Фильтр
Мотолыга: почему старый советский тягач МТ-ЛБ круче современных танков и вездеходов
В мире советской военной техники есть машины известные (как танк Т-34), есть грозные (как «Тополь-М»), а есть «Мотолыга». Официально она называется скучно: МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Но в войсках и на «гражданке» этот индекс почти не используют. Эмтээлбэшка, Мотолаба или ласковое «Мотолыга» – так зовут машину, которая вот уже 60 лет ползает там, где встают хваленые джипы и тонут современные танки. Почему эта старая советская коробка на гусеницах стала легендой, пережила развал СССР и до сих пор воюет, бурит скважины и возит геологов? Давайте разбирать феномен. Главный секрет популярности МТ-ЛБ кроется не в пушке или броне, а в её уникальной проходимости. Представьте: машина весит почти 12 тонн (в снаряженном состоянии). Кажется, что такая махина должна уходить в грязь по самую башню. Но конструкторы Харьковского тракторного завода (где создали машину в 60-х) совершили чудо. Благодаря широким гусеницам вес распределяется настолько эффективно, что удельное давление
Мотолыга: почему старый советский тягач МТ-ЛБ круче современных танков и вездеходов
Показать еще
  • Класс
Почему я никогда не ставлю «диоды» в старые фары (дело не только в слепящем свете).
«Михалыч, посмотри, свет стал какой-то тусклый, может, лампочку посильнее воткнуть?» – с этого вопроса у меня начинается каждый второй разговор с клиентом. Многие думают, что проблема решается покупкой самой дорогой лампы, а другие наоборот – пытаются сэкономить, покупая «кота в мешке» с разборки. Как механик со стажем, разложу все по полочкам: какие фары реально светят, когда их пора выкидывать, и за какой тюнинг можно лишиться прав. Три типа фар: на чем ездим? Чтобы попасть в яблочко при выборе, нужно понимать, что вообще стоит у вас под капотом (точнее, перед ним). 1. Галоген (старая добрая классика) Это то, что стоит на 80% машин старше 5 лет. Как работает: нить накаливания, как в лампочке Ильича. Плюсы: дешево, надежно, греет фару (зимой не обмерзает). Замена лампы – 5 минут и 300 рублей. Минусы: свет желтоватый, служит недолго (около 500-800 часов), яркость так себе. 2. Ксенон (HID) Это уже про «дорого-богато» нулевых и десятых годов. Как работает: светится электрическая дуга в
Почему я никогда не ставлю «диоды» в старые фары (дело не только в слепящем свете).
Показать еще
  • Класс
Сталинский «Кадет»: как трофейный Opel стал первым народным «Москвичом» (и при чем тут Буратино)
Послевоенная Москва. Страна восстает из руин, а по улицам ездят трофейные иномарки и тяжелые правительственные лимузины. Простой инженер или рабочий мог только мечтать о личном транспорте. Но в 1946 году произошло событие, перевернувшее историю советского автопрома: появился он – «Москвич-400». Многие называют его точной копией немецкого Opel Kadett K38. Но так ли все просто? Давайте разберемся, как создавался первый автомобиль, который (пусть и условно) мог купить обычный советский гражданин. Идея «малолитражки для всех» возникла еще до войны. В 1940 году завод имени КИМ пытался выпустить модель КИМ-10 (по мотивам Ford Prefect). Но товарищ Сталин машину раскритиковал: ему не понравились две двери и старомодные фары. Вождь хотел четыре двери, как у немцев. Война поставила крест на проекте КИМ, и к идее вернулись только в 1945-м. После Победы в Германии оказался советский «десант» инженеров. Их внимание привлек Opel Kadett K38 – простая, надежная и дешевая машина концерна General Moto
Сталинский «Кадет»: как трофейный Opel стал первым народным «Москвичом» (и при чем тут Буратино)
Показать еще
  • Класс
Почему Сталин обрезал «Победе» цилиндры: история легендарного ГАЗ-М20
Советский автопром принято ругать, но ГАЗ-М20 «Победа» – это тот случай, когда ругать не за что. Это был настоящий прорыв. Машина, которая не догоняла Запад, а шла с ним вровень, а кое-где и обгоняла. Представьте: 1946 год, пол-Европы лежит в руинах, а в СССР выходит автомобиль с футуристическим дизайном «бескрылого» типа, которого еще не видели даже в США. Как создавали легенду под бомбежками, что на самом деле сказал Сталин при просмотре и почему этот автомобиль уважали английские автокритики – в этом коротком обзоре. История «Победы» началась в самое неподходящее время. Февраль 1943 года. Только закончилась Сталинградская битва, исход войны уже ясен, но до конца еще далеко. А главный конструктор ГАЗа Андрей Липгарт уже докладывает в Москве о новой легковой машине. Работали в нечеловеческих условиях. Летом 1943 года люфтваффе совершили 25 налетов на Горьковский автозавод. Цеха лежали в руинах, конвейер остановился, было уничтожено 6000 единиц оборудования. Конструкторы чертили «маши
Почему Сталин обрезал «Победе» цилиндры: история легендарного ГАЗ-М20
Показать еще
  • Класс
Царский лимузин, который мог купить обычный советский человек: история ГАЗ-12 ЗИМ
В СССР существовала жесткая автомобильная иерархия. Вождям – бронированные ЗИСы, народу – «Москвичи», а номенклатуре средней руки полагался он – ГАЗ-12 ЗИМ. Это был самый демократичный из недоступных автомобилей. Уникальный случай в истории: лимузин представительского класса официально продавался в частные руки. Цена кусалась – 40 000 дореформенных рублей (при цене «Победы» в 16 000), но теоретическая возможность владеть «членовозом» будоражила умы. Почему ГАЗ-12 ЗИМ считают инженерным чудом и какие тайны скрывает «советский Паккард»? Разбираем технические нюансы легенды. Принято считать, что ГАЗ-12 – это копия американского Packard Clipper 1947 года или Cadillac 61. Внешнее сходство действительно есть: в то время «детройтское барокко» диктовало моду всему миру. Но внутри это абсолютно оригинальная советская разработка. Packard Clipper Главный конструктор Андрей Липгарт совершил невозможное. Ему поручили сделать 6-местный лимузин, но запретили использовать раму, чтобы не утяжелять маш
Царский лимузин, который мог купить обычный советский человек: история ГАЗ-12 ЗИМ
Показать еще
  • Класс
За какие лампочки водителя сделают пешеходом, а за какие – просто оштрафуют
Помните старые добрые времена, когда пределом тюнинга была «розочка» на рычаге КПП да противотуманки с желтыми стеклами? Всё было по ГОСТу, и голова не болела. А сейчас? Выезжаешь вечером на дорогу — как будто на новогоднюю дискотеку попал. У одного синим слепит, у другого красным мигает, у третьего стопы тонированы «в гудрон». Многие водители (особенно молодые «самоделкины») даже не догадываются, что за такую красоту можно натурально лишиться прав. Давайте-ка разберем эту «световую азбуку» по полочкам с точки зрения закона, чтобы не пришлось краснеть перед инспектором и хвататься за валидол. Начнем с самого страшного. Есть железное правило, написанное кровью (и КоАП): Спереди: только белый, желтый или оранжевый свет. Сзади: красный (габариты, стопы) и желтый (поворотники). Исключение – белый свет для подсветки номера и заднего хода. Если вам пришла в голову идея вкрутить красные лампочки в габариты или, упаси боже, в фары – сушите весла. Инспектор даже слушать не будет про «стиль» ил
За какие лампочки водителя сделают пешеходом, а за какие – просто оштрафуют
Показать еще
  • Класс
Почему шофёры СССР считали ЗИЛ-130 лучшим грузовиком эпохи. Люди спорят до сих пор
ЗИЛ-130 вспоминают не просто с теплой ностальгией, а с профессиональным уважением. Для советского шофера пересесть на 130-й было равносильно тому, как современному офисному работнику сменить старый стул на ортопедическое кресло бизнес-класса. Это был не просто грузовик, а первая в СССР машина, где о комфорте человека подумали не в последнюю очередь. Разберем по пунктам, за что «Зилок» стал легендой и почему его ставили выше вечного конкурента ГАЗ-53. После спартанского ЗИЛ-164, где водитель боролся с машиной всю смену, 130-й казался космическим кораблем. Конструкторы вдохновлялись американским дизайном (в чертах угадывался Dodge 1950-х), но создали свой уникальный продукт. Что именно влюбило в себя водителей: Панорамное стекло. Обзорность стала эталонной. Водитель наконец-то видел всё. Простор. В кабину свободно садились три взрослых мужика. Причем зимой, в ватниках, не толкаясь локтями. Микроклимат. Мощная печка грела на совесть, а вентиляция (включая люки в крыше) спасала в жару. С
