По воспоминаниям родных, Николай тогда очень увлекался мистической
литературой, "стал глубоко вдумываться в жизнь, его поразили слова в
Евангелии:" вы боги" *, и он решил самосовершенствоваться. Живя в Берез-
ках, он стал вести себя странно: пропадал по суткам, потом оказывалось, что он вырыл себе пещеру на берегу реки и проводил там время в посте и раздумье...Занимался астрономией, для чего проводил ночи на крыше, делал какие-то таинственные вычисления и опыты, не посвящая никого в свои занятия." Мать поэта говорила, что такой была реакция Гумилёва на знакомство с книгами поэта и философа Владимира Соловьёва. Возможно
это были "Три разговора" содержащие "Краткую повесть об антихристе", и
Гумилёв пытался точно вычислить дату конца света и во всеоружии встретить грядущие испытания:
На крутых песчаных косогорах,
У лесных бездонных очастей
Вечно норы он копал, и в норах
Поджидал неведомых гостей.
В сентябре, вернувшись в Тифлис, Гумилёв приступил к занятиям в пятом классе гимназии. Но школьная учёба мало интересовала Николая, да и мис-
тика тоже. На осенне- зимний сезон 1901- 1902 гг. приходится пик его увле-
чения трудами однофамильца дамы сердца -- Карла Маркса. Дружба с круж-
ком братьев Легран окрепла окончательно.
Летом 1902 г. Георгий Легран гостил у друга в Березках. Весь июнь братья Гумилёвы вместе с ним и молодым владельцем местной мельницы Сергеем Кураповым ходили на охоту и затевали всевозможные дачные игры. Когда же Легран уехал, Курапов донёс исправнику Вострухину, что в Березках собираются эмиссары революционного подполья. Он сообщал, что сын хозяев имения Николай Гумилёв " принадлежит к тайному противопра-
вительственному обществу, имеющему цель возмущения простого народа
против помещиков и зажиточных людей для отнятия от последних земли и имущества". Гумилёв, по словам Курапова, производил впечатление умного человека, но странноватого, так как и его, хозяина мельницы, тоже пытался
завербовать в своё общество.
Востроухов передал полученные материалы рязанскому губернатору, до-
бавив от себя, старший из братьев Гумилёвых, знает о деятельности Нико-
лая, но не "сочувствует"ему, а хозяин Берёзок не только не знает, но если бы
узнал, то" прибил" бы и сына и его сообщников. Николай, по мнению Востроухова представляет собой "тип юного теоретика, который является
самым подходящим орудием в руках политических злоумышленников, тем
легкомысленным агентом, при посредстве которого действуют социал- рево-
люционеры.
Конец этой истории теряется во мраке. Известно лишь, что Степану Яков-
левичу удалось совершенно замять политическое дело, уже готовое вот-вот обрушиться на обоих сыновей. Главный виновник Николай был поспешно отправлен в Тифлис -- готовиться к переэкзаменовке по греческому.
Вероятно, тогда же, в августе 1902 года, он, под впечатленьем происшедших семейных потрясений, навсегда дезертировал из подпольного
марксистского движения:
Я грешник страшный, я злодей:
Мне Бог бороться силы дал,
Любил я правду и людей,
Но растоптал свой идеал...
Я мог бороться,но, как раб,
Позорно струсив, отступил
И, говоря:" Увы, я слаб!" --
Свои стремленья задавил...
Этот стихотворный манифест об общественно- политической капитуляции стал 8 сентября 1902 года, поэтическим дебютом Гумилёва в печати.
"Однажды Коля, -- гласит семейное предание, -- поздно пришёл к обеду, отец, увидя его торжествующее лицо, спросил, что с ним ? Коля весело подал отцу "Тифлисский листок", где было напечатано его стихотворение --
"Я в лес бежал из городов".Коля был горд, что попал в печать. Тогда ему было шестнадцать лет.
В конце 1902 года здоровье Дмитрия Гумилева больше не вызывало опасений, а здоровье отца Степана Яковлевича, наоборот, сильно пошатнулось.В январе 1903 года семья переезжала вновь в Царское Село.
Николай оставался ещё несколько недель в Тифлисе.Он брал у репетитора уроки математики, которую никак не мог сдать.
Наконец, в 20-х числах он сдал математику , был переведён в седьмой класс получил в гимназии отпускной билет и покинул Тифлис навсегда.
Гумилёв уезжал с Кавказа, увозя в своём сердце магию гор, пробудивших в
нём поэта, и... очередную любовь к юной гимназистке Воробьёвой, с которой
познакомился на танцевальном вечере... Но это уже другая история.
*"Иисус отвечал им: Не написано ли в законе вашем : " Я сказал : вы боги"
( Ин.10.34)
Использованные материалы -- Зобнин, Ю.В." Николай Гумилёв. Слово и Дело"( фрагмент книги)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
#истории.
Комментарии 3