Фильтр
Иван Крамской — художник, который изменил русскую живопись
Есть художники, которые украшают мир. А есть такие, которые задают ему неудобные вопросы. Иван Крамской принадлежал ко второй категории — редкой, требовательной и необходимой Его интересовало не «красиво», а «истинно». Потому в каждой его работе чувствуется не столько вдохновение, сколько внутренняя дисциплина — желание увидеть человека без украшений и защиты О нем и его творчестве я узнала благодаря картине «Русалки», эссе о которой стало самым читаемым в моем блоге. Эта работа буквально пленила меня, и не написать о ней я не могла. А после знакомства с другими сюжетами Иван Крамского невозможно не рассказать о нем самом Россия 1860–1870-х годов для людей той эпохи изменилась до неузнаваемости. После отмены крепостного права в обществе возникла новая сила — образованная русская интеллигенция, требующая правды, знаний и ответственности Искусство уже не могло быть только салонным украшением: оно становилось пространством для разговора о человеке и его месте в мире. Крамской оказался в ц
Иван Крамской — художник, который изменил русскую живопись
Показать еще
  • Класс
«Русалки» — картина, на которую невозможно смотреть долго
После покупки этой картины Павел Третьяков жаловался, что, находясь рядом с ней, ощущает странную усталость и тревогу. Посетители галереи говорили, что невозможно долго смотреть на «Русалок» — взгляд «проваливается в воду». А охранники рассказывали о ночных звуках и прохладе, будто из самой картины веет ветром Однажды кто-то посоветовал перевесить работу в более тёмный угол, потому что «русалки не любят яркий свет». После этого, говорят, «они успокоились» Конечно, это просто занятные легенды, но они лишь усиливают ауру пограничности: картина как будто существует «между» — между искусством и мифом, между светом и тьмой. И пройти мимо этой картины я никак не могла. Вот ее история... В 1871 году Иван Крамской написал одну из самых загадочных картин русской живописи XIX века (почитать о личности художника и его вкладе в русскую живопись можно здесь) Летом того года он работал в имении графа Строганова в селе Хотень, на берегах Сейма, где ночи были длинными и туманными. В одном из писем худ
«Русалки» — картина, на которую невозможно смотреть долго
Показать еще
  • Класс
«Молодая мученица» — картина, перед которой Париж замолчал
В середине XIX века французский художник Поль Деларош показал публике работу, которая вызвала редкое для Парижа чувство — благоговейную тишину. А у некоторых даже желание встать на колени и молиться На Салоне 1855 года зрители замирали перед холстом, где в тёмной воде Тибра покоилось тело молодой женщины. Это была «Молодая мученица» — картина, выражавшая традицию католического сентиментализма и ставшая одной из самых обсуждаемых в карьере Делароша Поль Деларош (1797–1856) — художник, известный своими историческими и религиозными сюжетами. Он писал сцены из античности, Библии и европейской истории, где герои оказывались в момент нравственного выбора или трагедии. Кстати, вы точно видели Наполеона и Петра I его авторства Но ближе к концу жизни Деларош устал от театральных сцен и пафоса. «Молодая мученица» стала для него переходом к более личному, почти интимному искусству — не о событиях, а о чувствах Картина была написана около 1853–1855 годов и выставлена на Парижском Всемирном салоне.
«Молодая мученица» — картина, перед которой Париж замолчал
Показать еще
  • Класс
Она умерла в 23, но стала вечной: тайная любовь и муза Сандро Боттичелли
Говорят, что Боттичелли всю жизнь писал одну и ту же женщину На его картинах меняются боги, аллегории, святые, но женское лицо — почти одно и то же — светлые волнистые волосы, высокий лоб, плечи, будто слишком хрупкие для тела. И взгляд часто не на зрителя, а куда-то в сторону, как будто она вообще не отсюда Кто эта женщина? Есть красивая легенда, и ее можно принять как ответ — это Симонетта Веспуччи, самая красивая девушка Флоренции и великая любовь художника. Ранняя смерть забрала ее у этого мира, но Боттичелли дал ей вечную славу на своих полотнах Но если слушать историков и искусствоведов, то всё сложнее. Мне было любопытно разобраться В этой версии всё очень кинематографично Флоренция, вторая половина XV века. На дворе Медичи — самые богатые и влиятельные люди города. Живут красиво, проповедуют красоту, покупают красоту и политически управляют красотой В их круг попадает юная Симонетта Каттанаэо, девушка из генуэзской знати (да, она не была бедной Золушкой и это важно). Её выдают
Она умерла в 23, но стала вечной: тайная любовь и муза Сандро Боттичелли
Показать еще
  • Класс
Как Иуда испортил желтый: трагедия цвета в западной культуре
Вы когда-нибудь задумывались, почему у жёлтого настолько дурная репутация? В религиозных сценах им обозначали Люцифера и его прислужников. В Средние века в некоторых европейских городах жёлтым красили дома предателей и еретиков, чтобы позор был виден издалека. Проституток заставляли носить жёлтые ленты или платки — отличительный знак их падения Позже — жёлтые билеты, жёлтые звёзды, жёлтая пресса, жёлтый дом. Жёлтые тюльпаны — и те оказываются вестниками разлуки, а у Булгакова Маргарита «несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы». Даже природа играет в ту же игру: ядовитые существа — осы, змеи, жабы — часто носят жёлтую окраску опасности Кажется, у этого цвета просто нет шансов на оправдание. Когда-то он означал божественный свет, но к XIV веку трансформировался предательство — именно в жёлтый художники одели Иуду на фресках и алтарных образах Как это случилось? Почему из всех цветов именно жёлтый оказался изгнан из рая? Я попробовала провести свое культурное расследование п
Как Иуда испортил желтый: трагедия цвета в западной культуре
Показать еще
  • Класс
Свобода не там, где мы привыкли ее искать
Сегодня все говорят о свободе — свободе слова, выбора, передвижения, самовыражения. Многие требуют её как нечто должное по факту рождения. Но часто за этим требованием скрывается не стремление к действию, а желание снять с себя ответственность Мы кричим о свободе, но редко готовы платить её настоящую цену — способность отвечать за последствия своих выборов Проще считать, что всё решают обстоятельства: правительство, эпоха, чужие связи, экономика, родители. Кто угодно — только не я. Так человек незаметно становится рабом внешнего мира. Он отказывается от силы влиять и взамен получает удобную роль жертвы В то время как настоящая несвобода начинается именно с этой мысли: «От меня ничего не зависит» Эпиктет: «Желающее того, что зависит от него, — свободно; желающее того, что не зависит — раб» Ответственность — это то, что возвращает человеку власть над собственной жизнью. Когда человек перекладывает ответственность, он теряет даже возможность выбирать. Без неё свобода превращается в иллюзи
Свобода не там, где мы привыкли ее искать
Показать еще
  • Класс
Почему дети на старинных картинах выглядят как взрослые — и что это говорит о нас
Сегодня нам кажется естественным, что у ребёнка есть детство — время игры, тепла и любопытства. Но ещё каких-то триста лет назад ребёнок не имел ни голоса, ни своего места среди людей Когда-то этого слова даже не существовало. В античных городах дети были «незавершёнными взрослыми», в Средние века — «маленькими грешниками», а на иконах Христос-младенец выглядел как старец. Только к XVIII веку человек впервые понял: ребёнок — это не заготовка, а отдельный мир. Понадобились тысячелетия, чтобы мы научились видеть в ребёнке человека Через искусство можно проследить, как менялось наше представление о детстве — и как мы едва его обретя, тут же потеряли А теперь представьте, что вы живёте в мире, где у ребёнка нет имени до семи лет… В античном мире детство не имело собственного смысла. Греческое слово pais означало и «ребёнок», и «раб», и «ученик» — так или иначе это было существо без прав Младенцы, особенно девочки или больные, часто подвергались экспозиции — их оставляли у городских стен и
Почему дети на старинных картинах выглядят как взрослые — и что это говорит о нас
Показать еще
  • Класс
Он рисовал депрессию, пока она его не покинула: как Одилон Редон создавал символизм
В 1879 году на выставке в Галерее Лакасса́нь в Париже зрители были шокированы литографией, на которой огромный глаз парит в небе, словно солнце. Газета Le Voltaire писала, что некоторые посетители «перекрестились от страха, решив, что художник изобразил само Око Бога» Позднее критики сделали этот образ символом «всевидящего разума» и возможной аллюзией на масонское Око Провидения. Сам автор картины никогда это не подтверждал, но в дневнике отмечал: «Этот глаз – всё, что смотрит на меня, когда я пишу» Со временем литография этого художника обрела почти культовый статус: художники-символисты называли её «иконой внутреннего взора». Речь идет об Одилоне Редоне — художнике, которого называли «мастером неведомых миров» Но прежде чем я покажу вам то самое Око Бога, давайте посмотрим на поздние работы Редона, чтобы дальше еще более ощутим был контраст Теперь вы готовы увидеть начало так называемого Черного периода Одилона Редона и ту самую картину, с истории о которой я начала это эссе. Надеюс
Он рисовал депрессию, пока она его не покинула: как Одилон Редон создавал символизм
Показать еще
  • Класс
Не пытайтесь повторить: 7 дерзких и виртуозных ограблений музеев в истории
Ограбления музеев — это особый жанр преступлений, где сталкиваются страсть к прекрасному, человеческая алчность и хрупкость культурной памяти. Каждая украденная картина — это не просто потеря денег, это кража части человеческой истории И если современные фильмы вроде «Девушка с татуировкой дракона» или «Ограбление по-итальянски» лишь романтизируют идею «утончённого вора», то реальные истории — куда драматичнее В последние несколько дней весь мир буквально замер, СМИ сообщили о дерзком ночном налёте на Лувр. Подробности до сих пор засекречены, но известно, что преступники проникли через служебный вход, вырубив часть системы видеонаблюдения Украдено несколько произведений малых мастеров XVII–XVIII веков и редкие ювелирные миниатюры, находившиеся на временной экспозиции. И хотя ущерб не идёт в сравнение с легендарной кражей «Моны Лизы», сам факт взлома крупнейшего музея мира вызвал шок: Лувр — символ безопасности и совершенства музейной системы Но эта история лишь продолжает длинную цепоч
Не пытайтесь повторить: 7 дерзких и виртуозных ограблений музеев в истории
Показать еще
  • Класс
Показать ещё