Почему шофёры СССР считали ЗИЛ-130 лучшим грузовиком эпохи. Люди спорят до сих пор
Показать еще
  • Класс
Степень сжатия или компрессия? Почему от этой ошибки зависит жизнь мотора (и выбор бензина)
Многие водители и даже некоторые механики используют термины «степень сжатия» и «компрессия» как синонимы. Это ошибка, которая может стоить вам денег – как на ремонте, так и на заправке. Да, оба параметра про «сжимание» смеси в цилиндрах. Но на этом сходство заканчивается. Чтобы ваш мотор жил долго, давайте раз и навсегда разберем разницу между геометрией и реальным здоровьем двигателя. Степень сжатия: чистая геометрия Степень сжатия – это параметр, который заложил инженер на заводе. Он неизменен (если не лезть в «железо» с тюнингом). Это цифра в техническом паспорте. Простыми словами, это отношение полного объема цилиндра (когда поршень внизу) к объему камеры сгорания (когда поршень в самом верху). Суть: показывает, во сколько раз сжимается смесь. Единица измерения: безразмерная величина. Обозначается просто числом (например, 10). Хотя часто пишут как пропорцию 10:1, математически вернее просто 10. Цифры: – Бензиновые атмосферники: 8–12. – Двигатели Mazda SkyActiv: до 16 (технологиче
Степень сжатия или компрессия? Почему от этой ошибки зависит жизнь мотора (и выбор бензина)
Показать еще
  • Класс
5 самых быстрых кораблей СССР: от «Золотой рыбки» до «Каспийского монстра»
Всего за 30 лет советские инженеры совершили технологический рывок, увеличив скорость на воде с 80 до 500 км/ч. Это была не просто гонка за рекордами, а вопрос выживания в Холодной войне. Что заставляло металл летать над волнами и какие проекты СССР до сих пор вызывают изумление у западных экспертов? Мы отобрали «большую пятерку» рекордсменов советского флота: над водой, под водой и на границе двух стихий. 1. «Голубой крейсер»: лидер эсминцев «Ташкент» В 1930-е годы в морских штабах мира царила доктрина: эсминцы должны быть быстрыми, чтобы проводить молниеносные атаки. Вершиной этой концепции в советском флоте стал лидер «Ташкент». Построенный по заказу СССР в Италии, он выделялся не только изящными обводами, но и необычным «небесным» камуфляжем, за что моряки прозвали его «Голубым крейсером». Рекорд: на испытаниях корабль водоизмещением более 3000 тонн разогнался до 43,5 узлов (80,6 км/ч). Для классического надводного корабля без подводных крыльев эта скорость и сегодня считается выд
5 самых быстрых кораблей СССР: от «Золотой рыбки» до «Каспийского монстра»
Показать еще
  • Класс
Дизель уже не тот: посчитал реальную цену 1 км пути и прослезился
Почти год назад жена пересела на Hyundai Santa Fe с дизельным двигателем. Аргументы «за» звучали железно: дизель – это спасение для семейного бюджета, огромный ресурс и смешной расход. Я и сам верил в мантру «дизель берет в долг, но возвращает с процентами», хотя личного опыта владения тяжелым топливом у меня не было. Спустя 30 000 км пробега и одну зиму мой энтузиазм угас. Я достал калькулятор, сравнил расходы с моей бывшей бензиновой машиной и понял: нас обманывают математикой прошлого века. Вот мои расчеты, которые разрушили миф об экономии. Исходные данные: Давид и Голиаф? Для чистоты эксперимента сразу отвечу скептикам: да, я сравниваю разные классы. До этого я ездил на Renault Scenic (1.6 бензин), сейчас в семье Hyundai Santa Fe (2.0 дизель). Кажется, что «Санта» огромный, но внутри разница минимальна. Багажник у «француза» всего на 60 литров меньше (410 л против 469 л), а при сложенных сиденьях Scenic даже выигрывает в объеме. Динамика до 100 км/ч у обоих «овощная» – в районе 1
Дизель уже не тот: посчитал реальную цену 1 км пути и прослезился
Показать еще
  • Класс
Показать ещё