Этот день задумывался как профессиональный, однако стал народным: его отмечают все, кто считает себя водителем автомобиля. Сегодня праздник потерял свое первоначальное значение: теперь его отмечают не только профессиональные водители, но и любители — одним словом, все, у кого есть машина. Водители отмечают свой профессиональный праздник в последнее воскресенье октября.
День работника автомобильного и городского транспорта — так звучит официальное название торжества, которое в народе известно как День автомобилиста (или День шофера). Как понятно из названия, главными героями этого праздника являются профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси и так далее. Кроме того, принято поздравлять и всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.
Идея чествовать автомобилистов родилась еще в СССР. И кстати, тогда же она и была реализована. В 1976 году президиум Верховного Совета Советского Союза издал указ «О Дне работников автотранспорта»: этот документ стал ответом на обращение граждан, в котором те выразили сожаления по поводу отсутствия у советских шоферов своего профессионального торжества.
А в 1980 году был подписан другой указ «О праздничных и памятных днях». Речь в нем шла в том числе и об учрежденном за четыре года до этого торжестве: новым документом оно переименовывалось в «День автомобилиста».
Кстати, в качестве даты празднования был выбран последний день четвертой недели октября. И в 1980 году (да и в дальнейшем) ее изменять не стали.
Праздник пользовался большой популярностью в СССР. Однако не забыли про торжество и после распада Союза: народ продолжат чествовать профессиональных водителей в конце второго осеннего месяца.
А в 1996 году российские власти решили объединить Дни автомобилиста и дорожника, то есть тех, кто ездит по дорогам, и тех, кто отвечает за состояние этих дорог. Таким образом, в РФ появился «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства».
Спустя четыре года стало понятно, что идея была не очень удачной. В результате в 2000 году президент РФ подписал указ о разделении торжеств: дорожникам отдали третье октябрьское воскресенье, а автомобилистам оставили четвертое.
Но и на этом история не заканчивается. Ибо в 2012 году шоферов вновь решают с кем-нибудь объединить — на этот раз с сотрудниками городского общественного транспорта. Именно тогда и был учрежден «День работника автомобильного и городского транспорта», который в нашей стране отмечают до сих пор, однако называют по-прежнему — Днем автомобилиста.
В День автомобилиста устраиваются многочисленные выставки, на которых всех желающих знакомят с машинами, их устройством и принципами работы, а также историей автопрома. Вот и мы решили познакомить вас с историей автомобильного транспорта в Иркутске.
История автомобильного транспорта в Иркутске
Самый первый автомобиль в азиатской части страны выехал 1 июля 1899 года на улицы Иркутска. Его привёз из Франции известный иркутский купец, владелец оружейного магазина Николай Васильевич Яковлев. Марка трёхместной машины до сих пор точно не установлена.
«Восточная заря» № 149 за 1899 г.
«В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезённый г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нём покататься».
В апреле 1901 года в городе появилась вторая машина. Её приобрёл друг Н.В. Яковлева, купеческий сын, меценат, энтомолог, охотник, путешественник, а впоследствии и авиатор Семён Николаевич Родионов. Именно он, получив в 1903 году огромное наследство, состоявшее из капитала в миллион рублей и различных объектов недвижимости, поддержал начинание своего друга открыть в Иркутске торговлю автомобилями.
Вблизи нынешнего парка Парижской Коммуны Яковлев устраивал «покатушки» для всех желающих. Машина развивала скорость 15 километров в час. Весной 1906 года он открыл первый в Восточной Сибири «автобизнес».
Комментарии 1