02.24 состоялся вечер встречи выпускников Суминской школы. За прошедшие 47 (!!!!!) лет, после окончания школы в 1977 году, это был второй вечер встречи для меня. Первый - в далёкой молодости, потом то они мимо меня проходили, то я мимо них. Этот же вечер навеял много воспоминаний, мне захотелось поделиться с вами, дорогие земляки, моим рассказом:
КАК Я ПОШЛА В ШКОЛУ
Сначала было слово. А потом были слёзы.
В один из летних дней я вдруг узнаю, что Серёжка и Надька идут в школу, а я – нет. Я маленькая. Мне всего шесть лет, а в школу берут с семи. Серёжка – двоюродный брат, живёт через дом, Надька – соседка, мы с ней играем-дерёмся через день. Они пойдут в школу, а я с кем останусь?! Я ревела целую неделю. Я выплакала свой первый класс. Учительница, Вера Ивановна, дай Бог ей долгих лет жизни, здоровья и ума до самой смерти, взяла меня под свою ответственность. Не знаю достоверно, но гласила молва, что и в классный журнал меня первую четверть не записывали. Ответственность требовалась, так как в школу я пошла, зная букву «А». И считая до десяти. Правда, то шесть, то девять из этого десятка выпадали.
Рабоче-крестьянская семья, в которой я росла, главной ценностью считала хозяйство и труд, тратившийся на его сохранение и приумножение. Именно количество коров, овец, кур, соток огорода было главным показателем благосостояния. Имело право на существование только то, что приносило пользу. А потому книг у нас не было. Помню два учебника, один по тракторам, другой по автомобилям, хранившиеся на буфете от цепких рук младшего братца, – по ним в своё время учился отчим. Да некий неведомый том, служивший подставкой под сковороду. Так я и не узнала, кто был этот страдалец, ибо к тому времени, когда я поняла, что книги вообще-то для других целей, он сгорел…
Ура, я тоже иду в школу! И мне купили красивое коричневое платье с белым воротником. И фартуки, чёрный и белый. И новые туфли. И портфель. Всё так хорошо, по-новому, пахнет. Жёлтый портфель я даже полизала немножко. Правда, я никак не пойму, как же правильно называть это платье: форма или, как говорит баба Прасковья, хворма? И хвартук? А туфли такие твёрдые для моих, привыкших за лето бегать босиком, ног в цыпках. Да ещё великовато всё, ведь настоящие хозяйственные люди так и должны покупать – на вырост. А чтобы портфель не цеплялся за землю, я должна немного наклоняться влево, но всё это пустяки по сравнению с ГЛАВНОЙ РАДОСТЬЮ: я иду в школу.
Я не помню ни первого сентября, ни прочих первых дней. Следующее воспоминание: уже глубокая осень. И я абсолютно несчастный ребёнок. То, что я не знала алфавита и не умела считать, было мелочью по сравнению с тем, насколько я боялась. Боялась учительницы. Боялась детей. Боялась спросить. Боялась сказать. И потому на перемене я сидела за партой, боясь встать, а если заставляли выйти в коридор, стояла у стены, боясь двинуться. Я не раз описывалась, боясь попроситься в туалет. А до этого так терпела изо всех сил, что не слышала ни слова из того, что говорила учительница, отвечала невпопад или молчала, и мне попадало. Да если бы я и набралась смелости попроситься, результат был бы тот же, так как вряд ли я зашла бы в туалет – деревянную будку во дворе.
А сколько горя было от чернильницы! Почему её кто-то издевательски назвал «непроливайкой»? Проливается, да ещё как! И на тетрадки, и на книжки, и на фартук. Особенно любит в портфеле переворачиваться с ног на голову. По сравнению с этими пируэтами кляксы, грязные пальцы и тройки по чистописанию (особенно интересно писать про чистописание, набирая текст на компьютере) – мелкие неприятности.
Конечно, я постепенно освоилась. Научилась называть платье формой. Да так мне слово это понравилось, что я была уверена: кухня на самом деле не кухня, как и хвартук не хвартук, а фартук и куфня. И мы с Надькой, помнится, так спорили об этом, что наш фонетически-орфоэпический спор закончился качественной дракой. Я не забывала перед школой сбегать по нужде, и могла высидеть все 4 урока и не описаться. Я стала различать детей из своего класса и запомнила их имена. Я перестала обижаться на то, что «школьные» Надька и Серёжка совершенно отличаются от «домашних», а брат вообще меня не замечает, предпочитая мальчишескую компанию.
И пришло оно, время ГЛАВНОЙ РАДОСТИ. Я научилась читать. Очень быстро. Так как, едва начали читать короткие предложения, меня захватило в плен это чудо: из букв складываются слова, наполняясь смыслом. Я простила школе все пережитые страхи и все те, что ждали меня впереди, за подаренное мне счастье. С каким трепетом, до холодка в животе, с каким захватывающим ожиданием неведомого, но прекрасного мира я открывала первую страницу любой новой для меня книги! Эта радость жива до сих пор, хоть и немного потеряла новизну, её блеск приглушён патиной опыта.
К концу первого класса мы с братом, сидя за последней партой (а там у нас сидели лучшие ученики!), увлечённо читали книжки на всех уроках, где не нужно было писать. Чаще всего – вдвоём одну книгу. Я читала быстрее, была нетерпеливее, и у нас вспыхивали короткие стычки при переворачивании страниц. Иногда они заканчивались нашей ничьей, но победой Веры Ивановны: книжка отправлялась в шкаф за её спиной. Он всегда был открыт. Мы ходили вокруг и облизывались, как котята на сметану, но и мысли не было взять книгу самовольно.
Я благодарна учительнице за то, что она ни разу не сказала об этом матери. Знаю, каково бы было наказание, и есть сомнения, сохранилась бы тогда моя любовь к книгам и чтению.
А как я полюбила библиотеку – хранилище сокровищ, нашу скромную школьную библиотеку. Я попыталась и в сельскую записаться, но «начальников» не брали, дескать, малы. Надо было видеть, как я неслась туда второго сентября пятого класса!
Книги стали моими друзьями, собеседниками, советчиками. Они открыли мне иные миры, рассказали об иных людях, иной жизни. С ними мне мечталось, я искала и ищу в них ответы на все свои вопросы. Они делят со мной досуг, учат меня, помогают жить. В том, какой я стала, как живу, главную роль сыграли книги, а потом уж – люди. Люди из книг…
А вот те детские страхи так и живут где-то глубоко во мне. И я, взрослая тётя, при образовании и должности, работающая и с людьми, и в кабинете, поездившая по миру, умеющая выступить с любой трибуны на любую тему, иногда панически боюсь…спросить, сказать, войти в какой-то кабинет (хорошо, хоть не описываюсь)))
2012 год


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 4