Предыдущая публикация
Литературный салон "Страницы книг"

Литературный салон "Страницы книг"

20 окт 2024

"Мнe двaдцать тpи.

Стaршему из моих учеников шестнадцать. Я его боюсь. Я боюсь их всех".
Светлана Кoмаpова уже много лет живёт в Москве. Успешный бизнес-тренер, хедхантер, карьерный консультант. А в 90-х она восемь лет работала школьной учительницей в глухих дальневосточных деревнях.
"Дальний Восток. Каждая осень неземной красоты. Золотая тайга с густо-зелёными пятнами кедров и елей, чёрный дикий виноград, огненные кисти лимонника, упоительные запахи осеннего леса и грибы. Грибы растут полянами, как капуста на грядке, выбегаешь на полчаса за забор воинской части, возвращаешься с корзиной грибов. В Подмосковье природа женственна, а тут — воплощенная брутальность. Разница огромна и необъяснима.
На Дальнем кусается всё, что летает. Самые мелкие тварешки забираются под браслет часов и кусают так, что место укуса опухает на несколько дней. «Божья коровка, полети на небко», — не дальневосточная история. В конце августа уютные, пятнистые коровки собираются стаями как комары, атакуют квартиры, садятся на людей и тоже кусают. Эту гадость нельзя ни прихлопнуть, ни стряхнуть, коровка выпустит вонючую жёлтую жидкость, которая не отстирывается ничем. Божьих коровок я разлюбила в восемьдесят восьмом.
Вся кусачесть впадает в спячку в конце сентября, и до второй недели октября наступает рай на земле. Безоблачная в прямом и переносном смысле жизнь. На Дальнем Востоке всегда солнце — ливни и метели эпизодами, московской многодневной хмари не бывает никогда. Постоянное солнце и три недели сентябрьско-октябрьского рая безвозвратно и накрепко привязывают к Дальнему.
В начале октября на озерах мы празднуем День учителя. Я еду туда впервые. Тонкие перешейки песка между прозрачными озёрами, молодые берёзы, чистое небо, чёрные шпалы и рельсы брошенной узкоколейки. Золото, синева, металл. Тишина, безветрие, тёплое солнце, покой.
— Что здесь раньше было? Откуда узкоколейка?
— Это старые песчаные карьеры. Здесь были лагеря, — золото, синева и металл тут же меняются в настроении. Я хожу по песчаным перешейкам между отражений берёз и ясного неба в чистой воде. Лагеря посреди берёзовых рощ. Умиротворяющие пейзажи из окон тюремных бараков. Заключенные выходили из лагерей и оставались в том же поселке, где жили их охранники. Потомки тех и других живут на одних улицах. Их внуки учатся в одной школе. Теперь я понимаю причину непримиримой вражды между некоторыми семьями местных.
В том же октябре меня уговорили на год взять классное руководство в восьмом классе. Двадцать пять лет назад дети учились десять лет. После восьмого из школ уходили те, кого не имело смысла учить дальше. Этот класс состоял из них почти целиком. Две трети учеников в лучшем случае попадут в ПТУ. В худшем — сразу на грязную работу и в вечерние школы. Мой класс сложный, дети неуправляемы, в сентябре от них отказался очередной классный руководитель. Директриса говорит, что, может быть, у меня получится с ними договориться. Всего один год. Если за год я их не брошу, в следующем сентябре мне дадут первый класс.
Мне двадцать три. Старшему из моих учеников, Ивану, шестнадцать. Два года в шестом классе, в перспективе — второй год в восьмом. Когда я первый раз вхожу в их класс, он встречает меня взглядом исподлобья. Дальний угол класса, задняя парта, широкоплечий большеголовый парень в грязной одежде со сбитыми руками и ледяными глазами. Я его боюсь.
Я боюсь их всех. Они опасаются Ивана. В прошлом году он в кровь избил одноклассника, выматерившего его мать. Они грубы, хамоваты, озлоблены, их не интересуют уроки. Они сожрали четверых классных руководителей, плевать хотели на записи в дневниках и вызовы родителей в школу. У половины класса родители не просыхают от самогона. «Никогда не повышай голос на детей. Если будешь уверена в том, что они тебе подчинятся, они обязательно подчинятся», — я держусь за слова старой учительницы и вхожу в класс как в клетку с тиграми, боясь сомневаться в том, что они подчинятся. Мои тигры грубят и пререкаются. Иван молча сидит на задней парте, опустив глаза в стол. Если ему что-то не нравится, тяжелый волчий взгляд останавливает неосторожного одноклассника.
Районо втемяшилось повысить воспитательную составляющую работы. Родители больше не отвечают за воспитание детей, это обязанность классного руководителя. Мы должны регулярно посещать семьи в воспитательных целях. У меня бездна поводов для визитов к их родителям — половину класса можно оставлять не на второй год, а на пожизненное обучение. Я иду проповедовать важность образования. В первой же семье натыкаюсь на недоумение. Зачем? В леспромхозе работяги получают больше, чем учителя. Я смотрю на пропитое лицо отца семейства, ободранные обои и не знаю, что сказать. Проповеди о высоком с хрустальным звоном рассыпаются в пыль. Действительно, зачем? Они живут так, как привыкли жить. Им не нужно другой жизни.
Дома моих учеников раскиданы на двенадцать километров. Общественного транспорта нет. Я таскаюсь по семьям. Визитам никто не рад — учитель в доме к жалобам и порке. Для того, чтобы рассказать о хорошем, по домам не ходят. Я хожу в один дом за другим. Прогнивший пол. Пьяный отец. Пьяная мать. Сыну стыдно, что мать пьяна. Грязные затхлые комнаты. Немытая посуда. Моим ученикам неловко, они хотели бы, чтобы я не видела их жизни. Я тоже хотела бы их не видеть. Меня накрывает тоска и безысходность. Через пятьдесят лет правнуки бывших заключённых и их охранников забудут причину генетической ненависти, но будут всё так же подпирать падающие заборы слегами и жить в грязных, убогих домах. Никому отсюда не вырваться, даже если захотят. И они не хотят. Круг замкнулся.
Иван смотрит на меня исподлобья. Вокруг него на кровати среди грязных одеял и подушек сидят братья и сёстры. Постельного белья нет и, судя по одеялам, никогда не было. Дети держатся в стороне от родителей и жмутся к Ивану. Шестеро. Иван старший. Я не могу сказать его родителям ничего хорошего — у него сплошные двойки, ему никогда не нагнать школьную программу. Вызывать его к доске без толку — он выйдет и будет мучительно молчать, глядя на носки старых ботинок. Англичанка его ненавидит. Зачем что-то говорить? Не имеет смысла. Как только я расскажу, как у Ивана всё плохо, начнётся мордобой. Отец пьян и агрессивен. Я говорю, что Иван молодец и очень старается. Всё равно ничего не изменить, пусть хотя бы этого шестнадцатилетнего угрюмого викинга со светлыми кудрями не будут бить при мне. Мать вспыхивает радостью:
«Он же добрый у меня. Никто не верит, а он добрый. Он знаете, как за братьями-сёстрами смотрит! Он и по хозяйству, и в тайгу сходить… Все говорят — учится плохо, а когда ему учиться-то? Вы садитесь, садитесь, я вам чаю налью», — она смахивает темной тряпкой крошки с табурета и кидается ставить грязный чайник на огонь.
Этот озлобленный молчаливый переросток может быть добрым? Я ссылаюсь на то, что вечереет, прощаюсь и выхожу на улицу. До моего дома двенадцать километров. Начало зимы. Темнеет рано, нужно дойти до темна.
— Светлана Юрьевна, Светлана Юрьевна, подождите! — Ванька бежит за мной по улице. — Как же вы одна-то? Темнеет же! Далеко же! — Матерь божья, заговорил. Я не помню, когда последний раз слышала его голос.
— Вань, иди домой, попутку поймаю.
— А если не поймаете? Обидит кто? — «Обидит» и Дальний Восток вещи несовместимые. Здесь все всем помогают. Убить в бытовой ссоре могут. Обидеть подобранного зимой попутчика — нет. Довезут в сохранности, даже если не по пути. Ванька идёт рядом со мной километров шесть, пока не случается попутка. Мы говорим всю дорогу. Без него было бы страшно — снег вдоль дороги размечен звериными следами. С ним мне страшно не меньше — перед глазами стоят мутные глаза его отца. Ледяные глаза Ивана не стали теплее. Я говорю, потому что при звуках собственного голоса мне не так страшно идти рядом с ним по сумеркам в тайге.
Наутро на уроке географии кто-то огрызается на мое замечание.
«Язык придержи, — негромкий спокойный голос с задней парты. Мы все, замолчав от неожиданности, поворачиваемся в сторону Ивана. Он обводит холодным, угрюмым взглядом всех и говорит в сторону, глядя мне в глаза. — Язык придержи, я сказал, с учителем разговариваешь. Кто не понял, во дворе объясню».
У меня больше нет проблем с дисциплиной. Молчаливый Иван — непререкаемый авторитет в классе. После конфликтов и двусторонних мытарств мы с моими учениками как-то неожиданно умудрились выстроить отношения. Главное быть честной и относиться к ним с уважением. Мне легче, чем другим учителям: я веду у них географию. С одной стороны, предмет никому не нужен, знание географии не проверяет районо, с другой стороны, нет запущенности знаний. Они могут не знать, где находится Китай, но это не мешает им узнавать новое. И я больше не вызываю Ивана к доске. Он делает задания письменно. Я старательно не вижу, как ему передают записки с ответами.
Два раза в неделю до начала уроков политинформация. Они не отличают индийцев от индейцев и Воркуту от Воронежа. От безнадежности я плюю на передовицы и политику партии и два раза в неделю по утрам пересказываю им статьи из журнала «Вокруг света». Мы обсуждаем футуристические прогнозы и возможность существования снежного человека, я рассказываю, что русские и славяне не одно и то же, что письменность была до Кирилла и Мефодия. И про запад. Западом здесь называют центральную часть Советского Союза. Эта страна ещё есть. В ней ещё соседствуют космические программы и заборы, подпертые кривыми брёвнами. Страны скоро не станет. Не станет леспромхоза и работы. Останутся дома-развалюхи, в посёлок придёт нищета и безнадёжность. Но пока мы не знаем, что так будет.
Я знаю, что им никогда отсюда не вырваться, и вру им о том, что, если они захотят, они изменят свою жизнь. Можно уехать на запад? Можно. Если очень захотеть. Да, у них ничего не получится, но невозможно смириться с тем, что рождение в неправильном месте, в неправильной семье перекрыло моим открытым, отзывчивым, заброшенным ученикам все дороги. На всю жизнь. Без малейшего шанса что-то изменить. Поэтому я вдохновенно им вру о том, что главное — захотеть изменить.
Весной они набиваются ко мне в гости: «Вы у всех дома были, а к себе не зовете, нечестно». Первым, за два часа до назначенного времени приходит Лёшка, плод залётной любви мамаши с неизвестным отцом. У Лёшки тонкое породистое восточное лицо с высокими скулами и крупными тёмными глазами. Лёшка не вовремя. Я делаю безе. Сын ходит по квартире с пылесосом. Лешка путается под ногами и пристаёт с вопросами:
— Это что?
— Миксер.
— Зачем?
— Взбивать белок.
— Баловство, можно вилкой сбить. Пылесос-то зачем покупали?
— Пол пылесосить.
— Пустая трата, и веником можно, — он тычет пальцем в фен. — А это зачем?
— Лёшка, это фен! Волосы сушить!
Обалдевший Лёшка захлёбывается возмущением:
— Чего их сушить-то?! Они что, сами не высохнут?!
— Лешка! А прическу сделать?! Чтобы красиво было!
— Баловство это, Светлана Юрьевна! С жиру вы беситесь, деньги тратите! Пододеяльников, вон — полный балкон настирали! Порошок переводите!
В доме Лёшки, как и в доме Ивана, нет пододеяльников. Баловство это, постельное бельё. А миксер мамке надо купить, руки у неё устают.
Иван не придёт. Они будут жалеть, что Иван не пришёл, слопают без него домашний торт и прихватят для него безе. Потом найдут ещё тысячу и один притянутый за уши повод, чтобы в очередной раз завалиться в гости, кто по одному, кто компанией. Все, кроме Ивана. Он так и не придёт. Они будут без моих просьб ходить в садик за сыном, и я буду спокойна — пока с ним деревенская шпана, ничего не случится, они — лучшая для него защита. Ни до, ни после я не видела такого градуса преданности и взаимности от учеников. Иногда сына приводит из садика Иван. У них молчаливая взаимная симпатия.
На носу выпускные экзамены, я хожу хвостом за англичанкой — уговариваю не оставлять Ивана на второй год. Затяжной конфликт и взаимная страстная ненависть не оставляют Ваньке шансов выпуститься из школы. Елена колет Ваньку пьющими родителями и брошенными при живых родителях братьями-сестрами. Иван ее люто ненавидит, хамит. Я уговорила всех предметников не оставлять Ваньку на второй год. Елена несгибаема, её бесит волчонок-переросток, от которого пахнет затхлой квартирой. Уговорить Ваньку извиниться перед Еленой тоже не получается:
— Я перед этой сукой извиняться не буду! Пусть она про моих родителей не говорит, я ей тогда отвечать не буду!
— Вань, нельзя так говорить про учителя, — Иван молча поднимает на меня тяжёлые глаза, я замолкаю и снова иду уговаривать Елену:
— Елена Сергеевна, его, конечно же, нужно оставлять на второй год, но английский он всё равно не выучит, а вам придется его терпеть ещё год. Он будет сидеть с теми, кто на три года моложе, и будет ещё злее.
Перспектива терпеть Ваньку ещё год оказывается решающим фактором, Елена обвиняет меня в зарабатывании дешёвого авторитета у учеников и соглашается нарисовать Ваньке годовую тройку.
Мы принимаем у них экзамены по русскому языку. Всему классу выдали одинаковые ручки. После того как сданы сочинения, мы проверяем работы с двумя ручками в руках. Одна с синей пастой, другая с красной. Чтобы сочинение потянуло на тройку, нужно исправить чёртову тучу ошибок, после этого можно браться за красную пасту. Один из парней умудрился протащить на экзамен перьевую ручку. Экзамен не сдан — мы не смогли найти в деревне чернил такого же цвета. Я рада, что это не Иван.
Им объявляют результаты экзамена. Они горды. Все говорили, что мы не сдадим русский, а мы сдали! Вы сдали. Молодцы! Я в вас верю. Я выполнила своё обещание — выдержала год. В сентябре мне дадут первый класс. Те из моих, кто пришел учиться в девятый, во время линейки отдадут мне все свои букеты.
Начало девяностых. Первое сентября. Я живу уже не в той стране, в которой родилась. Моей страны больше нет.
— Светлана Юрьевна, здравствуйте! — меня окликает ухоженный молодой мужчина. — Вы меня узнали?
Я лихорадочно перебираю в памяти, чей это отец, но не могу вспомнить его ребёнка:
— Конечно узнала, — может быть, по ходу разговора отпустит память.
— А я вот сестрёнку привёл. Помните, когда вы к нам приходили, она со мной на кровати сидела?
— Ванька! Это ты?!
— Я, Светлана Юрьевна! Вы меня не узнали, — в голосе обида и укор. Волчонок-переросток, как тебя узнать? Ты совсем другой.
— Я техникум закончил, работаю в Хабаровске, коплю на квартиру. Как куплю, заберу всех своих.
Он вошёл в девяностые как горячий нож в масло — у него была отличная практика выживания и тяжёлый холодный взгляд. Через пару лет он действительно купит большую квартиру, женится, заберёт сестёр и братьев и разорвет отношения с родителями. Лёшка сопьётся и сгинет к началу двухтысячных. Несколько человек закончат институты. Кто-то переберётся в Москву.
— Вы изменили наши жизни.
— Как?
— Вы много всего рассказывали. У вас были красивые платья. Девчонки всегда ждали, в каком платье вы придёте. Нам хотелось жить как вы.
Как я. Когда они хотели жить как я, я жила в одном из трёх домов убитого военного городка рядом с посёлком леспромхоза. У меня был миксер, фен, пылесос, постельное бельё и журналы «Вокруг света». Красивые платья я шила вечерами на подаренной бабушками на свадьбу машинке.
Ключом, открывающим наглухо закрытые двери, могут оказаться фен и красивые платья. Если очень захотеть".

"Мнe двaдцать тpи. - 967601232760
__________
Автор поста: Ирина Лисовая

#эссе #овоспитаниидетей
#ириналисовая #литсалон

Комментарии 339

Светлана Довнар (Неборская)
Светлана Довнар (Неборская)
ответила Галине
Стыдно было говорить, что мало получают. Нагрузку брали побольше. О деньгах не говорили. Мамины родители помогали. Держали хозяйство, с пенсии собирали.
25 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Карандашева(Шкавро)
    Галина Карандашева(Шкавро)
    Мы свою "Тасиферну" боялись больше родителей. Для нее не существовало разницы, чьи дети, -строга была и требовательна. И уважали мы ее за ее дисциплину и справедливость. А уж за то, что свою преданность к предметам, -русский язык и литература, -благодарны по сей день! Меня только "напрягало" ее отношение ко мне лично. Думала:почему она меня "гоняет" больше других? И только спустя годы, встретившись с ней в очередной раз, случайно, она "исповедалась":" Я знала, что ты способна на бОльшее, вот и хотела, чтобы ты не расслаблялась".Тогда еще мои стихи печатались только в районке."Я все твои публикации вырезаю, храню. Жду, когда ты обо мне напишешь, тогда и умру спокойно".И я ей ответила"Таисия Фёдоровна, если так, то я не буду писать о Вас никогда, чтобы Вы жили долго! " Прошло еще время, и я услышала, что она тяжело больна, и ее сыновья ждут, что она уже обречена... И я написала... Нашей "Тасиферны"-Сагуновой ...ЕщёМы свою "Тасиферну" боялись больше родителей. Для нее не существовало разницы, чьи дети, -строга была и требовательна. И уважали мы ее за ее дисциплину и справедливость. А уж за то, что свою преданность к предметам, -русский язык и литература, -благодарны по сей день! Меня только "напрягало" ее отношение ко мне лично. Думала:почему она меня "гоняет" больше других? И только спустя годы, встретившись с ней в очередной раз, случайно, она "исповедалась":" Я знала, что ты способна на бОльшее, вот и хотела, чтобы ты не расслаблялась".Тогда еще мои стихи печатались только в районке."Я все твои публикации вырезаю, храню. Жду, когда ты обо мне напишешь, тогда и умру спокойно".И я ей ответила"Таисия Фёдоровна, если так, то я не буду писать о Вас никогда, чтобы Вы жили долго! " Прошло еще время, и я услышала, что она тяжело больна, и ее сыновья ждут, что она уже обречена... И я написала... Нашей "Тасиферны"-Сагуновой Таисии Федоровны, много лет уже нет, а я все еще в неоплатном долгу перед нею...
    " Первой учительнице"
    Невосполнимой памяти удел.. Ах, как она гордиться мной хотела! Есть у сознания, видимо, предел, который в суете я проглядела. Все собиралась книжку отвезти, ей рассказать о планах грандиозных, по сетовать:культура не в чести;былое вспомнить, -да теперь уж поздно... Нет, к счастью, она еще жива, лишь разум бродит в темных закоулках.. И плакать поздно:каюсь, не права, -стенанья гаснут в коридорах гулких. Она читать учила и писать, в литературу двери мне открыла. Коль сочинения, -только лишь на "5"! Она меня стихами " заразила".И вот судьбы безжалостный удар! Скорбя,пред Вами земно преклониться... Сжигает душу совести пожар... Прощенья просит Ваша ученица.. "
    25 окт 2024
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Карандашева(Шкавро)
    Галина Карандашева(Шкавро)
    ответила Надежде
    Кабы только основной работой, а то отчетами и планов громадьем...
    25 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Екатерина Косыгина
    Екатерина Косыгина
    Прошло два года, контакт был налажен. В конце мая у меня день рождения, а в это время мы отправились в турпоход с ночёвкой. В шесть утра я выползла из палатки и обомлела:она вся была покрыта огромными ветками свежей сирени ещё с капельками росы.
    Пыталась найти инициаторов, но безуспешно...
    25 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Светлана Листова
    Светлана Листова
    ответила Губанову
    Да! Это так! ❤️))))))))
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Елена Ковтун (Батрак)
    Елена Ковтун (Батрак)
    Самое ужасное, когда дети родятся у тех, кому они не нужны. Сейчас это тоже не редкость. Если попадётся вот такой учитель, это хорошо. Но семья многое сводит на нет... Редко выходят в люди вот такие ваньки...
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валентина Симоненко
    Валентина Симоненко
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валентина Симоненко
    Валентина Симоненко
    Прочла- будто прожила своюжизнь по второму кругу,много схожего.
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Татьяна Сидоренко (Сумина)
    Татьяна Сидоренко (Сумина)
    Эх, как сейчас не хватает нашим внукам таких учителей... Но☝️ они есть, и это вселяет надежду, что наши внуки не потерянное поколение...
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Ольга Полудкина (Зубарева)
    Ольга Полудкина (Зубарева)
    К большому сожалению, сейчас таких УЧИТЕЛЕЙ очень мало, много таких, которые перед детьми "включают начальника", вместо того, чтобы быть им наставниками и действительно учить их... Просто теперь в школе не учат, а оказывают услуги и дети теперь не ученики, а "обучающиеся"(... А это очень плохо!(((
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Елена Моторина
    😍
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Екатерина Косыгина
    Екатерина Косыгина
    Слова-то какие мерзкие:оказание услуг, обучающиеся...
    Для нас были дети, ученики, ребята, ребятишки.. А если хотела подчеркнуть важность сообщения, то обращалась Мужики. Почему-то на них это действовало без промаха. Даже льстило.. Мы, старое поколение, прошло через огонь и воду, но не сдались и прожили этой насыщенной жизнью по 40-50 лет. Спасибо судьбе.
    26 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Людмила Шавандина (Маржелян)
    Людмила Шавандина (Маржелян)
    Рассказ как сказка, давно уже нет таких учителей, все больше оскорбить учеников, унизить, но не обучать. Перевелись Макаренки безвозвратно 🙏
    27 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Люба Михайлова
    Люба Михайлова
    ответила Людмиле
    Зачем вы так, это мы родители своих детей должны воспитывать , ох не просто с ними работать учителю.
    29 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Людмила Моисеева (Чуклинова)
    Людмила Моисеева (Чуклинова)
    ответила Тане
    Все равно, надо быть добрыми, а главное - справедливыми с детьми.
    30 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Ольга Новикова (Борисова)
    Ольга Новикова (Борисова)
    Не поняла, кем сейчас работает.. Какие-то иностранные слова..
    30 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Елена Рассолова)) Дормидонтова
    Елена Рассолова)) Дормидонтова
    31 окт 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Алевтина Чеботкова (Язева)
    Алевтина Чеботкова (Язева)
    Спасибо! Пока читала, вспомнила о начале своей педагогической деятельности. Мне дали 7-й класс, учащихся 37 человек. И я была то ли 5-м, то ли 6-м классным руководителем. После объявления, что буду у них классным руководителем и вести географию, мальчишка спросил: а надолго я приехала. Ответила: я не знаю. И добавила: давайте договоримся так: сегодня останемся после уроков, чтобы выбрать актив класса, т.е. мне помощников для составления плана работы на четверть. Вопрос: а если не останемся? Мой ответ: тогда пишу заявление об увольнении, и уезжаю обратно. Отошла к окну: смотрю на улицу. В классе наступила полная тишина. Вдруг 1 мальчик говорит: ребята, хватит играть, остаёмся. К сожалению, через 2 года, я вынуждена была уехать. Но 1 встреча уже с красивой девушкой всё-таки состоялась...
    2 ноя 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Елизавета Рожкова-Плахтеева
    Я потрясена рассказом:жизненный,хорошо написан,завораживает,прочла на одном дыхании со слезами,доброта,любовь педагога растрогала.
    3 ноя 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Anna Sonne
    Anna Sonne
    Мне так понравился этот рассказ.
    Как то правдиво. И грустно.
    30 ноя 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Литературный салон "Страницы книг"

    Литературный салон "Страницы книг"

    ЛентаТемы 93 661Фото 178 668Видео 379Участники 497 343
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 93 661
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться