Предыдущая публикация
КРЯКOlder Vane

КРЯК

7 июлпредложил 
Older Vane

«Говновоз» как феномен интернет-фольклора: коллективное искусство, цифровые технологии и новый виток народного творчества.

«Говновоз» как феномен интернет-фольклора: коллективное искусство, цифровые технологии и новый виток народного творчества. - 976332025931
Введение.

Народное творчество в цифровую эпоху, сохраняя свои ключевые признаки, трансформировалось под влиянием технологий и обрело новую, динамичную форму – интернет-фольклор. Ярким примером такого современного народного творчества стала неожиданная вторая жизнь песни Михаила Шелега «Говновоз», возрожденная волной нейросетевых мэшапов и каверов. Эта песня превратилась в глобальный фольклорный элемент, поднимая вопрос о прогрессивном потенциале коллективного творчества в современном мире. Данный текст исследует феномен «Говновоза» как примера современного интернет-фольклора.

Основная часть.

Народное творчество – это тип ис¬кус¬ст¬ва, про¬ти¬во¬пос¬тав¬ляе¬мый про¬фес¬сио¬наль¬но¬му твор¬че¬ст¬ву ; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы (сказки, мифы, легенды, частушки, загадки, пословицы, поговорки, былины, анекдоты, песни, танцы и т.д.) . Признаками народного творчества являются коллективность (произведения рождаются в процессе творчества многих людей, а не одного автора), анонимность (авторы произведения неизвестны или условны), вариативность (существует множество версий одного и того же произведения) и т.д.

С последней четверти 20 в. развивается новая форма народного творчества – интернет-фольклор (мемы, мешапы, копипасты, фейки, фотожабы и т.д.), который сохраняет ключевые черты народного творчества, но:
1) Развивается намного быстрее благодаря практически мгновенной передаче информации по интернету;
2) Не локален, не привязан к конкретной культуре из-за глобальности сети и не имеет языковых барьеров. В интернет-фольклоре локальность заменяется определенными комьюнити, которые не имеют жестких границ и очень подвижны ;
3) Более мультимедиен (тексты, изображения, звуки, музыка, видео и т.д.) .
Нейросетевые инструменты, так активно развивающиеся в последнее время, в свою очередь, расширяют возможности по участию в развитии интернет-фольклора для тех простых людей, которые не имеют навыков в рисовании, фотошопе, монтаже, создании музыки и т.д., что делает его еще более народным и демократичным.

Пример интернет-фольклора: https://vk.com/clip-9273458_456253602 . Здесь мы можем заметить современных фольклорных персонажей: вместо Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Конька Горбунка теперь в нашей культуре также существуют Тун Тун Тун Тун Тун Сахур, Балерина Капучина и Бобрито Бандито. Однако у интернет-фольклора есть и свои особенности, отличающие его от традиционного народного творчества. Это, например, как быстрое происхождение и развитие новых фольклорных элементов, так и их частое стремительное угасание из-за переизбытка контента. Так, сейчас уже совсем непопулярны, а многим даже и неизвестны, старые фольклорные персонажи: Мудрое Мистическое Дерево, Сиреноголовый, Шлакоблокунь, - или древние приколы по типу «Олбанского языка» и «Упячки». Однако все они остаются частью цифровой истории, и некоторые из них периодически ностальгически воскрешаются. Механизмы угасания и сохранения фольклорных элементов позволяют обнаруживать критерии общенародного «вкуса».

Я бы хотел рассмотреть один из примеров современного интернет-фольклора, а именно – «Говновоз». В 1996 г. шансонный исполнитель Михаил Шелег под псевдонимом «Миша ША!» записал в составе альбома «Резиновая Зина» эпичную оду тяжёлому и неблагодарному труду ассенизатора под названием «Говновоз». Эта дурно пахнущая, но весёлая сатира на тему проблем общественной гигиены и утилизации отходов имела определенную известность еще с 2020 г., но в 2024 г. с развитием нейросетей получила второе дыхание благодаря многочисленным мешапам и каверам, которые создаются множеством пользователей без централизованного авторства и можно определенным образом классифицировать и разделить на несколько видов:

1) Оригинальные текст и мелодия Михаила Шелега + исполнение нейросети.
https://www.youtube.com/watch?v=WJZGFd0jzjA

2) Оригинальный текст Михаила Шелега + авторские мелодия и исполнение.
https://www.youtube.com/watch?v=usGD2yKelts

2) Оригинальный текст Михаила Шелега + мелодия из другой песни + исполнение нейросети.
https://www.youtube.com/watch?v=p-m2s6hZtGc

3) Оригинальный текст Михаила Шелега + мелодия и исполнение, сгенерированные нейросетью.
https://www.youtube.com/watch?v=nQ2NBadFZGc

4) Текст Михаила Шелега с небольшими изменениями + мелодия из другой песни + исполнение нейросети.
https://www.youtube.com/watch?v=H86U_42X97E

5) Авторский народный текст на основе оригинала Михаила Шелега + мелодия из другой песни + исполнение нейросети.
https://www.youtube.com/watch?v=mKzwJKjFrOE

6) Авторский народный текст на основе оригинала Михаила Шелега + мелодия и исполнение, сгенерированные нейросетью.
https://www.youtube.com/watch?v=riNRMfJB87w

7) Высший пилотаж. Авторский народный текст на основе оригинала Михаила Шелега и текста песни, из которой взята мелодия + мелодия из другой песни + исполнение нейросети.
https://www.youtube.com/watch?v=Z0R_VfPDZf8

Вероятно, есть и другие варианты комбинаций, однако я не нашел подходящих примеров. Если вы знаете о таких, пишите в комментариях.

Текст о работе ассенизатора стал шаблоном для бесконечных интерпретаций и вариаций: от пародий в стиле кантри до клезмер-версий. Мэшапы сочетают музыку, абсурдный юмор и захватывающий визуал (https://www.youtube.com/watch?v=JGZG3pNEHZI). Кавер в стиле Sabaton превращает «Говновоз» в эпическую битву за чистоту улиц, а пародийные версии часто обыгрывают контраст между «низким» сюжетом и «высоким» стилем исполнения (опера, симфо-метал).

Говновоз – это повествование о «маленьком человеке», чей реалистический образ служит напоминанием для людей, привыкшим восхищаться лишь романтическими героями, что самый обыкновенный человек – это тоже человек, достойный сочувствия, внимания и поддержки . А сюжет некоторых пародий возводит маленького человека в героический статус, что перекликается с народными сказками о простолюдинах, впоследствии добившихся успеха (например, об Иванушке-дурачке). Кроме того, грубоватый юмор и простонародная эстетика песни «Говновоз» близки к традиционным народным частушкам.

Изначально песня отражала лишь российский контекст, но в мае 2024 г. русский текст песни был переведён на английский, и песня получила название «Honeywagon», что на профессиональном жаргоне буквально означает ассенизаторскую машину. При этом применительно к автомобилю ассенизатора применяется в качестве синонима также слово «honeyvan», а главный герой песни иронично именуется «honeyman». Англоязычная версия с адаптированным под некоторые американские реалии текстом и соответствующими эвфемизмами расширило географию данного фольклорного элемента .

В эпоху информационной перегрузки абсурдный юмор «Говновоза» стал формой сопротивления серьёзности и коммерциализации медиапространства. Благодаря обмену юмором Говновоз уже объединил вокруг себя большое комьюнити, которое продолжает радовать своих членов новыми творениями, которые уже не являются чисто мешапами или каверами (https://www.youtube.com/watch?v=z8T6zrE1jQc).

Таким образом, нейросети уже могут создавать музыку, но при этом остаются лишь инструментом творчества, а не самостоятельными авторами, так как нейрокаверы существуют по законам интернет-фольклора и их успех зависит от взаимодействия с интернет-сообществом.

Благодаря коллективности и анонимности создания народное творчество и в том числе интернет-фольклор, видится мне наиболее коммунистическим и, соответственно, прогрессивным. Оно позволяет широким кругам общества творчески проявлять себя, позволяет простым людям ощущать свою принадлежность к большому сообществу авторов, к большому коллективному автору (а принадлежность к какой-то социальной группе является важной человеческой потребностью!) . Народное творчество сложнее подчинить интересам меньшинства господствующего класса, и оно чаще отражает действительные чаяния и идеи масс, их реальное отношение к каким-либо событиям, чем противостоит массовому медиа .

А в случае с песней «Говновоз» и вовсе рассказывается история простого пролетария, что заставляет задуматься о роли обычных рабочих в обеспечении людей базовыми благами современной цивилизации. Песня иронично обыгрывает тему «непрестижного» труда, что резонирует с современными дискуссиями о неравенстве и «невидимых» профессиях (ассенизаторы, уборщики, курьеры и т.д.) и служит одной из причин её популярности.

Вывод.

Феномен «Говновоза» демонстрирует, как интернет-фольклор, сохраняя фундаментальные принципы народного творчества, реализует их в новой, технологически опосредованной форме. Нейросети, выступая мощным инструментом в руках людей, резко снизили барьер для участия в творческом процессе, позволив множеству пользователей переосмысливать исходный материал Михаила Шелега. Результатом стал взрыв разнообразия: от простых каверов до сложных мешапов, содержащих интересные авторские тексты. Этот процесс не только породил большое комьюнити вокруг песни, но и вывел ее локальный сюжет о «маленьком человеке»-ассенизаторе на международный уровень через переводы, подчеркнув универсальность темы непризнанного труда.

Анализ «Говновоза» подтверждает, что нейросети остаются инструментом в руках коллективного автора – интернет-сообщества, а успех любого фольклорного элемента, будь то ИИ-кавер или мем, по-прежнему определяется его принятием и дальнейшей творческой переработкой этим сообществом по своим внутренним законам. Именно в этой коллективности видится особая ценность и прогрессивный потенциал народного творчество: оно дает голос и чувство принадлежности широким массам, позволяя отражать подлинные аспекты жизни и социальные диспропорции. Это сделал и «Говновоз», превратив историю пролетария-говночиста в эпическую сатиру и форму сопротивления коммерциализированной серьезности медиапространства. Исследование таких феноменов, как «Говновоз» остается крайне актуальным и становится ключом к пониманию механизмов формирования современной цифровой культуры и коллективной идентичности.

Понравилась статья? Поддержи бедного автора копеечкой: 2202 2080 1062 9963 (Сбер), 2200 2480 2082 7266 (ВТБ).

Список использованных источников и литературы.
[1] Народное творчество // Большая российская энциклопедия. Электронная версия. 2018. URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/5298359 (дата обращения 07.07.2025).

[2] Народное творчество // Современная энциклопедия. 2000. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/32146 (дата обращения 07.07.2025).

[3] Dance D.C. From My People: 400 Years of African American Folklore. New York: W. W. Norton, 2002.

[4] Kirshenblatt-Gimblett B. Folklore’s Crisis // Journal of American Folklore. 1998. № 111. PP. 281–327.

[5] «Г***новоз». Откуда взялся вирусный хит, который подхватили нейросети // Музыка. История, открытия, мифы. 09.04.2024. URL: https://dzen.ru/a/ZhU85CBkSU6bGELk (дата обращения 07.07.2025).

[6] Пендина П. Кто такой «маленький человек» в литературе? // Культура.РФ. 17.11.2020. URL: https://www.culture.ru/s/vopros/malenkiy-chelovek/ (дата обращения 07.07.2025).

[7] Да кто это такой ваш honeyvan? // Переводчик - не тупой! 13.05.2024. URL: https://telegra.ph/Da-kto-ehto-takoj-vash-honeyvan-05-13 (дата обращения 07.07.2025).

[8] Schifanella R., Barrat A., Cattuto C., Markines B., Menczer F. Folks in Folksonomies: Social Link Prediction from Shared Metadata // arXiv:1003.2281. 01.01.2010. P. 271.

[9] Dorst J. Tags and Burners, Cycles and Networks: Folklore in the Telectronic Age // Journal of Folklore Research. 1990. № 27. PP. 179–190.

Комментарии 1

Older Vane
Older Vane
Автор
Ставим лайки, подписываемся, комментируем, рекомендуем, не забываем нажимать на колокольчик, делаем репост к себе на страницу, добавляем в закладки, приглашаем друзей, маму, папу, брата, сестру, парня, девушку, всех подобных и близких, рассылаем во все паблики и беседы, переходим в источник, читаем оригиналы, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина и других, учим матчасть, разбираемся в формальной логике и диалектическом материализме, создаём и вступаем в коммунистические ячейки, развиваем профсоюзы, не курим, не пьём, не употребляем наркотики, ведём здоровый образ жизни, пишем статьи, рисуем мемы, снимаем видео, записываем музыку и приближаем победу коммунизма!
7 июл
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    КРЯК

    КРЯК

    ЛентаТемы 45Фото 84Видео Участники 1 526
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 45
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться