200 лет назад, 26 (14) декабря 1825 года в Петербурге, на Сенатской площади, началось вооружённое выступление русских дворянских революционеров против самодержавия и крепостничества, вошедшее в историю как восстание декабристов. Подавленное правительственными войсками, это восстание оказало большое влияние на революционное движение в стране.
«Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли» Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» – звал их Герцен. Но это не была ещё сама буря. Буря, это – движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах»
(В. И. Ленин. Из статьи «Памяти Герцена»).
Накануне восстания
Подготовка к восстанию началась в 1824 году. В сентябре 1825 года, «Общество объединенных славян», которое действовало в Новгород-Волынском, влилось в состав «Южного общества».
Для начала вооружённого восстания, декабристами было выбрано летнее время 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в городе Таганрог умирает царь Александр I. По праву, престол должен был перейти брату царя – Константину, однако он отказался от прав на престол ещё в 1823 году в пользу своего брата Николая. Отказ от престола хранился в тайне, поэтому воины присягали на верность Константину. После подтверждения Константином отказа от престола, Николаем была назначена переприсяга. Декабристы использовали переприсягу для осуществления своих планов.
Восстание в Петербурге
Члены «Северного сообщества» 26 (14) декабря 1825 года снарядили 3 тысячи солдат и вывели их из казармы, сообщив им, что их целью будет защита права на престол Великого князя Константина. Они построились перед зданием Сената, вокруг памятника Петру I в каре, где должна была состояться присяга Сената (Государственного совета). Но к этому времени Николай уже привёл к присяге членов Государственного совета. К тому же, Сергей Трубецкой, который был назначен на роль руководителя восстания, отказался участвовать в нём и на Сенатскую площадь не явился.
Солдаты и собравшийся народ выслушали декларации руководителей восстания, но плохо их поняли. Петербуржцы в основном доброжелательно отнеслись к бунтовщикам, но их поддержка выразилась разве что в кидании мусора в кортеж нового царя. Значительная часть войск не поддержала восстание.
На площадь прибыл генерал-губернатор Петербурга, герой Отечественной войны 1812 года, популярный среди солдат Михаил Милорадович. Он попытался уговорить восставших разойтись, но его убил член тайного общества Пётр Каховский. После чего по восставшим на площади был открыт огонь.
Петербургские события стали толчком к восстанию на юге.
Восстание Черниговского полка.
9 декабря 1825 года Черниговский полк, расположенный вблизи украинского города Василькова, начал своё восстание. Возглавили восстание Михаил Бестужев-Рюмин и Сергей Муравьёв-Апостол. Перед армией восставших был прочитан революционный «Катехизис», в котором выражалась вся необходимость установления республики и уничтожения монархии.
Взводы восставших были уверены в том, что им окажут помощь другие войсковые части царской армии, однако этого не произошло. Восставшие были полностью разгромлены 3 января 1826 года войсками правительства.
Расправа над декабристами
За свержением восставших последовали массовые аресты. 579 человек были привлечены к следствию, причастными к заговору были признаны 269 человек, 131 из которых признали виновными.
Солдат содержали в жутких условиях (до 100 человек в камере площадью 40 кв.м). Пятерых лидеров движения изначально приговорили к смертной казни через четвертование, и лишь позже, поостыв, Николай I заменил эту жуткую средневековую казнь на обычное повешение.
К смертной казни были приговорены пять наиболее крупных деятелей восстания:
Кондратий Рылеев,
Павел Пестель,
Михаил Бестужев-Рюмин,
Сергей Муравьев-Апостол,
Петр Каховский.
13 июля 1826 года приговор привели в исполнение. К каторге и ссылке в Сибирь были приговорены 126 декабристов. Все они были лишены воинских и дворянских званий.
На 2-й иллюстрации: Каре Гвардейского флотского экипажа готовится отразить атаку Конногвардейского полка на Сенатской площади. По плану восставших, гвардейские моряки должны были участвовать в аресте членов императорской семьи.
