Фильтр
А вы катались в детстве на тракторных санях?
Вот это попавшееся на глаза незамысловатое стихотворение заставило меня в очередной раз вернуться в советское деревенское детство: Тащили в гору кладь соломы Зимой на фермы трактора, А мы, как маленькие гномы, Бросая санки у бугра, Руками в варежках канаты Держали крепко (что есть сил!)… И трактористы мрачновато Кулак казали из кабин. Судя по всему, здесь на тракторных санях осуществляется подвозка школьников. С комфортом!Фото из открытых источников. Ну что, вспомнили такую детскую забаву? В зимнее время в советских колхозах и совхозах наряду с заводскими тракторными телегами-прицепами большое распространение получили самодельные сани-дровни, которые использовали для перевозки различных грузов. На них можно было перевозить любой груз. Фото из открытых источников. Конструкция была довольно проста в изготовлении. Простейшие транспортные сани делали из двух берёз с загнутыми комлями, врубали несколько поперечин, которые закрепляли коваными штырями и скобами. Более профессиональный и дол
А вы катались в детстве на тракторных санях?
Показать еще
  • Класс
Ребята, давайте… ругаться правильно!
Русский язык всегда славился не только своим разнообразием и благозвучием, но и изощрёнными ругательствами, без которых выпустить пар и донести мысль до оппонента не всегда получается - пропадают оттенки эмоций, нюансы смыслов. Со временем эти ругательства стали для россиян культурной традицией (как бы ни странно это звучит!) и получили широкое распространение за пределами нашей страны. Умные люди утверждают, что мат - это не просто ругань, он имеет сакральные свойства, в основе которых лежит нечистая сила. А потому магические ритуалы от сглаза советуют либо помолиться богородице, либо выругаться по матушке. Вот он, великий и могучий! Фото из открытых источников. В языке происходит круговорот мата. Ругательства, как и обычные слова, появлялись и исчезали. Как там у Тютчева? «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся...». Так и здесь. Попробуйте предсказать: какое слово в будущем будут использовать наши пра-пра-правнуки, чтобы смачно выругаться? Вот только современные маты дово
Ребята, давайте… ругаться правильно!
Показать еще
  • Класс
На музыкальной волне: у самовара с Фанни Квятковской
До чего же порой мы небрежно относимся к истории знаковых и некогда знаменитых людей, зачастую теряя после их смерти всю информацию о человеке, а порой даже не обладая таковой при их жизни! И как здорово, что сохранены записи незаслуженно забытых популярных эстрадных исполнителей «того времени»! Как вы уже догадались, сегодня «деревенский дед» за привычным самоваром в очередной раз поностальгирует «на музыкальной ретро-волне»… Обаятельная и талантливая Фанни. Фото из открытых источников. Уверен, что популярный фокстрот «У самовара я и моя Маша…» в исполнении Леонида Утёсова знает каждый из нас. Однако мало кто сходу сможет назвать настоящего автора этого шлягера. А принадлежит он еврейской девушке из Варшавы Фаине Квятковской (урождённая Фейга Иоффе), которая в польский период творческой деятельности была известна как Фанни Гордон (по фамилии отчима). Любопытны как судьба автора, так и главного шлягера её жизни... Родилась она в Ялте в 1914 году. Вскоре отчим, уроженец Польши, перев
На музыкальной волне: у самовара с Фанни Квятковской
Показать еще
  • Класс
Дети в клеточку или серый инкубатор советского детства
Лёгкая промышленность в 1960-ые годы в нашей стране, конечно, функционировала, но всё же заметно отставала от «забугорного» производства. Одной из её отличительных примет являлась скудность и однообразие продукции: одинаковые ткани, принты, фасоны… Фото из открытых источников. Собственно, никто из нас, деревенских жителей, на это не обращал внимание: что привозили в сельмаг, то и покупали: пальто в клетку, штаны с начёсом, варежки на резинке, неубиваемую цигейковую шапку... Поэтому неудивительно, что сегодня кажется, что в те годы дети и взрослые были одеты так, будто только-только вышли из инкубатора. Зато все были равны, никого это не раздражало и никто никому не завидовал! И уж точно одинаковые пальто не мешали нам жить в счастливом детстве и отрочестве! Фото из открытых источников. В отличие от сегодняшних дней одежду в советские времена (как впрочем и в царской России) носили не один-два сезона, а целыми поколениями: от отца к сыну передавались пальто, ботинки, свитера и платья
Дети в клеточку или серый инкубатор советского детства
Показать еще
  • Класс
Возвращение в деревню моего детства
В сотне километрах от Твери и в семнадцати - от районного центра Бежецка расположена глухая, ничем не примечательная и всеми (в том числе, по-видимому, и Богом) забытая деревенька Буяново. Хотя, почему непримечательная? Здесь появился на свет шестьдесят восемь лет назад автор этой публикации, все эти годы вынашивавший мысль о возвращении в родные пенаты с единственной целью - взглянуть, как поживает сегодня деревня его детства… Такой случай предоставился недавно моим сёстрам, охотно поделившимся своими впечатлениями о посещении современного Буянова. От некогда крепкой советской деревни, схоронившейся на берегу реки Мологи среди девственных лесов и заливных лугов, мало что осталось. Чудом сохранившиеся десяток домов довоенной постройки да приезжая московская семья - вот и всё её нынешнее наследие. Проходящая поблизости речка Сосница (является притоком Мологи), в прозрачных водах которой так любила плескаться местная детвора, заросла и превратилась в жалкий ручеёк, возрождающийся лиш
Возвращение в деревню моего детства
Показать еще
  • Класс
Волокуша в жизни советской деревни
Кое-то сегодня помнит о любопытном приспособлении с ласкающим слух названием, которое в советское время деревенский люд использовал при оборудовании скирд и вывоза сена с полей. Речь о волокуше (или тащилке), которая была так прозвана из-за конструкции и использования одного из древнейших способов перевозки – волоком. Это простейшее средство состояло из длинных жердей (как правило, в два раза длиннее обычных оглобель), которые тонким концом крепились к хомуту, а другим волочились по земле наподобие санных полозьев. Для удобства перевозки чего-нибудь иного помимо сена или соломы (зерно, картофель, мука и т.п.) на конце располагали одну или две поперечные доски, образующие небольшую площадку, или же просто клали сучья и ветви. Иногда на жердях устанавливали берестяной или плетёный из ветвей кузов, куда помещали кладь. В жерди, как в оглобли, впрягали вьючное животное (в их качестве могли выступать лошади, быки или даже собаки). Такие сани-волокуши, которые не проваливались, были неза
Волокуша в жизни советской деревни
Показать еще
  • Класс
В ожидании «ледникового периода»?
Непредсказуемые синоптики прогнозируют нам аномально холодную зиму. Правда, понятие «аномальные морозы» у большинство людей сегодня ассоциируется с показаниями термометра где-то в районе -25°C, к которым лица преклонного возраста относятся с усмешкой. И тому есть причина: им довелось пережить и не такие холода! Память сразу переносит «деревенского деда» в приснопамятную зиму 1978-1979 годов, когда центральные районы европейской части СССР пережили аж три серьёзные волны холода: первая пришлась на середину декабря 1978 года, вторая отметилась в конце декабря - начале января 1979 года, и третья - в середине февраля 1979 года. Особенно мощный арктический антициклон накрыл страну в канун Нового года. Вот тогда-то многим соотечественникам впервые довелось прочувствовать на себе всю мощь нашего советского дедушки Мороза! Причём перепады оказались резкими и стремительными: так, если ещё 15 декабря столбик термометра в Москве показывал плюсовую температуру, то уже через пару дней она опустил
В ожидании «ледникового периода»?
Показать еще
  • Класс
Вот такой он был - общественный транспорт в советской деревне!
Недавно "деревенскому деду" попались на глаза вот эти поэтические строки: В кузове машины бортовой Везут элиту женского сословья Под песни Родины святой С полей колхозного подворья... И тотчас нахлынули воспоминания из деревенской жизни в 1950-1970-ых... Тогда в порядке вещей имела место практика передвижения местного люда на специально оборудованных грузовиках (в основном это были ГАЗ-51 и ГАЗ-52): те были с лестницей, лавками, нарощенными бортами - в общем, всё, как полагается. Причём перевозили народ в таком необычном для сегодняшнего времени формате не только на работу (в поле и на ферму), но и между населёнными пунктами. Даже до райцентра так добирались. По сути, колхозные грузовики выполняли роль общественного транспорта. А куда деваться, если автобусы в сёлах тогда были большой редкостью! Собственно говоря, экономически они колхозам-совхозам были невыгодными: если и приобретался таковой - то один на несколько хозяйств. И берегли его, как зеницу ока... В отличие от автобуса, п
Вот такой он был - общественный транспорт в советской деревне!
Показать еще
  • Класс
А дело-то оказывается было в Кленкове!
Недавно в своём интернет-блоге «Зри в корень: твоя родословная» моя дочь Татьяна (она профессионально занимается генеалогией) разместила публикацию, которая может показаться любопытной для многих читателей и подписчиков. Поэтому воспроизведу её с небольшими сокращениями... Очень люблю фильм «Дело было в Пенькове», поставленный в 1957 году режиссёром Станиславом Ростоцким по одноимённой повести Сергея Антонова. Кинокартина прекрасна во всём: сюжет, игра актёров, режиссёрская и операторская работа, музыка… Повесть вышла всего годом ранее и тоже по-своему интересна, хоть и не получила такой славы, как фильм. В основе сюжета - мелодрама в стиле классического «любовного треугольника», развернувшаяся в колхозной деревне 1950-х годов. В пеньковский колхоз по распределению после института приезжает молодой зоотехник Тоня Глечикова (её роль исполнила Майя Менглет) и жизнь в деревне меняется. Тракторист Матвей Морозов (в исполнении великолепного Вячеслава Тихонова) тянется к Тоне, что вызывает
А дело-то оказывается было в Кленкове!
Показать еще
  • Класс
Традиции деревенской свадьбы: «закидываем зайца»
Свадебное торжество у деревенских жителей всегда было в чести, а сопровождающие его многочисленные ритуалы и традиции делали мероприятие оригинальным. Некоторые со временем теряли свой первоначальный смысл и превращались в забавное представление, но именно этим свадьба порой и запоминалась. Одним из таких неизменных ритуалов являлось «закидывание молодым зайца» или «продажа дороги» - это когда новобрачным перегораживали дорогу и требовали выкуп за проезд. Считалось, что преодоление такой преграды символизирует готовность супруга отстаивать свою жену любыми способами. Почему именно заяц? По поверьям и приметам, хвост и голова зайца у некоторых славян являлись своеобразным оберегом от злых духов, поэтому фигурку этого животного подружки невесты традиционно подносили жениху, прося взамен денег. Считалось, что если этот зверёк перебежал дорогу, то лучше вернуться домой - удачи не будет ни в делах, ни в охоте; но чтобы удача сопутствовала в жизни, надлежало откупиться, дабы откуп привлёк
Традиции деревенской свадьбы: «закидываем зайца»
Показать еще
  • Класс
Показать ещё