Фильтр
logosfund
Амбициозная ошибка: почему скоростной Як-2 не стал грозой небес
1938 год. ОКБ Яковлева, известное лёгкими спортивными и тренировочными машинами, совершает резкий рывок. Под руководством Л. Шехтера начинается работа над двухмоторным скоростным бомбардировщиком, получившим внутризаводской индекс «Самолёт 22». Это был вызов не только конкурентам, но и самим себе — попытка создать машину, чья скорость стала бы главным оружием. Як-2 Расчеты инженеров поражали: заявленные 600 км/ч должны были сделать самолет быстрее любого серийного истребителя того времени. Для этого пошли на радикальные меры. Цельнодеревянное неразъёмное крыло с огромной удельной нагрузкой, фюзеляж из стальных труб, утопленные в обводы кабины — всё подчинялось одной цели: минимизировать сопротивление. Даже водорадиаторы перенесли в хвост мотогондол, что было редчайшим для тех лет решением. Сравнительная таблица фронтовых двухмоторных самолётов конца 1930-х – начала 1940-х гг. Первые же полеты в начале 1939 года показали — скорость есть. 500 км/ч на испытаниях были цифрой феноменальной.
Амбициозная ошибка: почему скоростной Як-2 не стал грозой небес
Показать еще
  • Класс
logosfund
ГАЗ-М-415: забытый советский пикап, которому не повезло с эпохой
Сентябрь 1938 года. На «кремлёвских смотринах» новый пикап на базе «эмки» получает высочайшую оценку. Страна, наращивающая промышленную мощь в предвоенной гонке, остро нуждалась в универсальном транспорте для мелких грузов. Использовать полуторку для перевозки пары мешков муки было расточительством даже для плановой экономики. Ответом стал ГАЗ-М-415 — машина, рождённая на стыке двух миров: комфорта легковушки и утилитарности грузовика. ГАЗ-М-415 Конструкторы подошли к делу прагматично. За основу взяли проверенную раму с Х-образной поперечиной, подвеску и 50-сильный мотор от ГАЗ-М1. Планировавшийся шестицилиндровый ГАЗ-11 так и не попал в серию — война расставила приоритеты. Но в этом был свой резон: простой и ремонтопригодный двигатель идеально подходил для машины, которую предстояло эксплуатировать вдали от центров цивилизации. Сравнительная таблица лёгких пикапов/грузовиков конца 1930-х годов Уже на этапе производства М-415 демонстрировал свою противоречивую природу: собираться он мо
ГАЗ-М-415: забытый советский пикап, которому не повезло с эпохой
Показать еще
  • Класс
logosfund
Т-80УМ-1 «Барс»: концепция активной живучести в эпоху системного кризиса
1997 год. Российская армия, переживающая тяжелейший кризис финансирования, всё ещё пытается сохранить технологический паритет. Омский завод представляет глубокую модернизацию танка Т-80У — машину, которая должна была стать ответом на новые вызовы. «Барс» действительно предлагал философию активной survival в условиях растущего превосходства противотанковых средств. Это был не просто очередной вариант Т-80, а демонстратор танка XXI века — образец, в котором впервые попытались совместить активную защиту, оптико-электронную борьбу, адаптивную маскировку и модернизированный ГТД в единой системе. Т-80УМ-1 «Барс» Главным козырем «Барса» стала «Арена-Э» — активная защита, способная перехватывать подлетающие ракеты и гранаты на подлёте. Её радиолокация отслеживала цели на расстоянии десятков метров, вычисляя точку перехвата. Система работала с целями, летящими со скоростью до 700 м/с, реагировала за 0,07 секунды и поражала боеприпасы направленным «коротким градом» металлических элементов на дис
Т-80УМ-1 «Барс»: концепция активной живучести в эпоху системного кризиса
Показать еще
  • Класс
logosfund
Ан-124-100 и рождение современного МЧС: как одна катастрофа изменила страну
6 декабря 1997 года. Иркутск, аэропорт. Морозный штиль, видимость три километра — идеальные условия для взлёта тяжеловоза Ан-124-100 «Руслан» борта RA-82005. На его палубе — два новеньких Су-27УБК, обычный коммерческий рейс, не предвещающий беды. В 14:42 самолёт начинает разбег, и через 35 секунд превращается в огненный след на улицах Гражданской и Мира — 72 погибших, в том числе 14 детей. Это не только одна из самых страшных катастроф в истории России, но и событие, которое изменило сам подход государства к чрезвычайным ситуациям, ускорив рождение новой системы управления рисками и реагирования. Ан-124-100 (airwar.ru) За несколько лет до иркутской катастрофы «Руслан» вступил в новую фазу своей биографии. Ан-124-100 стал гражданским вариантом машины, созданной как стратегический армейский тяжеловоз. Его преобразование начиналось не в конструкторских схемах, а в кабине, где парашютные кресла заменили на удобные сиденья с высокой спинкой — деталь, обозначившая постепенный переход от воен
Ан-124-100 и рождение современного МЧС: как одна катастрофа изменила страну
Показать еще
  • Класс
logosfund
Почему Су-80 не спас российскую региональную авиацию
Начало 1990-х. Советская авиапромышленность, лишившаяся госзаказа, пытается выжить в новых реалиях. Генеральный конструктор Михаил Симонов принимает смелое решение: создать многоцелевой транспортный самолёт для местных воздушных линий, способный заменить устаревшие Ан-28, Л-410 и Як-40. Так рождается проект С-80 — первый за всю историю ОКБ Сухого гражданский самолёт, созданный без опоры на военные проекты и фактически с нуля, в конструкторской культуре, где транспортной авиации не существовало вообще. Су-80 Анализ рынка продемонстрировал жестокую правду: в России чисто пассажирские или грузовые самолёты МВЛ не могут быть рентабельными. Ответом стала концепция быстро конвертируемого самолёта. За 30 минут С-80 можно было превратить из пассажирского салона на 30 человек в грузовой отсек с рампой в хвосте. Двухбалочная схема с П-образным хвостом — абсолютно уникальная для российского авиастроения — позволяла подводить технику вплотную и одновременно обеспечивала жёсткость конструкции, нед
Почему Су-80 не спас российскую региональную авиацию
Показать еще
  • Класс
logosfund
  • Класс
logosfund
История ЗИС-22: как СССР пытался создать идеальный half-track и что из этого вышло
1938 год. Красная Армия, готовясь к будущим конфликтам, остро осознаёт проблему стратегической мобильности. Бескрайние просторы страны с их бездорожьем требовали не просто грузовиков, а транспортных вездеходов, способных доставлять грузы и артиллерию туда, где заканчиваются дороги. Ответом на этот вызов стал полугусеничный ЗИС-22, рождённый в недрах института НАМИ на базе легендарной «трёхтонки» ЗИС-5. ЗиС-22 на испытаниях К тому времент РККА пришла к выводу, что полностью гусеничные тягачи вроде «Коминтерна» слишком дороги и дефицитны, а обычные грузовики не тянут артиллерию РГК. Полугусеница казалась “золотой серединой” — дешёвым, но проходимым транспортом. Концепция была простой и логичной: использовать проверенную базу грузовика, заменив задний мост гусеничной тележкой. Это обещало унификацию с серийной техникой и высокую проходимость. На бумаге ЗИС-22 выглядел не хуже германских Sd.Kfz.10 или американского Citroën-Kégresse M2, и даже по удельному давлению на грунт (0,35 кг/см²) п
История ЗИС-22: как СССР пытался создать идеальный half-track и что из этого вышло
Показать еще
  • Класс
logosfund
Т-44 — забытый прародитель советской танковой школы
Его история — история гения, затерявшегося между легендой Т-34 и славой Т-54. Средний танк Т-44, принятый на вооружение в июле 1944-го, стал самой важной работой КБ Морозова, о которой почти не говорят. А ведь это была не просто модернизированная «тридцатьчетвёрка». Это был радикальный разрыв с прошлым, настоящая революция, на фундаменте которой выстроится всё послевоенное советское танкостроение. Т-44 на испытаниях Рождение Т-44 вообще стало возможным только потому, что в 1943–44 годах советские инженеры впервые признали: потенциал модернизации Т-34 исчерпан. Опыт Курской дуги, массовое появление Pz.IV с усиленной бронёй, «Пантер» и «Тигров» показал, что любые улучшения старой платформы превращаются в борьбу за каждый миллиметр и каждый килограмм. Т-43 себя исчерпал, у конструкторов не осталось пространства для инженерного маневра — нужна была новая компоновка, «чистый лист». Сравнительная таблица средних танков: Т-44 — Т-34-85 — Т-43 — Т-54 Главное решение, перевернувший весь дизайн
Т-44 — забытый прародитель советской танковой школы
Показать еще
  • Класс
logosfund
КрАЗ-255Б — эталон армейской неубиваемости
1967 год, Кременчугский автомобильный завод. На смену легендарному, но прожорливому КрАЗ-214 приходит новый тягач — КрАЗ-255Б. Судьба распорядилась ему стать основным мускулом Советской Армии на следующие три десятилетия. Эта машина отказалась от технологических изысков в пользу абсолютной, почти библейской прочности, став эталоном армейской неубиваемости. КрАЗ-255Б Появление КрАЗ-255Б стало прямым ответом на опыт Венгрии 1956 года, когда выяснилось, что существующие ЗиЛ-157 и даже КрАЗ-214 недостаточно тяговиты для тяжёлой артиллерии, а Восточная Европа требовала мощного тягача для новых 130- и 152-мм систем. За основу взяли проверенную платформу КрАЗ-214, но совершили ключевой тактический манёвр — заменили двигатель на ЯМЗ-238. Этот V-образный 8-цилиндровый агрегат мощностью 240 л.с. был не просто мощнее. Он был экономичнее и, что критически важно для армии, обладал высочайшей надёжностью и всеядностью. ЯМЗ-238 спокойно работал на солярке сомнительного качества, отсыревшем топливе,
КрАЗ-255Б — эталон армейской неубиваемости
Показать еще
  • Класс
logosfund
БС-64 «Подмосковье» в мировой элите специальных подлодок
1986 год. Со стапелей «Севмаша» сходит очередной стальной левиафан — ракетный подводный крейсер К-64 проекта 667БДРМ, один из семи «Дельфинов», несущих ядерный меч СССР. Его судьба казалась предопределённой на десятилетия вперёд: патрулирование в глубинах Атлантики, готовность к ответному удару. Но история распорядилась иначе. Вместо того чтобы стать одним из многих в стратегической триаде, он превратился в БС-64 «Подмосковье» — уникальный аппарат, чья настоящая миссия остаётся в тени. БС-64 «Подмосковье» Биография БС-64 «Подмосковье» — это история о том, как оружие сдерживания превратилось в инструмент тайных операций. При этом сама идея лодки-носителя глубоководной техники вовсе не родилась в смутные 1990-е: ещё в 1970-х ГУГИ проводило эксперименты с аппаратами «Кашалот» и «Палтус», а в 1980-х отрабатывало скрытное вмешательство в подводные кабельные линии НАТО. «Подмосковье» стало прямым наследником этой закрытой линии развития. Сравнительная таблица подводных носителей специальног
БС-64 «Подмосковье» в мировой элите специальных подлодок
Показать еще
  • Класс
Показать ещё