В развитии общественно-политической мысли и философии в России важное место принадлежит дворянским революционерам — декабристам. Характеризуя этапы революционного освободительного движения в России, В. И. Ленин называет первый этап, или период, дворянским. Он указывает, что «самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен». Движение декабристов в 1825 г. было первым революционным движением против царизма. Для подготовки и руководства революционным переворотом и выработки конституции будущего Русского государства были созданы тайные организации декабристов: «Северное общество» во главе с Н. Муравьёвым и К. Рылеевым, «Южное общество» во главе с П. Пестелем и «Общество соединённых славян», организованное братьями Петром и Александром Борисовыми, соединившееся впоследствии с «Южным обществом».
Однако движение, охватившее передовые слои русского общества, было значительно шире и выходило за рамки тайных организаций. Тайные общества подготовили и организовали в декабре 1825 г. вооружённые восстания против царизма в Петербурге и на юге России (восстание Черниговского полка). Восстания декабристов, не связанные с общим подъёмом народной борьбы против царизма, были подавлены. Наиболее видные организаторы и идеологи движения — П. Пестель, К. Рылеев, С Муравьёв-Апостол, П. Каховский и М. Бестужев-Рюмин — были казнены. Более ста участников движения было приговорено к каторге и ссылке в Сибирь. Движение декабристов, объединившее передовые слои русского общества, выражало назревшие потребности исторического развития России и отражало недовольство широких народных масс, боровшихся против крепостнических порядков.
Декабристы ставили перед собой задачу революционным путём, организацией вооружённого восстания уничтожить в России самодержавие и монархию и установить республику, ликвидировать крепостной строй и установить демократические свободы. Связанное с общим патриотическим подъёмом русского народа, вызванным Отечественной войной 1812 г., движение декабристов имело целью расчистить пути национального развития России. Дворянская ограниченность декабристов выразилась в боязни народной революции и в нерешительности тактики во время восстания, в узости намечаемых преобразований. Ленин писал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа».
Планы будущего устройства Русского государства были даны в «Русской правде», написанной П. Пестелем, но фактически явившейся результатом коллективного творчества декабристов, в проекте конституции, написанном П. Муравьёвым, и в «Правилах Соединённых Славян». В этих документах были сформулированы передовые общественно-политические идеи того времени. На основе критики государственного строя России и критики пороков буржуазной демократии США, Англии и Франции декабристы дали теоретическое обоснование необходимости установления республиканского строя. Требование монархии в конституции Н. Муравьёва было тактическим приёмом для привлечения к движению более широких слоев дворянства. В. И. Ленин отмечал республиканскую традицию, установленную декабристами в передовой русской общественной мысли. Борьба за республиканский строй и ликвидацию крепостнических порядков выражала буржуазный характер движения декабристов. Осуществление даже самых умеренных преобразований, намеченных декабристами, направило бы развитие России по капиталистическому пути.
С планами революционного переустройства русского общества была тесно связана передовая материалистическая философия декабристов. Важнейшую роль в формировании философского мировоззрения декабристов сыграла материалистическая традиция в русской философии, идущая от Й. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Декабристами были изучены также произведения философов-материалистов Западной Европы. Материалистические философские воззрения декабристов опирались на серьёзные знания естественных наук.
Основными идейными врагами, против которых направляли свою философию декабристы, были господствующая идеология крепостничества, религия, мистицизм и идеалистическая философия. Задачу философии они видели в «изыскании истины», в просвещении разума и очищении его от вредных предрассудков. Философия даёт возможность борцу за свободу выработать необходимые моральные качества — любовь к родине, гуманизм, стремление отдать все силы борьбе за счастье людей. Придавая такое большое значение философии в борьбе против самодержавно-крепостнического строя, декабристы усиленно занимались разработкой основных проблем философии. В тайных организациях были созданы кружки, в которых шли горячие споры по вопросам познания, строения вещества и т. д.
Представителями материалистической философии были такие руководители и идеологи движения, как И. Якушкин, Н. Крюков, П. Пестель, П. Борисов, И. Горбачевский, В. Раевский и др. Основной вопрос философии они решали материалистически, признавая материю первичной, сознание вторичным. Якушкин в своём философском произведении «Что такое жизнь?» писал, что предметы природы существуют объективно, вне нас. Материальный мир существует в пространстве и во времени. «Все образы вещественные заключаются в известном пространстве. Все явления происходят в известном времени», — писал декабрист А. Бестужев.
