Много ли мы помним из школьной программы, став взрослыми? Наверное, нет. Мне вот казалось, что я многое помню, но когда дочери требовалась помощь не по русскому языку и литературе, а по другим предметам, становилось понятно, что я, увы, уже позабыла азы. Правда, логика и учебник обычно помогали разобраться, но всё равно было неприятно.
Ну и ладно. Нет и не надо. Память наша избирательна, так что если какая-то информация для профессии и жизни не пригождается, то и забывается она быстро.
Зачем же тогда эти школьные страдания?
Ой-й-й...
_
Ой, страданье, ты, страданье,
Заложило грудь-дыханье.
_
Посреди большого зданья
Начинаю петь страданья.
_
От страданья от лихого
Нет лекарства никакого.
Из окна в окно видаться —
И то можно настрадаться.
_
Не судитя ж меня, люди,
Не шшытайте мне года.
Я ж не роза, не малина —
Не завяну никогда.
_
Это народный жанр такой - страдания. Про школу, правда, фольклорных страданий нет, больше про любовь. Но некоторые ученики действительно сильно страдают, потому что в школе им плохо, они не любят учиться, читать для них - пытка.
У вас в школе тоже здоровенные лбы писали на доске фразу с призывом "Мы просим всех учителей не мучить маленьких детей"?
Для меня, правда, учёба никогда не была мучением, я шла в школу с рабочим настроем, часто - с радостью.
А как было не радоваться? Темы были понятны уже на уроках, дома я быстро делала то, что задали, получала четвёрки и пятёрки, причём последние преобладали, у нас были замечательные учителя, которые могли всё доступно объяснить, я старалась, и меня хвалили.
Однако сейчас, через 45 лет после окончания школы (школы № 1 города Тобольска), я думаю, что важнее всего было не усвоение учебной программы, не получение новых знаний (их можно было и при домашнем обучении получить), а иные уроки - уроки жизни, уроки общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, уроки воспитания и самовоспитания. Урок ведь не только учебное занятие или домашнее задание, но и то, из чего можно сделать выводы и извлечь что-то поучительное для себя.
Я до сих пор помню некоторые фразы своих учителей, и касались они вовсе не учебного материала, а самой жизни. Например, наша учительница химии, Елена Михайловна Елохина, была участницей Великой Отечественной войны. Как-то на уроке (к слову так пришлось) она вдруг вспомнила роковой день 22 июня 1941 года: как она вместе с другими людьми стояла и слушала сообщение по радио, какое потрясение тогда испытала. А рядом стояли парень с девицей и тискали друг друга... Кому война, а кому животные инстинкты. В другой раз Елена Михайловна рассердилась на кого-то из мальчишек и сказала, что не хочет, чтобы из него вышел хулиган или бандит, который выходит на улицу, чтобы "щекотать ножом прохожих". Мы тогда дружно засмеялись над новым выражением, и я тоже смеялась, потому что сочетание слов было неожиданным.
А дверь в новый, школьный мир для меня открыла Валентина Петровна Селиванова.
Сегодня, в День учителя, мы с Володей были у неё в гостях с букетом цветов. Радостно видеть первую учительницу энергичной и бодрой, несмотря на почтенный возраст!

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев