В состав Советского флота вступил легкий крейсер, один из самых сильнейших в мире.
В 1944 году крейсер “Киров” первым из надводных кораблей КБФ был награжден орденом Красного Знамени.
Бои Великой Отечественной войны подтвердили отличные качества 180-мм орудий крейсеров проекта 26, а также высокую живучесть этих кораблей. Несмотря на повреждения, “Киров” не был выведен из строя.
Разрушения корабля, хотя и были значительны по объему, но ограничивались только небронированными частями. Жизненно важные отсеки, защищенные броней, страдали только от сотрясений, случаев проникновения снарядов или бомб под броню не было.
В то же время вскрылся и ряд недостатков. Слабой оказалась зенитная артиллерия: 45-мм пушки не могли бороться с пикирующими бомбардировщиками, да и число их было явно недостаточным.
Неудачным признали и размещение установок Б-34: в результате попадания всего двух бомб в апреле 1942 года вышли из строя все шесть “соток”.
Вызвало нарекания и наличие на таком крупном корабле всего одного КДП.
В итоге боевой опыт крейсеров проекта 26 был учтен при создании новых типов кораблей этого класса, вступивших в строй в послевоенный период.
В 50-е годы “Киров” прошел модернизацию. На нем установили современное (для того времени) радиоэлектронное вооружение, автоматы 70-К заменили на спаренные установки В-11.
Долгие годы корабль находился в составе Советского Военно-морского Флота; в 1965 году он был выведен из боевого ядра и переформирован в учебный.
В 60-х и 70-х годах крейсер неоднократно ходил с визитами в порты Швеции, ПНР, ГДР.
Корабль посетили многие Государственные и военные деятели, гостями экипажа не раз были советские космонавты.
В качестве флагманского корабля “Киров” участвовал в учениях “Север” и “Океан”.
Всего же служба первенца советского крейсеростроения продолжалась 36 лет.
Создание крейсера “Киров” — важный этап советского судостроения. Первый из кораблей основных боевых классов, он для своего времени стал воплощением новейших достижений науки и техники, по всем параметрам соответствуя лучшим зарубежным собратьям.
Основные достоинства крейсера заключались прежде всего в необычайно сильном артиллерийском вооружении, высокой степени автоматизации систем управления огнем, мощной энергетической установке и соответственно солидной скорости хода.
Весьма надежными были средства обеспечения живучести, а также дублирующие друг друга противопожарные системы, предусматривавшие тушение огня водой, пеной и углекислым газом.
Кроме того, корабль отличали и комфортные условия для экипажа. На крейсере имелись матросский клуб, библиотека, бани, лазарет, амбулатория с рентгеновским и стоматологическим кабинетами.
Всего было построено 6 крейсеров типа “Киров” — два по проекту 26 (“Киров” и “Ворошилов”) и четыре по проекту 26-бис (“М. Горький”, “Молотов”, “Калинин” и “Каганович”). Последние отличались от головного толщиной бортовой брони (70 мм вместо 50), наличием башнеподобной носовой надстройки вместо четырехногой фок-мачты (которая оказалась подверженной значительной вибрации) и возросшим на 300 т стандартным водоизмещением.
Все эти корабли служили в советском ВМФ до конца 50-х - начала 60-х годов, а “Киров” и “Слава” (бывший “Молотов”) — даже до 1974 и 1973 годов соответственно.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЛЕГКОГО КРЕЙСЕРА “КИРОВ” (проект 26)
Водоизмещение, т: стандартное - 7880
нормальное - 8545
полное - 9436
Размерения, м: длина - 191,0
ширина - 17,7
средняя осадка при полном водоизмещении - 6,15
высота борта на миделе - 10,1
Энергетическая установка: два ГТЗА, 6 котлов, общая мощность 113000 л. с.
Максимальная скорость - 36 узлов
Полный запас топлива - 1390 т
Дальность плавания 18-узловым экономическим ходом при полном запасе топлива - 3750 миль
Вооружение:
три трехорудийные 180-мм башенные установки Мк-3-180 (дальность стрельбы 37 км, вес снаряда 97,5 кг, начальная скорость 920 м/с, бронирование: — стенки 75 мм, крыша 50 мм, боекомплект 100 снарядов на ствол),
шесть 45-мм полуавтоматических зенитных орудий 21-К (в 1941—1942 гг. заменены на 12 37-мм автоматов),
два трехтрубных торпедных аппарата калибра 533 мм,
два бомбосбрасывателя, запас 66 глубинных бомб, на палубу мог принять 100 мин заграждения КБ,
два гидросамолета-разведчика КОР-1 (Бе-2), катапульта (в 1942 г. сняты).
Система управления огнем:
командно-дальномерный пост Б-20 с тремя 6-метровыми дальномерами;
прибор управления стрельбой “Молния”;
центральный автомат стрельбы ЦАС-2;
для индивидуальной наводки каждая башня имела 6-метровый дальномер.
Система управления зенитным огнем:
морской прибор управления артиллерийским зенитным огнем (МПУАЗО) “Горизонт-1”,
зенитный автомат стрельбы ЗАС-СО-26,
стабилизированные посты наводки С ПН-100 (два).
Бронирование: борт и палуба — 50 мм, боевая рубка — 150 мм.
Экипаж: 724 человека.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2