Мученик Иоа́нн Демидов
Дни памяти
8 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
6 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
20 декабря
Мученик Иоанн Панкратьевич Демидов родился 18 апреля 1869 года в деревне Андреево Богородского уезда Московской губернии в семье фабриканта. Отец мученика Иоанна Ивановича Демидова. В конце 1900-х годов при разделе наследства шелкопрядильная фабрика отошла его брату. Иоанн работал по размотке шелка на дому. Был глубоко верующим человеком, его сын и дочь в советское время стали церковными старостами. В 1918 году Иоанн Демидов состоял членом волостного правления Новинской волости Богородского уезда.
В это время в селе Новозагарье вспыхнуло антибольшевистское крестьянское восстание, которое было подавлено отрядом ЧК. Иоанн Демидов был арестован как член волостного правления, за протест против выноса иконы из здания правления заключен на 18 дней в тюрьму.
В 1933 году подвергался аресту «за спекуляцию шелком». В августе 1937 года были арестованы его сын Иван и дочь с мужем. 9 сентября Иоанн Демидов был арестован по обвинению в том, что «был настроен против организации колхозов». Заключен в тюрьму города Ногинска. На допросе мученик сказал, что «коллективизацию считает безбожеством и что вступать в колхоз грешно». 11 ноября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к 8 годам заключения в ИТЛ. Отбывал наказание в Тайшетском ИТЛ, где скончался 20 декабря 1937 года от тягот заключения и был погребен в безвестной могиле. Имя Иоанна Демидова включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 11 апреля 2006 года.
Игумен Дамаскин (Орловский
Священномученик Петр Крестов, пресвитер
Дни памяти
8 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
23 июня - Собор Рязанских святых
21 октября - Собор Вятских святых
20 декабря
Священномученик протоиерей Петр Крестов родился в 1890 году в селе Городец в Рязанской губернии. Закончил Рязанскую Духовную семинарию, был призван на военную службу и участвовал в Первой Мировой войне. В 1915–1918 гг. был в немецком плену в Германии. С 1918 по 1922 год работал учителем сельской школы в селе Панино в Спасском районе в Рязанской области. В 1922 году был рукоположен во иерея к Пятницкой церкви в селе Панино, назначен настоятелем и благочинным Спасского округа. В 1930 году отец Петр был арестован вместе с женой, Крестовой Антониной Николаевной. Дома осталось пятеро детей. Имущество конфисковали. Матушку освободили через 2 месяца, а отца Петра приговорили к шести годам в исправительно-трудовом лагере. Священник отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. После освобождения вернулся к месту своего служения в Пятницкую церковь.
Огромную распространенность в то время получили аборты, и отец Петр много проповедовал против детоубийства. В 1937 году советские власти активно искали поводы для арестов верующих и церковнослужителей, а отца Петра нужно было арестовать во что бы то ни стало: он только что освободился из лагеря и уже ведет активную пастырскую работу. Однажды 12-летний мальчик Николай, живущий в селе Панино, услышал, как местные власти хотят устроить поджог фермы, который можно свалить на священника, чтобы приговорить его к расстрелу. Мальчик стал рассказывать об услышанном и вскоре его нашли убитым. В убийстве обвинили отца Петра. В феврале 1938 года священник был арестован за «участие в антисоветской повстанческо-террористической организации церковников». Дело об организации было групповым, поэтому были арестованы еще несколько человек. Почти все давали и признательные и обвинительные показания. Отец Петр не признал своей вины и не дал показаний на других. Его приговорили к пяти годам в лагерях. Протоиерей Петр был отправлен в Вятлаг НКВД в Кировской области. Как раз в это время его дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления, но тем не менее из лагеря отец Петр освобожден не был. Он был помещен в один барак с уголовниками, и 19 декабря 1941 года скончался в лагере от голода и болезней
Священномученик Васи́лий Мирожин, пресвитер
Дни памяти
8 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
30 августа (переходящая) - Собор Кузбасских святых
6 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
20 декабря
Священномученик Василий родился 5 марта 1865 года в селе Горяйново Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Рыбновский район Рязанской области) в семье псаломщика Ивана Мирожина. Окончив Рязанскую Духовную семинарию, Василий не пошел по духовному пути, а устроился служить чиновником в акцизном ведомстве и только после революции, когда начались гонения на Церковь, изъявив желание быть священником, был рукоположен и служил в Благовещенской церкви в городе Зарайске Московской области. Возведен в сан протоиерея.
Протоиерей Василий был активным проповедником, что впоследствии при аресте ему было поставлено в вину. Сохранилось два конспекта его проповедей: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28)…
Когда Иисус Христос учил, то чего Он желал слушателям Своим от Своего учения? Чтобы они все успокоились… Что вам мучиться, тревожиться, смущаться? Что вы боитесь за будущее, что скорбите о прошедшем? Что тяготитесь настоящим? Ко Мне обратитесь, Меня слушайте и успокойтесь. Я вас успокою. Вот сущность учения Христова.
Да, Иисус Христос учил… чтобы, слушая Его, все делались покойнее. Он иногда обличал грозно, но все же это для того, чтобы к Нему скорбящие обращались, таким образом успокоились, перестали бояться, мучиться, тревожиться. Оттого и учение Иисуса Христа всегда так успокаивает, утешает, радует душу…
Почему перед чтением святого Евангелия мы поем: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Этим радость нашу выражаем перед чтением… что сподобились послушать учение Христово.
Мы удивляемся преподобным: как это они отказывались от мирских радостей, проводили жизнь в постоянном посте и молитве, изнуряли плоть свою? Учение Евангелия их утешало, успокаивало. Вот какую книгу нужно всем читать, никакая книга так не успокоит, как святое Евангелие. Читая эту книгу – слушаем Самого Иисуса Христа, потому что в ней действует Его Дух.
«Радуйся Михаил, великий Архистратиг, со всеми Небесными Силами!»
Сегодня Святая Церковь торжественно совершает празднество в честь светоносного Архистратига Михаила. Взирая на икону Архистратига Божия Михаила, не задавали ли вы себе вопроса: почему Архистратиг Божий Михаил изображается на иконе в воинственном виде, то есть на голове у него шлем, в руках огненный меч и броненосное копье, под ногами дракон пораженный? Уж нет ли и на небе брани-войны, не безопасно ли и там находиться без меча и оружия? Да, возлюбленные, бысть и там, на небеси, брань: Михаил и Ангелы его брань сотвориша со змием, и змий боролся и ангелы его, говорит нам святой апостол и евангелист Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе. Нам известно кто такой змий. Это один из верховных и совершеннейших духов, называемый диаволом, сатаною, которого Бог наделил всеми совершенствами. И вот он возгордился, возмутился против Творца своего, восстал против порядка и закона, положенного Богом на небе; известно, чем окончилась эта брань твари с Творцом – низвержен сатана со всеми его приверженцами с неба, Архистратиг Михаил со всеми верными духами по повелению Божию послужил орудием к торжеству… Это низвержены противники Бога. Вот почему он, Михаил Архангел, и изображается на иконе в воинственном виде; он ратовал за славу Творца на небе, ратует за нее на земле, преследуя сатану, который и доселе является богоборцем и досадителем Божиим».
Наступил 1937 год, а с ним и самые беспощадные гонения на Русскую Православную Церковь. Во второй половине августа следователи Зарайского НКВД допросили дежурных свидетелей. Первым был вызван священник Михаил Рождествин. Арестованный в 1930 году и получивший пять лет ссылки, он впоследствии отказался от служения Церкви. Теперь он показал, что 11 августа 1937 года в Спасской церкви в Зарайске состоялось торжественное богослужение, которое было совершенно шестью священниками и диаконом. Протоиерей Василий Мирожин предложил присутствующему духовенству выступить с проповедью, заявив, что у себя в Благовещенской церкви он всегда проповедует. Он призывал, как можно больше привлекать людей и наставлять их в вере, пользуясь правами, предоставленными новой конституцией.
Была допрошена дочь священника, работавшая машинисткой в канцелярии местной фабрики. Она показала, что отец Василий «ведет контрреволюционную работу среди женщин, призывал их, чтобы они вели работу по вовлечению населения в церковь. В мае 1937 года Мирожин, встретившись со мной, сказал: „Вы, Антонина Владимировна, гневите Бога, отложились от храма Божьего. Вам ваш отец не это завещал. Вы должны быть продолжательницей его дела, не только посещать церковь, но и вовлекать в нее народ. Кого, как не вас, притесняли эти антихристы-коммунисты? Кто, как не вы, должны вести с ними борьбу до полного их уничтожения?“»
Был вызван на допрос директор этой фабрики, который показал, что со священником Василием Мирожиным встречался всего один раз, в связи с тем, что рабочие и служащие фабрики подняли вопрос о возбуждении ходатайства перед вышестоящими советскими органами о закрытии церкви, расположенной около фабрики, и передаче здания под клуб. Он пригласил к себе священника «с тем, что возможно он откажется от службы и станет заниматься полезным общественным трудом, при этом обещал ему и работу дать. На это Мирожин заявил: „Какие бы вы решения не выносили, все равно верующие храм закрыть и осквернить не позволят. Я должен буду вас предупредить, что вы можете получить для себя большую неприятность. Я обязан бороться за дело Божие до конца, и мы, духовенство, привыкли от власти переносить всякие терзания за эти годы. Если храм закроют, то верующие все равно не допустят посягнуть на него“».
Отец Василий был арестован 5 сентября 1937 года, заключен в коломенскую тюрьму и сразу же допрошен.
– Следствию известно, что вы призывали духовенство города выступать с проповедями среди населения. Признаете ли вы это? – спросил священника следователь.
– Лично сам я с проповедями в церкви выступал, но духовенство города не призывал, – ответил отец Василий.
– Следствию известно, что вы среди населения города Зарайска вели антисоветскую контрреволюционную работу. Признаете ли вы это?
– Нет, я это отрицаю, так как никогда этого не делал; с проповедями выступал утешительного характера и призывал веровать в Бога и не забывать Его.
Следствие в тот же день после допроса было завершено, и протоиерей Василий был отправлен в Таганскую тюрьму в Москву, ожидать приговора.
11 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере; он был направлен сначала во Владивосток, в Дальлаг, откуда был переведен в Сиблаг, и 9 января 1938 года прибыл в Сусловское отделение этого лагеря. Протоиерей Василий Мирожин скончался 20 декабря 1941 года в Мариинском пересыльном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле. Память священномученика совершается 7 (20) декабря.
Игумен Дамаскин (Орловский)
Нет комментариев