(выход против правителя и его последствия)..
Муджалид рассказывал, что аш-Ша‘би сказал: «Когда прибыл аль-Хаджадж, он спросил меня о некоторых вещах из знания и нашел меня знающим в этом. Он назначил меня старшим среди моего племени аш-ша‘бий и руководителем всех хамданитов. Он назначил мне пособие, и я не переставал находиться у него на хорошем положении, пока не произошла смута ‘Абду-р-Рахмана ибн аль-Аш‘аса. Ко мне приехали чтецы (ученые) из числа жителей Куфы и сказали: «О Абу ‘Амр, ты же являешься вождем чтецов!» И они не переставали (уговаривать меня), пока я не вышел с ними. Я встал между двумя рядами и начал рассказывать о Хаджадже и порицать некоторые его дела, и до меня дошло, что он сказал: «Разве вы не удивляетесь этому нечестивцу?! Если Аллах даст мне возможность, я сделаю для него этот мир теснее кожи верблюда».
(Аш-Ша‘би) сказал: «Прошло немного времени, как нас разгромили, и я приехал к себе домой. Я закрылся у себя и провел так девять месяцев. Потом он (аль-Хаджадж) призвал людей к походу на Хурасан, и Кутайба ибн Муслим встал и сказал: “Я пойду туда!” (Аль-Хаджадж) назначил его руководителем (похода) на Хурасан, и его глашатай воззвал: “Тот, кто присоединится к войску Кутайбы — в безопасности!” Тогда мой вольноотпущенник купил мне осла, подготовил для меня провизию, после чего я вышел. И я находился в этом войске и оставался с ним, пока мы не прибыли в Фергану».
Однажды он [Кутайба ибн Муслим] сидел задумчивым, а я посмотрел на него и сказал: “О повелитель, у меня есть знания о том, чего ты захочешь!” Он тогда спросил: “Так кто же ты?” Я ответил: “Я предостерегаю тебя от этого вопроса”. Он понял, что я скрываю, кто я на самом деле, попросил принести книгу и сказал: “Перепиши один экземпляр”. Я сказал: “Ты не нуждаешься в этом!” И я начал диктовать ему, а он смотрел, пока не закончилось письмо в котором сообщает аль-Хаджаджу о завоевании Ферганы».
(Аш-Ша‘би) сказал: «Он даровал мне мулицу, прислал мне отрез хорошего шелка, и я был у него на наилучшем положении. И в один вечер, когда я сидел с ним за ужином, вдруг прибыл посланец аль-Хаджаджа с посланием, в котором было сказано: “Когда ты прочитаешь это мое письмо, знай, что твой писарь — это ‘Амир аш-Ша‘би. Если ты его упустишь, я отрублю тебе руку и ногу и смещу тебя (с должности)!”
(Аш-Ша‘би) сказал: “Он повернулся ко мне и сказал: “Я до этого времени не узнал тебя, так отправляйся куда хочешь, и клянусь Аллахом, я буду клясться перед ним всякими видами клятв!”
Я (Аш-Ша‘би) сказал: “О повелитель, подобный мне не сможет скрыться!” Он ответил: “Ты прав!”
(Аш-Ша‘би) сказал: “И он отправил меня к нему и сказал: “Когда вы достигните оазиса Васит, завяжите его и заведите к аль-Хаджаджу””.
Когда мы приблизились к Васиту, меня встретил сын Абу Муслима и сказал: “О Абу ‘Амр, я спасу тебя от смерти. Поэтому когда ты зайдешь к повелителю, скажи то-то и то-то”.
Когда меня завели к нему, он увидел меня и сказал: “Никакого тебе приветствия! Ты прибыл ко мне, уже ни будучи уважаемым в своем племени, ни старшим, и сделал то-то и то-то, и вышел против меня!”
Я в это время молчал и он сказал: “Говори!”.
Я тогда сказал: “Да исправит Аллах дела повелителя, все, что ты говоришь — правда. Но после тебя мы страдаем бессонницей, пребываем в страхе, и вместе с этим мы не стали ни благородными, ни богобоязненными, ни грешниками с силой. Это то время, когда ты можешь не проливать мою кровь и принять от меня покаяние”.
Тогда он сказал: “Я уже сделал это!”.
Аль-Асма‘и сказал: “Когда аш-Ша‘бия завели к аль-Хаджаджу, он сказал: “Ну что аш-Ша‘би?!” Он сказал: “Наши дома стали тесными, мы спим в постели со страхом, и из-за того, что мы сделали, мы не стали благородными, когда мы были богобоязненными, ни были сильными, когда мы были грешниками””.
(Аль-Хаджадж) сказал: “Как ты хорош!”».
Ибн Са‘д сказал: «Наши товарищи говорили: “Аш-Ша‘би был в числе тех ученых, которые выступили против аль-Хаджаджа, после чего скрылся на время и писал письма Язиду ибн Абу Муслиму, чтобы он поговорил о нем с аль-Хаджаджем”».
Я (аз-Захаби) говорю: «Ученые, которые являлись приверженцами Корана и благочестивыми людьми, выступили в Ираке против аль-Хаджаджа из-за его несправедливости, откладывания молитвы на позднее время и объединения её с другой не в пути. Это была слабая сторона мазхаба Омеядов, как об этом сообщил Пророк ﷺ: “Вами будут руководить правители, которые умертвят молитву”. Этот хадис передали Муслим № 648, Абу Дауд № 431 и ат-Тирмизи № 176.
Против аль-Хаджаджа выступил ‘Абду-р-Рахман ибн аль-Аш‘ас ибн Кайс аль-Киндий. Он был знатным, и ему подчинялись люди. Его бабушка со стороны отца была сестрой Правдивейшего (Абу Бакра). Вокруг него собрались более ста тысяч человек, и они сделали для аль-Хаджаджа мир “тесным”, и он чуть было не лишился своей власти. Они нанесли ему поражение несколько раз, и он был на краю гибели, но он был стойким и неустрашимым, пока не одержал победу. Войско же аль-Аш‘аса было разбито и с обеих сторон было убито большое количество людей. Того из них, кто попадался аль-Хаджаджу, он убивал, исключая тех, кто признавал себя неверным. Таких он оставлял».
После смуты Ибн аль-Аш‘аса состоялось единогласное мнение (‘иджма) приверженцев Сунны, согласно которому нельзя выступать против правителя мусульманина, даже если он является тираном и распутником, так как это приведёт к ещё большей смуте. Это ясно из того, что имамы назвали подобные выступления смутой, также это становится очевидным из того, то, что большенство убитых из тех, кто выступил против правителя — были имамами религии и благочестивыми людьми. И благо тем из них, кто остался жив, и раскаялся, как мы видим здесь на примере имама аль-Ша‘би.
В дополнение ко многочисленным хадисам, запрещающим подобные выступления, хотелось бы привести слова шейху-ль-ислама Ибн Теймии.Шейху-ль ислам Ибн Теймия, да смилостивится над ним Аллах, сказал: «Поэтому, если справедливый разумный человек задумается над историей ислама, и тем, к каким горестным и кровопролитным последствиям приводили выступления против правителей-тиранов, то понял бы, почему Посланник Аллаха ﷺ, запретил выступать против них и противостоять им. Так например, Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Лучшими из ваших правителей станут те, которых будете любить вы и которые будут любить вас, за которых вы будете обращаться к Аллаху с мольбами и которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за вас. Худшими же из ваших правителей станут те, которых будете ненавидеть вы и которые будут ненавидеть вас, которых вы будете проклинать и которые будут проклинать вас» Когда люди спросили его: «О Посланник Аллаха! А не свергнуть ли нам их мечом?», он ﷺ, ответил: «Нет, до тех пор, пока они позволяют вам совершать пятикратные молитвы. И если вы увидите у своих руководителей то, что вам не нравится, то порицайте их деяния, но не нарушайте данную им присягу». Этот хадис приводит Муслим. Имам ан-Навави, да смилостивится над ним Аллах, говоря о правовой оценке шариатом выступления против несправедливого правителя и правителя-тирана, сказал: «Что же касается выступления против них и сражения с ними, то это запретно на основании единогласное мнение мусульман (‘иджма), даже если (эти правители) грешники и тираны»
📚См. Комментарий к «Сахих» Муслима, т. 12, стр. 229


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев