяйки, не стучит молот кузнеца и жена бондаря
не сердится на мужа и не плывут по воде новенькие смоляные бочки… В 1997 году не стало последнего жителя села М.Кашелак…в 2010 году официально прекратило своё существование село, исчезло отмеченное на карте Куйтунского района село Малый Кашелак…Нет его, как и не было.
Стоят теперь одинокие покосившиеся столбы, которыми были когда то огорожены усадьбы и огороды . Тишина, гнетущая, невыносимая, скорбная. ..Только в день поминовения всех усопших немного оживает дорога, которая ведёт на погост , то к своим усопшим родным приезжают те кто когда то жил в селе, их дети, внуки, правнуки. И тихо шумят берёзки, плача и радуясь, что есть ещё ниточка, связующая ту жизнь и эту…

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев