Предыдущая публикация
КРЯКOlder Vane

КРЯК

23 апрпредложил 
Older Vane

Феноменология и детерминанты систематических нарушений временного регламента учебного процесса среди студентов исторического факультета.


«Опоздать - уничтожить в себе пунктуальность».
Один из анонимных респондентов.

В рамках осуществления научно-исследовательской деятельности мой высокоуважаемый коллега М. С. Сеземин выдвинул инициативу о проведении комплексного аналитического исследования с последующей публикацией научной статьи на тему: "Феноменология и детерминанты систематических нарушений временного регламента учебного процесса среди студентов исторического факультета". Данное предложение было обосновано высокой степенью актуальности обозначенной проблематики, подтвержденной как текущими наблюдениями, так и прогностическими моделями, свидетельствующими о сохранении данной тенденции в обозримом будущем.

В целях верификации гипотез и получения репрезентативных данных мною был разработан, организован и проведен метод анонимного социологического опроса среди респондентов, относящихся к целевой группе исследования, с соблюдением принципа анонимности респондентов. Полученные данные подвергнуты статистической обработке с использованием методов корреляционного и регрессионного анализа, что позволило выявить ключевые детерминанты изучаемого феномена. Результаты проведенного исследования изложены в данной статье в соответствии с требованиями академического дискурса.

Теория.

Опоздание как социально-педагогический феномен представляет собой нарушение темпоральной дисциплины, обусловленное комплексом объективных и субъективных факторов. Феноменология опоздания студентов-историков на пары может быть рассмотрена через несколько взаимосвязанных аспектов: социальные, психологические, организационные и даже специфически-дисциплинарные (связанные с особенностями изучения истории).

Из-за "эффекта временного смещения", который возникает по причине привычки работать с текстами и абстрактными концепциями, а не с жесткими алгоритмами, студенты-гуманитарии чаще склонны к "растянутому" восприятию времени. Это приводит к "академической расслабленности" в гуманитарных дисциплинах, включая историю, где часто царит менее строгий режим посещения, чем, например, на естественно-научных или инженерных направлениях. «Историк мыслит эпохами, а не минутами».
Также имеет место быть селективная мотивация – если лекция кажется студенту неинтересной или неважной, он осознанно или неосознанно разрешает себе задержаться.

Опрос содержал следующий номенклатурный перечень вопросных позиций, детерминированных задачами исследования:
«1. Как часто вы опаздываете на пары? С какой конкретно периодичностью?
2. Все ли пары для вас одинаково ценны в вопросе опозданий или на какие-то пары вы стремитесь не опаздывать сильнее? Вероятнее, вы бы опоздали на семинар или на лекцию? Условно: на краеведение или на историю России?
3. Какие обычно основные причины ваших опозданий? Назовите как можно больше.
4. Если вы опаздываете из-за транспорта, какой вид транспорта чаще подводит?
5. Влияет ли расписание пар на ваши опоздания? Вы опоздаете независимо от времени начала пары или скорее опоздаете на пару в 8:30?
6. Как преподаватели обычно реагируют на ваши опоздания?
7. Как вы сами относитесь к своим опозданиям?
8. Что могло бы помочь вам приходить вовремя?
9. Были ли у вас конфликты из-за опозданий? Если да, опишите ситуацию.
10. Есть ли у вас дополнительные комментарии по теме опозданий?».

Результаты опроса.

В рамках настоящего исследования была реализована процедура выборочного анкетирования репрезентативной группы студентов (n=16) с целью выявления детерминант и структурных особенностей феномена академических опозданий. Полученные данные подверглись комплексному статистическому анализу с применением методов описательной статистики и контент-анализа.

Результаты опроса показывают, что 6,25% студентов никогда не опаздывают на пары, 18,75% - реже 1 раза в месяц, 25% - 1-2 раза в месяц, 18,75% - 4-8 раз в месяц, 6,25% - 15 раз в месяц и 12,5% - каждый день.

46,67% студентов заявили, что все пары для них одинаково ценны, и от характера пары не зависит опоздание. 26,67% студентов утверждают, что в зависимости от содержания пары вероятность их опоздания будет варьироваться (селективная мотивация), в частности 6,67% студентов заявили, что они скорее опоздают на семинар, чем на лекцию. Также 33,33% студентов указывают на корреляцию между личностными характеристиками преподавателя и вероятностью опоздания студентов. Студенты указывали, что если преподаватель добрый, сам опаздывает и не использует никаких санкций по отношению к опоздавшим, то шанс опоздать на пары такого преподавателя повышаются.

Из причин опозданий указывались следующие:
1) Несобранность (20%);
2) Неорганизованность (6,67%);
3) Дефицит сна (46,67%);
4) Неспособность рассчитывать время (26,67%);
5) ОКР (6,67%);
6) Перебои в работе транспорта (33,33%);
7) Плохое самочувствие (6,67%);
8) Плохое настроение (6,67%);
9) Лень (6,67%);
10) Территориальная удалённость места проживания (6,67%);
11) Непредвиденные обстоятельства (20%);
12) Работа (6,67%).

53,33% студентов не жаловались на качество общественного транспорта, однако оставшиеся 46,67% респондентов фиксируют проблемы транспортной инфраструктуры и указывают на перебои в работе 17 маршрута троллейбусов и 23, 126, 67, 47, 38, 410а и 70 маршрутов автобусов.

46,67% студентов заявили, что время начала пары не влияет на их опоздание, 40% изъявили желание, чтобы пары начинались не рано утром, а попозже, 6,67% - чтобы начинались в первой половине дня и 6,67% - чтобы расписание было стабильным и не менялось на протяжении семестра.

100% респондентов отмечают индифферентное отношение абсолютного большинства членов преподавательского состава к опозданиям студентов.

6,67% студентов никак не относятся к своим опозданиям, 60% - отрицательно, 20% - нормально и 13,33% - хорошо.

Из вариантов решения проблемы опоздания на пары были предложены следующие варианты:
1) Обеспечение здорового сна (26,67%);
2) Выход из дома вовремя (13,33%);
3) Увеличение количества транспорта в городе (26,67%);
4) Обеспечение более близкого проживания к университету (13,33%);
5) Организация корпоративного транспорта для тех, кто живет далеко от университета (6,67%);
6) Отчисление (13,33%);
7) Обеспечение стабильного расписания (13,33%).

Кроме того, был зафиксирован показательный случай межличностного конфликта, связанного с нарушением этических границ, формированием стигматизирующего дискурса и механизмами косвенной вербализации.

Выводы.

Анализ полученных результатов привел нас к следующим выводам:

1) Репрезентативная выборка (N=16) выявила, что лишь 6,25% респондентов никогда не опаздывают, что свидетельствует о массовом характере явления опозданий на пары и позволяет постулировать существование латентного социального контракта, легитимизирующего опоздание как элемент академического габитуса (в бурдьёсовской терминологии). 13,33% студентов относятся к опозданиям положительно, что является признаком нормализации девиации.

2) Наблюдается поляризация мнений: 60% осуждают свои опоздания, но 13,33% их одобряют, что приводит к формированию конфликтогенного потенциала, который уже проявился в одном конфликте. Опоздания становятся элементом групповой идентичности, а предложение отчислять нарушителей (13,33%) указывает на радикализацию части студентов.

3) Для 46,67% студентов все пары одинаково ценны, что опровергает гипотезу о выборочном отношении к дисциплинам, свидетельствует о кризисе ценностного измерения образовательного процесса и указывает на формализацию академических практик.

4) 33,33% студентов признают, что лояльность преподавателей по отношению к их опозданиям в некоторой степени стимулирует дальнейшие опоздания. Тот факт, что преподаватели игнорируют опоздания, снижает мотивацию студентов к пунктуальности и создаёт порочный круг положительного подкрепления девиаций.

5) Основные причины опозданий, такие как: недосып, неспособность рассчитывать время, несобранность и неорганизованность, - указывают на необходимость вмешательства и проведения просветительских программ по тайм-менеджменту и тренингов по самоорганизации для помощи студентам в организации режима дня и распределения нагрузки во времени.

6) Кроме того, 46,67% студентов указали на дисфункцию городских инфраструктур и дальность проживания, а также предложили решение этой проблемы через увеличение количества автобусов и троллейбусов на маршрутах, организацию корпоративного транспорта и обеспечение более близкого проживания (вероятно, стоит улучшить доступность общежитий и качество проживания в них). Виднеется необходимость реконцептуализации mobility-стратегий.

Феномен опозданий предстаёт как сложный палимпсест. Проведённое исследование выявило комплексную природу феномена академических опозданий, где институциональные, инфраструктурные и персональные факторы образуют устойчивую систему с положительной обратной связью. Полученные данные позволяют сформулировать гипотезу о существовании латентной "культуры опоздания" как элемента неформальной академической субкультуры.
Опоздания – это системная проблема, требующая не репрессивных мер, но комплексного решения на стыке инфраструктуры, педагогики и психологии. Игнорирование приведёт к дальнейшей нормализации девиации.
Как отмечал ещё Г. Зиммель: "Современный человек не столько опаздывает, сколько проживает само опоздание как форму бытия". Наши данные лишь подтверждают этот тезис на новом витке темпоральной рефлексии.

Понравилась статья? Поддержи бедного автора копеечкой: 2202 2080 1062 9963 (Сбер), 2200 2480 2082 7266 (ВТБ).

Комментарии 1

Older Vane
Older Vane
Автор
Ставим лайки, подписываемся, комментируем, рекомендуем, не забываем нажимать на колокольчик, делаем репост к себе на страницу, добавляем в закладки, приглашаем друзей, маму, папу, брата, сестру, парня, девушку, всех подобных и близких, рассылаем во все паблики и беседы, переходим в источник, читаем оригиналы, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина и других, учим матчасть, разбираемся в формальной логике и диалектическом материализме, создаём и вступаем в коммунистические ячейки, развиваем профсоюзы, не курим, не пьём, не употребляем наркотики, ведём здоровый образ жизни, пишем статьи, рисуем мемы, снимаем видео, записываем музыку и приближаем победу коммунизма!
26 июн
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    КРЯК

    КРЯК

    ЛентаТемы 45Фото 84Видео Участники 1 526
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 45
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться