Сибирь славится своими богатыми природными ресурсами, но среди них особое место занимает чароит – редкий сиреневый минерал, который встречается только в одном уголке планеты. Это единственное в мире месторождение находится в Сибири, что подчеркивает не только геологическое богатство России, но и открывает перед ней уникальные экономические, научные и культурные возможности. Первооткрывателем чароита является геолог Юрий Рогов.
Юрий Гаврилович Рогов родился 25 ноября 1935 года в Иркутске. Окончил горно-металлургический институт. 37 лет работал на предприятии «Сосновгеология» – от рядового члена экспедиций до главного геолога государственного предприятия «Сосновгеология». Специализировался в области разведки урановых месторождений. За участие в разведке и открытии месторождений урана был награжден Ленинской премией. Совместно с руководителем геологоразведочной партии Алексеевым Юрием Александровичем и женой Роговой Верой Парфентьевной открыл минерал чароит.
В 1960 году геологу Юрию Рогову было двадцать четыре года. Он недавно получил диплом горного института. В его геологической карьере был только один сезон. Его перебросили на границу Иркутской и Читинской областей с Якутией. В первые послевоенные годы здесь работал геолог Владимир Георгиевич Дитмар, но его отряду удалось исследовать только мизерный клочок исполинского «белого пятна». Отряд Рогова построил избы для жилья, склад. Поселок назвали Кедровым.
Геологи под руководством Алексеева Ю.А. уходили в маршруты, как говорится, не жалея ног. Им так хотелось увидеть, что в соседнем распадке, что за следующей грядой. Вспоминая то время, Юрий Рогов говорил, что зуд первооткрывательства захватывал незаметно. Бродить там было опасно: болота, каменистые осыпи, стланик, бешеная река Чара, абсолютно недоступная для катеров или моторных лодок. Звери выходили на берег, разглядывали плот недоуменно, но спокойно. Когда появлялся лось, изюбр или медведица с медвежонком, все замирали. И кругом на сотни километров – ни дымка, ни избы, никакого человеческого следа.
У них обгорели лица на беспощадном чарском солнце. Они проклинали комаров, великие Мурунские болота, скользкие кочки, ледяную воду и чавкающую грязь. Варили компот из ревеня, который растет здесь повсюду. Кисловатый компот приятно освежал на жаре. Потом потные, грязные, облепленные слепнями, ступали промокшими и натруженными ногами на твердую землю у подножия сопки. Даже пилоты вертолетов считали, что по этим хлябам не то, что ходить, летать над ними неохота – становится не по себе.
В душный летний день 1960 года спустился Ю. Рогов к ручью и на поляне наткнулся на странную невысокую глыбу. Сиреневый камень, но будто прикрыт белесым налетом. Попробовал отколоть кусочек, но не смог. Необычная прочность валуна подзадорила. Отбил кусочек – и будто сиренью брызнуло. Он подумал, что жене понравится любопытная расцветка. Вера Парфентьевна заинтересовалась вкраплениями в сиреневом камне и предположила, что это новый минерал. Но как-то не очень верилось, что он может быть неизвестен. Ранее геолог В. Г. Дитмар упоминал о находке похожего камня.
Комментарии 4