БОГОСЛУЖЕНИЕ В ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ
День Святой Троицы или Пятидесятница, как это следует из названия, празднуется в пятидесятый день после Воскресения Христова. Торжество всегда приходится на воскресенье, хотя праздник является переходящим и зависит от даты Пасхи.
В этот день служба совершается по самому праздничному чину. На богослужении опускаются традиционные песнопения воскресенья, чтобы всецело сосредоточиться на празднике. Так случается очень редко, и с очень немногими праздниками, например, с Рождеством.
Сохранились свидетельства о том, как праздновали день Святой Троицы в первые века христианства. Паломница Эгерия побывала в четвёртом веке на Святой Земле. Она сообщала, что богослужение на Пятидесятницу начиналось в Иерусалиме, в храме Воскресения Христова, ещё ночью. На рассвете все шли к горе Сион, где по преданию находился дом, в котором на апостолов сошёл Святой Дух. Здесь продолжалась молитва. Затем после краткого отдыха верующие собирались на службу в церкви на месте Вознесения Господня на Елеонской горе. В сумерках крестный ход возвращался в храм Воскресения. Богослужение шло почти сутки. Такая длительность считалась естественной и никого не удивляла. В наши дни участие в такой долгой службе кажется многим настоящим подвигом. Но пребывать в молитве – то есть общении с Господом – это радость для каждого христианина.
В наши дни в ночь на Пятидесятницу богослужения нет, но служба на Троицу всё равно особенная, длинная. Сразу после литургии начинается особая вечерня. Она посвящена уже следующему дню, в который мы чтим Святого Духа.
В период от Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны и коленопреклоненные молитвы не совершаются. Церковь предлагает всем вместе присоединиться к общему торжеству, потому что состоялось Воскресение Христово, Спаситель победил смерть. Для покаянной молитвы придёт и свой черёд, а пока время радости. Но в день Святой Троицы мы впервые преклоняем колени и просим приобщения к благодати Святого Духа, чтобы нам хоть в чём-то уподобиться апостолам и святым.
— Какие богослужебные особенности праздника Пресвятой Троицы?
начиная с III и особенно с IV века, когда Церковь уже получила легитимный статус, богослужение Троицы начинает приобретать новые краски и новые молитвословия.
— Когда появилась коленнопреклонная молитва?
— В IV веке уже появляются коленопреклонные молитвы, авторство которых приписывают перу Василия Великого. Также IV столетием датируется свидетельство святителя Иоанна Златоуста о том, что храм на этот праздник украшался зеленью и цветами. С VII столетия нам известен кондак праздника, авторство которого принадлежит Роману Сладкопевцу. К VIII столетию Иоанном Дамаскиным и Косьмой Маюмским были написаны торжественные каноны Троицы.
И вот с IX-Х столетий в литургических источниках возникает торжественная, очень полюбившаяся теперь православному народу, стихира праздника: «Царю Небесный…». Эта стихира настолько хорошо иллюстрирует образ третьей Ипостаси Святой Троицы – Духа Святого, которого в Евангелии Сам Господь называет «Утешителем», что с XIV-XV веков она входит в так называемое «начало обычное» всех чинопоследований Православной Церкви, всех молитвословий, даже утреннего и вечернего правил.
Полный чин торжественного богослужения Пятидесятницы впервые появляется в уставе Константинопольской Церкви в Х веке.
- Есть ли богослужебные особенности Литургии?
Основной особенность и особую торжественность Литургии предавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных (готовящихся принять христианство). Отсюда происходит появление торжественного крещального песнопения "Елицы во Христа крестистеся..." вместо "Трисвятого". Эта особенность способствовала популяризации этого праздника в древности и его распространения. Причём эта особенность также совподает с праздником Святой Пасхи и Крещения.
— Еще одно песнопение, которое тоже относится к этому празднику, — это замечательная стихира «Видехом свет истинный…»
— Со временем она тоже вошла в чинопоследование Литургии. Ее стали воспевать после Причастия на каждой службе. Причем, в период от Пасхи до Пятидесятницы, 50 дней, эти молитвословия не используются, подготовляя человека к тому, чтобы он с особым вниманием воспринял смысл этих песнопений в день Святой Пятидесятницы.
Также от Пасхи до Пятидесятницы Церковь отменяет коленопреклонение. И самой яркой особенностью службы Троицы является служение Великой Вечерни в сам день праздника после Божественной Литургии, с чтением коленопреклонных молитв. Именно с этого дня мы снова начинаем петь молитвенное обращение к Святому Духу и снова получаем разрешение церковного устава на коленопреклонение.
Отличительная черта Троицкой вечерни – три коленопреклонённых молитвы. Они написаны святителем Василием Великим. В них мы исповедуем свои грехи перед Отцом Небесным, просим Его о прощении и благодатной небесной помощи.
Когда человек в умилении и благоговении стоит перед Богом – ему хочется преклонить свои колени перед Ним
Мы молимся Господу Иисусу Христу о даровании нам Святого Духа, как апостолам в день Пятидесятницы, чтобы Он наставлял и укреплял в соблюдении заповедей Божьих. Церковь также молится об упокоении душ всех усопших христиан.
— В древней Церкви ектении, которые использовались в богослужениях и были не так многочисленны и не так содержательны, как в настоящее время, всегда сопровождались коленопреклонением.
Троица. Коленопреклонные молитвы
— Правда ли, что Пятидесятница является венцом спасительного замысла Божиего о человеке, исполнением всего земного служения Иисуса Христа?
— Совершенно верно. Господь, перед Своими страданиям, сказал апостолам, что Он должен пойти на страдания, иначе не придет к ним Утешитель: «...ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам..» (Ин 16:7). Завершая свою земную миссию, Господь посылает нам Духа-Утешителя, Который собирает всех нас воедино, в особое мистическое Тело Христово — Церковь, и дарует нам особые благодатные дары, особую помощь, без которой мы не сможем войти в Царствие Небесное.
Особенно важно, что с этого момента, с момента сошествия Святого Духа, Господь открывает нам возможность быть вместе с Ним, открывает нам Царские врата в рай. Но надо понимать, что для нас это лишь потенциальная возможность.
Мы говорим, что Господь победил смерть, Господь победил грех, но в то же время являемся очевидцами того, что и смерть, и грех присутствуют в земной жизни человека – в каком же смысле мы должны воспринимать эти слова?
Господь никогда не нарушает воли человека. Он в Своей любви желает, чтобы каждый из нас, по собственной воле и без принуждения, вернулся в лоно отчее, в эдемские обители. Но своими собственным усилиями, талантами или дарованиями мы не сможем этого сделать, не сможем противостоять греху. Поэтому Господь учредил Церковь и преподает нам в Ней Божественные Таинства. Первые Таинства это – Крещение и Миропомазание, которыми Господь запечатлевает человека в Святом Духе, через помазание миром, дарует нам обетование, что не оставит нас. И уже от нас самих зависит: быть с Господом или нет, войти в Царствие Божье или нет, прийти к Богу или нет.
В следующие семь дней после Троицы не бывает поста в среду и пятницу, как и на Светлой седмице после Пасхи.
( готовимся к Петрову посту,мы прославляем Святой Дух так же, как чествовали воскресение Сына Божия. Церковный писатель начала тринадцатого века Иоанн, епископ Китрский, пишет: “Разрешаем пост на седмице по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святый равночестен Отцу и Сыну, и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания”.
Протоиерей Константин Пилипчук

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 13