Опираясь на достижения науки своего времени, они считали, что материя состоит из атомов, или «единиц», находящихся в вечном движении и заполняющих бесконечное, неизмеримое пространство мира. Сцепление, слипание атомов приводит к образованию мировых тел. Декабристы высказывали смелую мысль, что образование миров происходит и в настоящее время. Материальный мир, по мнению декабристов, подчинён в своём развитии объективным, «непреложным» законам. Одним из важнейших объективных законов является закон причинности. Материя в своём развитии порождает живые существа, вершиной развития которых является человек. Человек стоит в одном ряду со всеми живыми существами на земле, но человек коренным образом отличается от всех других животных своей способностью мыслить.
Мысль является особой способностью материального вещества — мозга. Способность мыслить появляется в результате длительного процесса эволюции живой материи. Мышление декабристы не сводили к материи и видели его особые, специфические свойства. Якушкин писал: «Как при высокой степени тепла проявляется свет, точно также при высшем развитии жизни проявляется мышление... Но самые проявления мышления столько же отличны от проявлений жизни, как и проявления света отличны от проявлений тепла». Декабристы признавали познаваемость материального мира человеком. Познание они связывали с деятельностью человека. К познанию ведут два пути — опыт, или чувства, и разум. Чувства под воздействием внешних предметов дают представления, ощущения, которые с помощью нервов передаются в мозг. П. Крюков писал, что под воздействием внешних предметов происходит «сотрясение» нервов, а «всякое сотрясение одной или нескольких нерв приводит в движение мозг». Но чувства не могут дать полного знания.
Только разум раскрывает общность в предметах, связь явлений, законы развития материального мира. Разум способен раскрыть сущность предметов. Истинность знаний проверяется путём согласования новых понятий со старыми и устранением противоречия между ними. Никто из декабристов не понимал значения практики как критерия истины. Декабристы-материалисты первыми в русской философии дали критику идеалистической немецкой философии — И. Канта и Ф. Шеллинга, подвергли критике эмпиризм Дж. Локка и дуализм Р. Декарта. Идеализм и схоластику они считали врагами человеческого разума. Внутри тайных организаций они вели борьбу против последователей идеализма среди участников движения. Идеалистами были декабристы Н. Муравьёв, Е. Оболенский, В. Кюхельбекер, Г. Батеньков и др. Борьба декабристов против самодержавно-крепостнического строя неизбежно приводила к борьбе против религии и церкви — ревностной защитницы крепостничества. Религия, говорили они, способствует угнетению и является врагом свободы.
Материалистическая философия и глубокое знание естествознания помогли декабристам придти к атеизму, к полному отрицанию бога. Корни религии декабристы видели в жизни людей, в их стремлении приукрасить невыносимо тяжёлое положение надеждой на лучшую жизнь в загробном мире.
Материалистическая философия декабристов была передовой для своего времени. Но ограниченность всего движения определила и ограниченность философских взглядов декабристов. Их материализм был метафизическим. Декабристы остались идеалистами в объяснении общественной жизни. Решающее значение в развитии общества они приписывали просвещению. Будучи далеки от народа, они полагали, что изменить общественный строй можно путём военной революции, руководимой Тайным обществом. В этом — причина их поражения.
Революционное движение Декабристов и их материалистическая философия имели большое значение в развитии освободительного движения и философской мысли в России. Декабристы были патриотами своей Родины и горячо любили свой народ. Движение декабристов было разгромлено, но их дело не пропало. «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию» (Ленин, т. 18, с. 14). Развивая материалистическую традицию в русской философии, декабристы оказали большое влияние на формирование второго поколения русских революционеров — революционных демократов. Материалистическая линия в русской философии идёт от декабристов через А. И. Герцена к В. Г. Белинскому, Н. Г. Чернышевскому и Н, А. Добролюбову.
В советские годы во многих городах в честь декабристов были возведены памятники, переименованы улицы и площади.
#Декабристы #14декабря #26декабря


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев