Очерк "Ночной взлет". Вячеслав Амшанников. Апрель 2023 год.
Приближалось время окончания нашей летной работы. Для меня, кончалось время всей служебной деятельности в гарнизоне где прослужил почти четыре года, после службы в Приморском крае. Встал вопрос смысла дальнейшей службы, потому как в воздухе уже «висел» вопрос расформирования полка. По этому, усиленно занимались летной подготовкой молодых летчиков...
А опытных "повзрослевших" летчиков полка, начали готовить уже на первый класс. Шли ночные полеты. У меня остался еще один контрольный полет за инструктора в конце смены со ст. лейтенантом Анатолием, знакомым читателям по рассказу "Шутка".
Подбегаю к самолету (Су-25уб), спрашиваю, осмотрел ли он самолет. "Осмотрел"- говорит. - "Тогда садись в кабину, я тоже осмотрю!" (И положено и традиция!). Быстро осмотрев самолет, сажусь в заднюю кабину. Летчик запускает, выруливает на взлет. Перед взлетом, говорю летчику: - " Значит все сам, я только на контроле!".
Взлетаем. И только летчик, убрал шасси и закрылки, как справа и чуть ниже от моей кабины - пламя из воздухозаборника и хлопок, в двигателе. Сразу упали обороты правого двигателя и загорелись контрольные аварийные лампочки "Отказ двигателя" и "пожар" "Летчику командую: - "Выключай правый двигатель и «туши» его, Беру управление на себя!". Сам придерживаю рычаг управления левого (работающего двигателя, что бы и этот не выключил, были и такие случаи!).Вовремя и успешно сработала система пожаротушения двигателя. Что бы перейти на аварийные системы, гидравлического управления самолетом, провели еще ряд манипуляций, согласно инструкции летчику. Конечно , уже было не до выполнения полетного здания. Ухудшения ситуации не произошло.
А летчик получил возможность потренироваться заходу на посадку и посадки без закрылков и на повышенной скорости ночью.
Дальше выполнили все действия, при отказе правого двигателя, согласно инструкции летчику, зашли на посадку и благополучно, без приключений, сели с одним двигателем.
Оказалось, специалистами системы опознавания самолетов, не был полностью закрыт и зафиксирован, эксплуатационный лючок, ввода кодов на борту самолета. Никто этого заметить, при подготовке к полету ночью, не смог. От вибрации лючок сорвало и его "засосало" в правый воздухозаборник двигателя, что привело к его разрушению. Правильные и быстрые действия летчиков, предотвратили ухудшение ситуации и пожар.
После расформирования, Анатолий, уехал служить в Россию, позже поступил в Академию ВВС, связь прервалась.
Поговаривают, не стал ли он начальником училища!
Конечно же, хотелось бы узнать как сложилась дальнейшая судьба. бывших "наших" летчиков. Приятно, что некоторые еще отзываются и благодарят за службу и летные навыки. А еще приятнее, что уже неплохо, выполняют боевые задачи ученики "наших учеников"!
Смена поколений- однако, и не без нашего участия!