Предыдущая публикация
Сибирский краевед

Сибирский краевед

29 окт 2023

История автомобильного транспорта в Иркутске

История автомобильного транспорта в Иркутске - 935733594438
Этот день задумывался как профессиональный, однако стал народным: его отмечают все, кто считает себя водителем автомобиля. Сегодня праздник потерял свое первоначальное значение: теперь его отмечают не только профессиональные водители, но и любители — одним словом, все, у кого есть машина. Водители отмечают свой профессиональный праздник в последнее воскресенье октября.

День работника автомобильного и городского транспорта — так звучит официальное название торжества, которое в народе известно как День автомобилиста (или День шофера). Как понятно из названия, главными героями этого праздника являются профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, трамваями, троллейбусами, такси и так далее. Кроме того, принято поздравлять и всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.
Идея чествовать автомобилистов родилась еще в СССР. И кстати, тогда же она и была реализована. В 1976 году президиум Верховного Совета Советского Союза издал указ «О Дне работников автотранспорта»: этот документ стал ответом на обращение граждан, в котором те выразили сожаления по поводу отсутствия у советских шоферов своего профессионального торжества.
А в 1980 году был подписан другой указ «О праздничных и памятных днях». Речь в нем шла в том числе и об учрежденном за четыре года до этого торжестве: новым документом оно переименовывалось в «День автомобилиста».
Кстати, в качестве даты празднования был выбран последний день четвертой недели октября. И в 1980 году (да и в дальнейшем) ее изменять не стали.
Праздник пользовался большой популярностью в СССР. Однако не забыли про торжество и после распада Союза: народ продолжат чествовать профессиональных водителей в конце второго осеннего месяца.
А в 1996 году российские власти решили объединить Дни автомобилиста и дорожника, то есть тех, кто ездит по дорогам, и тех, кто отвечает за состояние этих дорог. Таким образом, в РФ появился «День работников автотранспорта и дорожного хозяйства».
Спустя четыре года стало понятно, что идея была не очень удачной. В результате в 2000 году президент РФ подписал указ о разделении торжеств: дорожникам отдали третье октябрьское воскресенье, а автомобилистам оставили четвертое.
Но и на этом история не заканчивается. Ибо в 2012 году шоферов вновь решают с кем-нибудь объединить — на этот раз с сотрудниками городского общественного транспорта. Именно тогда и был учрежден «День работника автомобильного и городского транспорта», который в нашей стране отмечают до сих пор, однако называют по-прежнему — Днем автомобилиста.
В День автомобилиста устраиваются многочисленные выставки, на которых всех желающих знакомят с машинами, их устройством и принципами работы, а также историей автопрома. Вот и мы решили познакомить вас с историей автомобильного транспорта в Иркутске.

История автомобильного транспорта в Иркутске

Самый первый автомобиль в азиатской части страны выехал 1 июля 1899 года на улицы Иркутска. Его привёз из Франции известный иркутский купец, владелец оружейного магазина Николай Васильевич Яковлев. Марка трёхместной машины до сих пор точно не установлена.
«Восточная заря» № 149 за 1899 г.
«В настоящее время на улицах города можно видеть автомобиль, привезённый г. Яковлевым из Франции... Отапливается бензином. Лошади относятся к автомобилю совсем равнодушно. Автомобиль будет на днях на циклодроме, где желающие за небольшую плату с благотворительной целью могут на нём покататься».
В апреле 1901 года в городе появилась вторая машина. Её приобрёл друг Н.В. Яковлева, купеческий сын, меценат, энтомолог, охотник, путешественник, а впоследствии и авиатор Семён Николаевич Родионов. Именно он, получив в 1903 году огромное наследство, состоявшее из капитала в миллион рублей и различных объектов недвижимости, поддержал начинание своего друга открыть в Иркутске торговлю автомобилями.
Вблизи нынешнего парка Парижской Коммуны Яковлев устраивал «покатушки» для всех желающих. Машина развивала скорость 15 километров в час. Весной 1906 года он открыл первый в Восточной Сибири «автобизнес».
Рекламное объявление из иркутской газеты начала XX века
Рекламное объявление из иркутской газеты начала XX века
В 1910 году в Иркутске было уже десять автомобилей. В 1915 году купец Иван Николаевич Алексеев, владелец автомобиля Berliet, открыл первую автошколу «Практические курсы шофферов при первом автомобильном гараже» на улице Пестеревской (Урицкого), основателем которого также и являлся.
Berliet – автомобили И.Н. Алексеева. 1912–1913 гг.
Berliet – автомобили И.Н. Алексеева. 1912–1913 гг.
Свидетельство практических курсов шофферов при первом автомобильном гараже И.Н. Алексеева в Иркутске
Свидетельство практических курсов шофферов при первом автомобильном гараже И.Н. Алексеева в Иркутске
Сегодня сложно узнать, как проходило в те времена обучение, однако то, что школа получила одобрение губернатора и пользовалась спросом у горожан, доподлинно известно.
Однако лошадь и гужевой транспорт все еще оставались основными средствами передвижения, их «разбавляли» немногочисленные авто иностранного производства и советские грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-5. В середине 30-х годов в Иркутск стали поступать автомобили для номенклатуры. Известно, что в чиновничьем парке были «Бьюик» 1934 года, ЗИС-101 и М-1.
Улица Карла Маркса в 1932 году
Улица Карла Маркса в 1932 году
Первые автобусы появились в Иркутске в 1925—1927 годах: американские машины марки «Форд» и «Додж». В 1925 году газета «Власть труда» сообщала: «Правление Автопромторга предоставило в наше распоряжение для предполагаемого к открытию автобусного движение четыре 10- и 12-местных автобуса системы «Форд». Маршрут автобусного движения на первое время установлен от вокзала через весь город — в Маратовское предместье с двумя полустанциями: вокзал — город (базар), базар — Маратово. Приблизительная цена билета за весь маршрут определена в 60 копеек».
В 1927 году та же газета писала: «Вчера Автопромторг получил четыре новых автобуса американской марки «Додж». Автобусы прибыли без кузовов, последние будут изготовлены в Иркутске. Заготовительная стоимость машин 4 860 рублей каждая».
В 1935-м году в Иркутске появились первые такси, проработавшие до начала Великой Отечественной войны.
Рассказывает Виктор Александрович Евсеев, зам. начальника отдела Управления госавтодорнадзора по Иркутской области: «Первым таксистом в городе Иркутске был Хрисанф Алексеевич Турутанов, довольно известный человек в то время. На такси стал ездить в 30–х годах. Долгое время работал водителем в Монголии, откуда и привез себе иномарку. Приехал из Монголии и рассказывает, что там очень много иностранных, в частности американских машин. И что по всем своим параметрам они намного превосходят наши полуторки. Прошло время. И вот вызывает его к себе директор автобазы. «Беги, – говорит, – немедленно! За тобой сейчас придут!» А в то время в политической статье 58 одна из-под статей была «Восхваление иностранной техники». Это считалось преступлением, за которое наказывали очень сурово. Турутанов сбежал в деревню на полгода или на год, вернулся и продолжил работать водителем до 1985 года. Ему тогда уже больше 80 лет было».
Первый иркутский таксист Х.А. Турутанов на переделанном в местных условиях автомобиле «Форд А22»
Первый иркутский таксист Х.А. Турутанов на переделанном в местных условиях автомобиле «Форд А22»
Практически все дороги в довоенное время были грунтовыми, а автомобили ходили так редко, что, когда раз или в два раза в день по дороге проезжал автомобиль, ребятня высыпала на улицу, тыкала пальцами в проезжающий мимо транспорт и кричала: «Автомобиль! Смотрите, автомобиль!».
Особым «спросом» пользовались в этот период газогенераторные автомобили. В кузове такой машины находилась печь и короб с аккуратными (см 20) чурочками. Шофер выходил на подножку, брал чурочки и кидал их в топку. Чурочки горели, из трубы шел дым, машина ехала и могла развить скорость до 40 км в час. Грузоподъемность была разной, например, у «полуторки» с газогенераторным двигателем она составляла 1,5 тонны, а у ЗИС–5 – 3 тонны.
В 1936 году случилось событие, определившее дорожную инфраструктуру Иркутска на два десятилетия: открылся первый железобетонный арочный мост через Ангару. Он связал предместье Глазково с центром города. В период строительства он был самым большим в Советском Союзе. Вторая переправа — Иркутская ГЭС — открылась в 1958 году.
Глазковский мост через Ангару. 1936 г.
Глазковский мост через Ангару. 1936 г.
В 1932 году было организовано пять постов регулировщиков: на перекрестке улиц Карла Маркса и Декабрьских Событий, на Пролетарской, Красной Звезды (Сухэ-Батора), Ленина и Марата (до 70-х годов движение по улице Карла Маркса на всем ее протяжении было двухсторонним). Тогда это были единственные средства организации дорожного движения.
В 1936 году произошло первое серьезное ДТП. На улице Декабрьских Событий в роту солдат, следовавших на помывку, врезался грузовик. Было много погибших. После этого движение грузовиков по Декабрьских Событий и Карла Маркса запретили. Так в Иркутске появились первые дорожные знаки.
В 30-х годах иркутская милиция в качестве транспортных средств использовала, в основном, лошадей и велосипеды.
Скорость инспекторы тогда определяли так: отмеряли расстояние между двумя столбами и по секундомеру засекали время прохождения автомобилем «дистанции». Затем рассчитывали скорость, «лихачей» штрафовали.
Эвакуация промышленности во время войны из центральных регионов привела к открытию в Иркутске собственного автопроизводства. Началось все с простенькой авторемонтной базы в предместье Марата, появившейся в Иркутске во время Отечественной войны. Основным видом деятельности работников базы было восстановление и ремонт различной техники, доставлявшейся в Иркутск прямо с фронта – разбитые военные грузовики, без кабин, мостов или моторов. В основном это были ЗИС–5 и полуторки (ГАЗ–АА). Обе эти модели сослужили хорошую службу Красной Армии в первые годы Великой Отечественной войны.
21 июня 1945 года из ворот только что открытого в поселке Мельниково (примерно в том районе, где сейчас расположен «ДжемМолл», только ближе к станции Кая) Иркутского авторемонтного завода вышел первый грузовик «Студебекер», собранный из машинокомплектов, поставляемых по ленд-лизу. По такой же схеме до 1948 года собирались грузовики «Форд», «Шевроле», «Додж».
В 1950 году Иркутский автозавод начал серийную сборку автомобилей ГАЗ–51.
Производство нового грузовика в Иркутске развивалось очень активно и успешно. В первый год его выпуска иркутяне собрали почти две тысячи ГАЗ–51. А уже на следующий год завод вышел на проектную мощность – 50 автомобилей в сутки.
В 1951 году было выпущено 9458 автомобилей и 7953 автоприцепа. А на следующий год Иркутского автозавода не стало. Стране понадобились радиоприемники. И завод был перепрофилирован.
Готовая продукция иркутского автомобильного завода
Готовая продукция иркутского автомобильного завода
Легковых машин в городе было мало, в основном ГАЗ-М и трофейные «БМВ» и «Опели». Мелькали и немецкие мотоциклы. Во второй половине 40-х основу автопарка стали составлять «Москвичи-400» и ГАЗ М-20 «Победа», выпуск которых начался в Москве и Горьком (Нижнем Новгороде).
Рассказывает Виктор Александрович Евсеев, зам. начальника отдела Управления госавтодорнадзора по Иркутской области: «В послевоенное время в Иркутске было много трофейных машин – эмки, роллс–ройсы, студебеккеры. Уже позже стали появляться наши отечественные грузовые машины – ГАЗ 51, ЗИЛ 164, МАЗ 500. Легковых было мало. В 50–е годы появился наш автомобиль «Победа», оправдав свое название тем, что сразу завоевал сердца огромного числа жителей нашей страны, и Иркутска в том числе. Отечественный автопром развивался и через несколько лет в Иркутске стали появляться и другие автомобили – «Москвич 400», «Волга Газ 21». Лошадей стало меньше, совсем исчезли газогенераторные авто».
Автосалонов или автосервисов тогда не существовало. Были так называемые авторемонтные заводы, которые и занимались капитальным ремонтом машин.
ГАЗ-63 на улице Дзержинского вблизи Дома Кузнеца
ГАЗ-63 на улице Дзержинского вблизи Дома Кузнеца
После войны советским гражданам разрешили покупать легковые авто. «Москвич-400» стоил 8 000 рублей (при средней зарплате 150—200 рублей машина была, в принципе, доступна), «Победа» — 25 000 рублей, ЗиМ — 40 000 рублей, но в свободной продаже автомобилей не было, они скорее распределялись, чем продавались. Голубой мечтой советских граждан было выиграть автомобиль в лотерею, билеты раскупались охотно.
Председателям колхозов по разнарядке выделяли полноприводные модификации «Побед» ГАЗ-М72, которые впоследствии заменили на ГАЗ-69.
Одна из первых «Побед» в Иркутске
Одна из первых «Побед» в Иркутске
По опубликованным в печати воспоминаниям Сергея Феферова, работавшего механиком автобазы «Верхнелентранс», в Иркутске в конце 40-х было шесть дорожных знаков. Один из первых был установлен на перекрестке улиц Ленина и Карла Маркса и определял главную и второстепенную дороги, а при въезде на единственный тогда мост через Ангару были знаки ограничения скорости.
Асфальта в Иркутске до начала 50-х годов почти не было. Булыжными мостовыми были лишь двусторонняя улица Карла Маркса и подъем на улицу Маяковского. На этот подъем, вплоть до 80-х годов, автобусы взбирались с трудом. Часто водитель высаживал пассажиров, чтобы заехать в гору налегке. Они шли пешком до остановки «Райсовет», где снова садились в тот же автобус.
Асфальтирование центральных улиц города началось в 1948-м году: за два года асфальтом были покрыты центральные улицы (Карла Маркса, Ленина, Дзержинского, Красной Звезды (Сухэ-Батора), проезды около завода имени Куйбышева, часть улиц Горького, Чкалова, 5-й Красноармейской).
Бензин был в основным с октановым числом 66: совершенно белый, с красноватым оттенком. Были еще «Экстра» (72-й), но очень мало и по спецталонам, а также дизельное топливо. АЗС представляли из себя большие бочки со шлангами и ручным насосом. Отмеряли топливо прямо по шкале, нанесенной на бочку.
Автобусное сообщение в Иркутске было развито слабо. В основном самодельные авто на базе ГАЗ-651 с деревянным кузовом. Простоять час в ожидании автобуса было нормой. В 1949 году городская автобаза № 2 получила два комфортабельных по тем временам автобуса ЗИС-154. Для горожан они стали вроде аттракциона: за первые 10 дней автобусы перевезли 38 тысяч пассажиров! Тем не менее автобусного сообщения со многими районами (к примеру, предместьем Рабочее и аэропортом) не было, люди предпочитали ходить туда пешком.
Такси в Иркутске возродилось в 1946 году. Правда, это скорее были «маршрутки» («грузотакси», как их тогда называли), оплата была в два раза выше, чем в автобусе. Под «маршрутки» задействовали грузовики-«полуторки», в кузовах которых устанавливались скамейки. Никаких дверей не было, в лучшем случае делали распашную дверцу на простейшей петле сзади. Первые маршрутки курсировали от вокзала до улицы Пролетарской (район цирка) и от Центрального рынка до предместья Марата.
В 1949 году на автобазу «Верхнелентранс» поступили пять автомобилей М-20 «Победа» — первые легковые такси Иркутска. Таксисты удивлялись, что в нищем тогда Иркутске спрос превышал предложение, а пассажиры, шикуя, часто не брали сдачи. Было определено четыре стоянки такси: угол улиц Литвинова и Карла Маркса, Дом пилота на Горького, вокзал и рынок (машину можно было вызвать и по телефону). Такси в основном следовали по определенным маршрутам до середины 50-х, пока не появились первые таксометры. Действовали определенные тарифы на разные маршруты, благо тогда их было немного.
Маршрутка 1946 года
Маршрутка 1946 года
Что касается, светофорного хозяйства, то его развитие началось только в 1960–70 гг. Заасфальтированных дорог практически не было, в основном, гравийные. Тут уж не до разметки и разделительных полос.
Чтобы купить машину, необходимо было иметь особый талончик. Просто так прийти в магазин и приобрести транспорт, было нереально. Все машины распределялись между предприятиями, работавшими в городе. И у желающих сесть за руль было всего два варианта, либо отличиться и за свои заслуги получить заветный талон, либо встать на очередь и несколько лет ждать, пока государство разрешит тебе потратить деньги на дорогостоящую покупку.

Комментарии 1

Андрей Лыхин
Андрей Лыхин
Познавательно! Добавлю немного информации о Захаре Ивановиче Вершилло:
Фото
Фото
30 окт 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Сибирский краевед

    Сибирский краевед

    ЛентаТемы 490Фото 1 719Видео 54Музыка 15Участники 1 317
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 490
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться