КИСТЬ, КАК САБЛЯ: ВАСИЛИЙ СУРИКОВ
Влияние казачьих войск на ход российской истории сложно переоценить. Причём, роль донцов, кубанцев, уральцев не сводилась исключительно к военной службе.
Об этом говорил и Президент России В.В. Путин: «История казачества связана с верным служением Родине. Казак всегда был государственным человеком, тружеником, воином, защищающим интересы Отечества».
Служить можно и словом, и образом.
И одному из казаков в этом деле – изобразительном искусстве – не было равных. Речь о Василие Ивановиче Сурикове.
Предки этого великого русского живописца по отцу и матери вели род с казачьего Дона.
И хотя родился он в Красноярске, служение и дух истории любил всем сердцем, на протяжении жизни воплощая их в своих полотнах. О своём происхождении он писал так: «В семье у нас все казаки. До 1825 года простыми казаками были, а потом офицеры пошли…
Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
Держать в руках кисть, Василий Суриков научился едва ли не раньше, чем ложку, освоив азы рисования у местного учителя Николая Гребнева. Но после смерти отца ему пришлось зарабатывать на хлеб насущный, для чего нанялся на службу чиновником. Талант молодого человека, несмотря ни на что, продолжавшего любительски заниматься рисованием, был замечен местными меценатами – губернатором Замятиным и золотопромышленником Кузнецовым, которые отправили Сурикова в Санкт-Петербург.
В столице он за несколько месяцев прошёл трёхгодичный курс живописи. Далее – Санкт-Петербургская академия художеств, в которой он сразу стал одним из лучших студентов. Во время учёбы его работы несколько раз были удостоены серебряных медалей, и один раз – золотой.
Гильдия художников присуждала свои степени и звания, и высшее из них – классного художника первой степени – Василий Суриков получил сразу после окончания академии (впоследствии он стал и самым молодым академиком живописи, будучи 47 лет от роду). Свою выпускную работу «Апостол Павел благовествует пред царём Агриппою и его сестрою Вероникою» он подарил золотопромышленнику Кузнецову. Интересно то, что в тот же период Суриков получил свой единственный заказ за всю жизнь – четыре фрески «Вселенские соборы» для храма Христа Спасителя в Москве.
Василий Суриков был одним из тех мастеров кисти, которые дали миру новое понимание живописи – сделали его из элитарного народным. Созданное в России Товарищество передвижников проводило выставки в разных (даже самых отдалённых) городах империи.
В своей работе передвижники отстаивали принципы реализма, психологизма и социальности. Главным героем полотен Сурикова был народ: его он изображал как действенную силу, творящую историю, показывал борьбу и страдания, героизм и трагические испытания. Василия Ивановича можно назвать историком-живописцем – каждое полотно требовало серьёзной подготовительной работы и настоящих экспедиций для сбора материала в самых различных уголках России и за границей.
Полотном, которое принесу Сурикову подлинно всероссийскую славу, стала картина «Утро стрелецкой казни при Петре Великом» – о подавлении стрелецкого бунта 1698 года и казни мятежников. Сам живописец, изобразивший Русское царство на его историческом изломе, написал об этой картине так: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
Этой же теме – смен эпох – посвящена и его картина «Боярыня Морозова». По московским улицам в заточение везут не Феодосию Прокофьевну Морозову: Россия прощается со старой собой.
Потомственный казак Суриков не мог пройти мимо казачьей тематики. Среди его эскизов как к написанным, так и к нереализованным картинам образы казаков присутствуют всегда. Писал он не только их, но и своих родных и близких, которые могли стать образами для исторических полотен. Как коренного сибиряка, его восхищала фигура легендарного победителя хана Кучума – Ермака Тимофеевича.
Для сбора материалов к картине «Покорение Сибири Ермаком» Василий Иванович совершил путешествие за Урал. Суриков хотел изучить путь войск Ермака – посетить те места, где проходил легендарный атаман и его казаки, найти нужные типы людей и предметы – он искал «следы Ермака». Суриков хотел испытать то, что испытал атаман и его казаки, проникнуться духом землепроходцев, идущих по неизведанным местам.
Поездка по Сибири охватила Минусинский, Тобольский, Енисейский и Туруханский края. Итогом этой экспедиции стала картина «Покорение Сибири Ермаком». О её художественном замысле живописец высказывался так: «Хотелось передать, как две стихии встречаются» – полотно наполнено накалом ожесточённого, неравного по силам сторон боя. Об этой великой картине, ставшей знаменитой сразу же после первой выставки, живописец Михаил Нестеров писал так:
«Чем я больше смотрел на Ермака, тем значительнее он мне казался как в живописи, так и по трагическому смыслу своему».
Казачьей теме посвящена и работа Сурикова «Степан Разин». Эта картина разительно отличается от драматичного «Покорения Сибири Ермаком», – здесь казачий атаман со своей дружиной плывёт по спокойной и необъятной Волге.
Увы, из жизни великий русский живописец ушёл в расцвете сил, прожив 68 лет. Однако трудиться продолжал до последнего вздоха. Его многочисленные эскизы так и не были завершены: «Ольга встречает тело Игоря», «Пугачёв», «Смерть Павла», «Красноярский бунт».
Жизнь и труд Василия Ивановича Сурикова доказывают: служить Отчеству можно не только саблей, но любым оружием, которое доверено нам судьбой, в том числе – кистью и красками.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев