Петр I, император российский, в начале XVIII столетия отметил: «Башкирский край всем среднеазиатским странам и землям есть ключ и врата», то есть, говоря современным языком, удобный плацдарм для завоеваний на востоке. Под этим подразумевалось, конечно, строительство казенных дорог по Башкирии к восточным границам
империи, укрепленных линий и крепостей.
Завещание Петра Великого было выполнено во времена правления Анны Иоанновны. В 1734 году была снаряжена экспедиция под руководством географа, действительного статского советника Ивана Кириллова для изыскания земель, по которым пройдет дорога, и основания крепости. В 1736 году Кириллов выбирает реку Орь на южных землях башкир и по названию реки новую крепость именует Оренбургом.
Вдоль тракта появились извозчичьи остановки, или ямы, военно-почтовые станции, пристани. Так, в 1735-37 гг. были основаны станции Толбазы, Ашкадарский, в 1764 году – пристань Бугульчан. Возникновение последней связано с доставкой илецкой соли на рынки России после введения государством монополии на торговлю солью. Гужевым транспортом везли сюда, к реке Белой, соль, всю зиму хранили в амбарах-складах, а весной с половодьем соль погружали на баржи, вывозили ее вниз по Белой-Каме-Волге на Нижегородскую ярмарку.
Так продолжалось до 1766 года. В том же году поставщик соли Савва Тетюшев представил проект новой соляной пристани, облюбовав место у слияния рек Стерля, Ашкадар и Белая, близ Ашкадарского яма. Проект был одобрен и Сенат разрешил перенос соляной пристани из Бугульчан. Новая пристань была названа Стерлитамакской, что в переводе с башкирского языка означало «устье, горло Стерли».
Спустя три года губернатор Оренбурга генерал-майор Рейнсдорф подал правительству донесение о непригодности Стерлитамакского пункта для хранения соли, ибо сильное половодье постоянно разрушало соляные амбары. Но главное, быстрое уничтожение лесов для постройки барж-судов грозило гибелью бортьев-ульев башкирских пчел в этих лесах. И вот в 1770 году Сенат утвердил проект изменения по доставке илецкой соли в Нижний Новгород, пристань снова была перенесена на Бугульчан.
Тем не менее Стерлитамак остался, и более того, очень быстро рос, уже в 171 году указом императрицы Екатерины II он был возведен в ранг городов уездного значения.
Оживленным стал отрезок казенного тракта от Стерлитамака до Оренбурга, через каждые 25-30 верст создавались извозчичьи остановки, ямы. Среди них и Зирган.
Интерес представляет письмо башкир Тамьянской и других волостей Ногайской дороги губернатору Оренбурга Д.В.Волкову от 25 июня 1763 года в ответ на требование губернатора от башкир на расширение земледелия. «Для хлебопашества земель у нас довольно и просторно, но скота достаточно имеется и тако по Ногайской нашей дороге таких людей, у кого лошадки двух и трех не было, не имеется. Токмо мы пашни пахать не привыкли, из нас же у многих по двести и триста лошадей, по сто коров тоже, немалому числу овец имеется»,- пишут башкиры. Из этого письма следует, что поставленные перед необходимостью развивать земледелие башкиры-скотоводы охотно припускали на свои земли земледельческие народы, то есть, русских, чувашей, татар.
В этих же целях правительство поощряло поселение на башкирских землях государственных крестьян, которые помимо хлебопашества должны были заниматься и извозом, обслуживанием почтовых ям.
В 1771 году на этой дороге появился Зирган (?) Но Зирган основан не как извозчичья остановка, он возник на основе договора ясачных татар с башкирами Юрматынской волости от 21 сентября 1771 года с правом поселения на 30 лет, возник как пункт ремесленничества и торговли. Этим обстоятельством объясняется и быстрый рост Зиргана. Уже в 1774 году это была большая деревня. Об этом свидетельствует документ-ведомость, составленная генералом-майором Ф.Фрейманом, о расположении его войск, посланных на подавление повстанцев Крестьянской войны: «В деревне Зирганово от Каскиной в 20 верстах я с одной…. Гренадерской ротою и ротой чугуевских казаков с 4 пушками.»
В тоже время Мелеуз, будучи извозчичьей остановкой, почти не рос. Это подтверждают и старожилы старинного села Юмагузино в 10км от Мелеуза. Говоря о периоде Крестьянской войны 1773-1777 гг., коренной житель Юмагузино Г. Абубакиров вспоминает: «Мой отец говорил мне со слов своего отца, что там, где сейчас стоит Мелеуз, было только шесть дворов».
Вот еще одно, уже официальное, сравнение двух соседних поселений - материалы пятой ревизии населения. В 1795 году в Мелеузе 60 дворов, а в Зиргане в два с лишним раза больше - 131 двор. И даже в XIX веке Зирган превосходил в своем развитии: в документе от 17 января 1844 года значится: "… деревня Мелеуз Зирганского сельского общества Стерлитамакского уезда".
А официальные данные о населении Зиргана мы находим в материалах пятой ревизии населения(ревизия населения -это государственная перепись населения) Все они - государственные крестьяне, то есть эксплуатировались государством в лице его казны. Частновладельцам, то есть крепостникам, они не принадлежали.
Чуваши в основном занимались земледелием. Об этом говорится и в экономических примечаниях , составленных комиссией по генеральному межеванию земель Оренбургской губернии (1803-1810 гг.): «Земля грунты имеет чернозем, и без удобрений к плодородию способна,- отмечает составитель – Из посеянного на ней хлеба лучше родится рожь, овес, ячмень, просо и пшеница. «В свободное время от полевых работ время мужчины нанимались в извоз» Ездили обычно артелью. Также возили почту. Деды, отцы и сыновья по наследству занимались ямщиной, - пишет Н.Н. Гаврилов.- Если чуваши занимались крестьянством, - продолжает он, - татары в большинстве были мастеровые. «Женщины же сверх крестьянских работ занимались рукоделием, пряли лен и шерсть, ткали холсты и сукна для своего потребления.
Во второй половине XIX века, став селом, волостным центром, стал быстро развиваться Мелеуз. «Полный список населенных мест Уфимской губернии» от 1896 года доводит до нашего сведения, что в селе Мелеуз 506 дворов, мужчин 1729, женщин 1647. Здесь работают 5 кузниц, хлебозапасный магазин, одна обдирка, две маслобойки, 13 колесных заведений, 4 бакалейные лавки, 5 базарных лавок. Правда в Зиргане, с числом дворов 633 в это время работает уже заводы: кожевенный, кирпичный. Зирган такое же волостное село, как и Мелеуз, все еще превышает своего соседа по населению и экономическому развитию.
Но именно в эти годы по ряду складывающихся обстоятельств, главным образом, благодаря развитию мельничного дела, Мелеуз стал выделяться в южной части Стерлитамакского уезда как главный рынок по количеству привозимого сюда хлеба.
В «Сборнике статистических сведений по Уфимской губернии (1895-1897гг)» записано: «Мелеузовский, или южный, район состоит из волостей: Дедовский, Бала-Четырманской, Мелеузовской, Бушмас-Кипчакской, Арслановской, Воскресенской, Зиргановской. Село Мелеуз, расположенное близ границ Оренбургской губернии, представляет собой центр, из которого хлебные грузы направляются в разные стороны, а именно, в городе Оренбург, Стерлитамак, на горные заводы Стерлитамакского и Верхне-Уральского уездов. Рынки остальных волостей являются второстепенными, там хлебные торговцы, выезжая из Мелеуза, заготавливают хлеб на этот рынок».
К концу XIX века в Мелеузовского волости имеются уже три пристани: в селах Мелеузово и Бугульчан, в деревне Васильевка. К ним приправляется лес. Жители Мелеуза и Бугульчан имеют возможность отапливать свои дома покупными дровами, тогда как в остальных селах дома отапливаются преимущественно соломой. Земли у населения было немного, но среднему крестьянскому хозяйству ее хватало для посева зерновых, бедные и безлошадные крестьяне по разным причинам часть своих земель продавали, зажиточные крестьяне у них покупали. Таким образом, посевных площадей более или менее хватало, а вот лугов было маловато, на сенокос ездили к башкирам, покупали луга или косили исполу, то есть, половину скошенного сена отдавали хозяину лугов.
Безлошадные крестьяне, оставляя свое дело, приобретали ремесло пильщикам или плотника, тем кормили свою семью, или же всю оставшуюся жизнь батрачили.
Род занятий населения – земледелие, торговля, кустарные промыслы, извоз. Отдельные семьи изготовляли колеса, кадки, бочки, сундуки, оконные рамы, телеги, тарантасы, плетенки из прутьев, велось здесь гончарное, пеньковое производство, выделывались шкуры.
Рядом в Мелеузе в первое пятнадцатилетие XX века торговое дело. Тут уже было 5 пристаней, к которым приправлялся лес, закатывались на берег сосновые деревья. На пристанях делались срубы для домов на продажу населению Мелеуза и близлежащих сел, деревень, в том числе и Зиргана.
В Зиргане также были магазины, склады, ларьки. Особое значение играли еженедельные базары, на которые съезжались покупатели и продавцы с окрестных сел и деревень, а потом и Салавата.
Ездили жители Зиргана и на базары в Меоеуз. «В Мелеузе было четыре базара, - вспоминает Г.А. Асфандиярова, первый, хлебный базар, находился по левую сторону моста на берегу Мелеузки; второй, скотный, находился по правую сторону моста, он же был и сенной; третий базар – овощной, а также гончарных и железных изделий. Ряды третьего базара тянулись от дома купца Баязитова до магазинов крупных купцов на правом берегу Мелеузки. Там же располагались пельменные лавки, которые в дни торговли продавали людям горячие пельмени. Четвертый базар находился по улице Щепной, начиная щепными рядами, где продавались деревянная посуда, другие изделия из дерева, кончая базаром на конце улицы, ближе к пристани».
На базарах можно было купить кирпич, кузнечные и шорные изделия, домашнюю утварь, обувь и одежду, детские игрушки, белую глину и древесный уголь, здесь продавались продукты крестьянского хозяйства, дары рек и лесов.
Культура в Мелеузе,Зиргане, как и в любом дореволюционном провинциальном селе, развивались очень медленно.
Жители Мелеузовского Зирганского сельских обществ просили Министерство народного образования открыть у них училище. Однако полагалось иметь только одно двухклассное училище для сельского населения в уезде, поэтому в 1874 года было решено открыть его с шестилетним курсом обучения в селе Зиргане, по тогдашним временам» «весьма населенной местности». А в Мелеузе решено открыть одноклассное с трехлетним обучением и назначением учителя, знающего инородческие языки этой местности.
«До 1911 года в Мелеузе не было ни театра, ни кино, - вспоминает Г.Асфандиярова, - молодежь развлекалась в праздники на домашних вечеринках, веселилась на вертящихся каруселях около моста. Изредка приезжал цирк-шапито, привозилось и «немое кино», «туманная картина», говорили тогда». Думаю, что жители Зиргана тоже иногда посещали эти увеселения в Мелеузе.
Последняя перед революцией 1917 года подворная перепись населения (1912-1913 гг.) выявила что земледелием в то время занималась меньшая часть населения, большинство же – кустарным ремеслом, торговлей, обслуживанием предпринимательских производств: кожевенного, кирпичного, лесного и других.
Таким образом, из извозчичьего яма на почтовом тракте за 260 лет Зирган стал процветающим селом, в котором проживает порядка 5 тысяч человек, а Мелеуз стал городом, в котором проживает уже более 64 тысячи человек. По своему экономическому и социальному положению Мелеуз занимает примерно среднюю позицию среди 21 городов Башкортостана. Но наш Зирган и дорог нам своей природой, камерностью и своими замечательными людьми, при наличии всей инфраструктуры. Процветай, родимое село!
Нет комментариев