Кража книги — преступление специфическое, с налетом романтизма. Особые роль и статус книги сформировали к нему более снисходительное отношение, чем ко всем прочим хищениям. Многие скрывают тайную тягу к присвоению библиотечных книг эвфемизмами «забыл сдать», «оставил себе».
Богослов, педагог, серьезный коллекционер — может ли такой человек быть книжным вором? Еще как может, и не только вором, но и грабителем, и даже жестоким убийцей. Например, именно таким набором преступлений прославился пастор Иоганн Георг Тинниус. Мотивом его злодеяний была не нажива, а библиомания — болезненная страсть к книгам.
А вот книжные воры, которые не «по любви», а «за деньги», чаще действовали не жестоко, а беззастенчиво. Скажем, работавший в России немецкий доктор философии и словесных наук Христиан Фридрих Маттеи имел безупречную репутацию серьезного ученого и честнейшего человека, покуда в 1789 году Николай Карамзин не узрел в дрезденской библиотеке список трагедии Еврипида и не припомнил, что уже видел ее в Москве. Но сам факт кражи был доподлинно установлен только через сто лет, когда выяснилось, что Маттеи присвоил и выгодно перепродал около 60 палеографических редкостей из российских библиотек.
Доктор богословия Алоизий Пихлер, работающий сверхштатным библиотекарем в Публичной библиотеке Петербурга. За три года усердных трудов (1869–1871) он получил орден Станислава II степени и 4,5 тысячи украденных книг впридачу. Добычу выносил в сюртуке с потайным карманом-мешком изнутри, для пущей конспирации круглый год носил широкополое пальто. Дотошный библиограф Собольщиков изобличил его, прибегнув к уловке: попросил швейцара почистить дорогому гостю запылившийся макинтош — и в нем обнаружили «Сочинения святого Амвросия» 1686 года издания.
Не менее дерзок был Джеймс Орчард Холливел — одурачивший библиофильское сообщество 18-летний хлыщ, выпускник престижнейшего Тринити-колледжа в Оксфорде. Звезда Холливела взошла в 1839 году, когда он, принятый в Общество антикваров и Королевское сообщество, начал потихоньку таскать из альма-матер ценные манускрипты и продавать на аукционе Сотби. Изгнанный из научного общества и разоблаченный прессой, Холливел упорно отрицал вину, и дело было замято. Полностью расследована эта неловкая история была только в 1948 году; журналист «Лайрери» констатировал: «Сделав все, чтобы подвергнуть этот факт сомнению, я вынужден подтвердить, что он крал рукописи из колледжа».
Воровство процветало не только среди алчных сотрудников библиотек, но и среди одержимых коллекционеров, поймать которых было значительно сложнее. Так, описывая богатейшее собрание библиоредкостей купца-старообрядца Алексея Хлудова, выдающийся книголюб Андрей Попов совмещал полезное с приятным: втихаря присваивал хлудовские экземпляры.
Воруя друг у друга, библиофилы шли на всяческие ухищрения. Заказывали кражи нужных книг домушникам-профессионалам. Входили в сговор с продавцами книг вразнос, которые покупали краденый товар (на жаргоне он назывался «темным»). Для подмены книг иногда переклеивали обложки или помещали блок более ценного издания в переплет менее ценного.
Нельзя сказать, чтобы с воровством книг не боролись, — иной раз даже войны за прибыль проходили под эгидой борьбы за чистоту книготорговли. В первом десятилетии прошлого века крупные книготорговцы воевали с мелкими букинистами. Акулы вроде Луковникова и Карбасникова подозревали букинистов в торговле крадеными книгами и призывали не давать скидок на закупку книжных новинок тем, кто не состоит в Обществе книгопродавцев. Тогда, мол, букинисты перестанут их брать, и сразу станет ясно, что всякое всплывшее в букинистике новое издание — ворованное.
Еще одна категория книжных воров — это те, кто одалживал книги и попросту предпочитал не возвращать. В очерке 1843 года журналист Николай Иванчин-Писарев дал им определение зачитывальщики и возмущенно констатировал: «Не истратив ни рубля на свое образование, они и библиотеки свои составляют даром».
Невозвращение вроде как бы и не воровство? Об этом рассуждал еще Михаил Михайлов в эссе «Старые книги» (1854): «Гривенник, который у вас заняли, постараются вам при первом случае отдать; книгу же... ведь книга не деньги, хоть и стоит их. „NN не платит мне долга” — нехорошо. „NN зачитал мою книгу” — ничего. <…> Ни на одном языке нет слова, которое выражало бы так грациозно понятие, заключающееся в слове зачитать».
Помимо пронырливых друзей, книги частенько заныкивали слуги в качестве «прибавки к жалованию». Тот же Иванчин-Писарев однажды не досчитался трех томов Шатобриана и двух — герцогини д'Абрантес. А через месяц обнаружил их в лакейских вещах. В покаянной речи слуга объяснял: «Виноват, я надеялся, истратив годовое жалование, иметь что-нибудь в запасе. Знай, что за каждый том я могу выпить стаканчик».
В 1990-е годы мировой знаменитостью стал американец Стивен Блумберг по прозвищу Книжный Бандит. Для составления коллекции из 23 600 изданий с целью «спасения книжных редкостей от заговора государства» этот шизофреник-клептоман обобрал 286 университетов, магазинов и библиотек. Долгие годы курсируя по США и Канаде, Блумберг испробовал множество способов стащить приглянувшийся томик: подделывал пропускные документы, подбирал ключи к ящикам и дверям, заменял библиотечные штампы собственными, нанимался уборщиком, проникал в книгохранилища через шахты лифтов и вентиляционные люки.
В те же годы два оборотистых испанца, преподаватель и священник, выкрали 466 книжных раритетов у епархии Заморы и за хорошие деньги порадовали американских и европейских библиофилов.
Дэниэль Шпигельман за три месяца обчистил библиотеку Колумбийского университета на 1,8 млн долларов, прячась днем в лифтовой шахте, а ночью демонтируя и затем заново закладывая стену. Писатель и сценарист Густав Хэсворд присвоил 800 книг из 77 калифорнийских библиотек.
Не так прибыльно, но столь же беззастенчиво орудуют отечественные книжные воры. В советское время практиковалась хорошо отработанная технология кражи из районных библиотек: незаметно выбросить книгу из окна, а потом выйти и подобрать. Неспроста во многих библиотеках затем поставили оконные решетки. Похитители книг старались раздобыть каталоги с указателями книгохранилищ, тщательно изучали путь перемещения изданий от книжной полки до стола выдачи, переснимали на кальку схемы расположения штампов на контрольных листках для выхода из библиотеки.
В 1994 году из Российской национальной библиотеки было похищено 89 древних манускриптов. Другой памятный случай произошел в 2008 году: ловкач из Краснодарского края больше чем на два миллиона обокрал московский букинистический магазин.
Известны и парадоксальные случаи книжных краж. Так, воровство иногда было единственным способом спасти книгу от уничтожения цензурой. Типографские работники или их знакомые выхватывали из-под ножа и прятали несколько экземпляров крамольного издания. Памятный пример — 15 экземпляров радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву», украденные из типографии букинистом-книгоношей и проданные знаменитому библиофилу Петру Ефремову.
Другая история случайного спасения связана с деятельностью архимандрита Порфирия (Успенского). Работая в монастырских библиотеках Афона, крупный ученый-византолог, случалось, изымал листы с автографами из греческих рукописей. Затем Афонский монастырь Святого Павла сгорел — и его библиотечное собрание известно только по изъятому оттуда и тщательно описанному Порфирием. Это собрание сейчас хранится в петербургской Публичной библиотеке.
Невольными апологетами книгокрадства подчас становятся писатели. В художественной литературе это выглядят зачастую привлекательнее, чем в реальности. Но не от красот изящной словесности, а из-за фиксации многообразия мотивов хищения. Вспомним, например, эпизод из «Бедных людей» Достоевского, в котором Варенька утаскивает книгу из личной библиотеки Покровского с наивной целью лучше узнать и понять человека, к которому неравнодушна.
Иной мотив — в творчестве Шукшина: воровство книг интерпретируется как специфический способ приобщения к культуре. Иван Попов из рассказа «Гоголь и Райка» крадет тома из школьного книжного шкафа; Пашка Колокольников из киноповести «Живет такой парень» стянул из генеральской библиотеки книгу об отношениях полов.
Нельзя не упомянуть здесь и роман Маркуса Зусака «Книжный вор», где похищение книг оборачивается утешением в чтении. Книга всегда ищет оправдание любого способа интереса к себе — кроме уничтожения.
История книги, помимо прочего, это еще и изобретение способов ее охраны. В Средние века переплеты приковывались цепями к книжным полкам и столам для чтения, а для пущей верности кропились святой водой. Их так и называли — catenati libri (лат. «прикованные книги»). Бытует заблуждение, будто бы так оберегали самые ценные тома. Однако сковывали в основном книги, наиболее востребованные читателями.
Комментарии 14
Все в прошлом.
Чтобы немного разгрузить квартиру, в три библиотеки, отвозили книги по предварительной договоренности.
Оставили самые любимые.
Я сразу оценила ее за удобство найти нужный абзац.
Одно плохо, что человек полагаясь на нее ,мало утруждает свой мозг
Опираясь на ,,костыль" можно разучиться ходить.
Салтыков-Щедрин...