Фильтр
Новая Алиса в стране чудес: зачем испортили песни Высоцкого? Сатира Кэрролла и советская реальность, философия времени и современная физика
Сказка Льюиса Кэрролла "Алиса в стране чудес" - глубокое философское произведение, посвященное абсурду как важной составляющей формирования смыслов. Всемирно известная история настолько многослойна, что, как всякое гениальное произведение, требует вечного возвращения к ней и переосмысления. Однако не всякая интерпретация достойна оригинала. Например, Тим Бёртон, будучи большим оригиналом со своим уникальным художественным видением и устоявшимся сюрреалистическим стилем (не говоря уже о том, что он сам чудаковатый англичанин), в 2010 и 2016 гг. снял замечательные вариации на тему Алисы, отлично передав дух Кэрролла. Бертон создал своего рода постмодернистскую деконструкцию сказки, акцентируя внимание на психоаналитической составляющей - процессе индивидуации уже взрослой Алисы. В советское время были созданы не менее талантливые анимационные шедевры - мультфильмы-экранизации Алисы в стране чудес (1981) и Алисы в Зазеркалье (1982), великолепно воспроизводящие атмосферу Англии, юмор и за
Новая Алиса в стране чудес: зачем испортили песни Высоцкого? Сатира Кэрролла и советская реальность, философия времени и современная физика
Показать еще
  • Класс
Идеальное тело versus реальное: тенденции современной эстетики в скульптуре
Со времен античности в визуальной культуре развивались две тенденции в изображении тел: идеализация и стремление к натурализму. Первую тенденцию активно поддерживали греки, а до них египтяне, что объяснялось идеологическими причинами: изображаемые тела обычно принадлежали богам или правителям, имеющим божественное происхождение, поэтому логично было представлять их совершенными. Идеальное или каноническое тело рассчитывалось математически, хотя и выглядело похожим на природное человеческое. Вторая тенденция веризма (от слова veritas - истина) возникла из желания зафиксировать индивидуальные черты конкретного человека, поэтому в основном служила погребальному культу. Для точности передачи черт использовались восковые маски - технология, заменяющая фотографию в древние времена. Этруски, например, создавали надгробия, точно отражающие образы умерших со всеми естественными дефектами, признаками старости или болезней. В древнеримской скульптуре синтезировались два подхода, но в портретах ча
Идеальное тело versus реальное: тенденции современной эстетики в скульптуре
Показать еще
  • Класс
Картина-перевертыш с загадкой: почему Харон в отражении молод и прекрасен? Гермес или Танатос, демон или ангел, отчаяние или надежда?
На этой картине современной художницы Пандоры Янг (ее работы можно посмотреть здесь https://pandorayoung.com/) изображен Харон в виде смерти с косой, перевозящий девушку в мир мертвых, но в зеркальном отражении вод Стикса видны противоположные образы - она скелет, а он - юный прекрасный бог. Если перевернуть холст, можно увидеть совсем другую картину. Скелет очевидно олицетворяет мертвую пассажирку, но кем же может быть этот молодой красавец? Может быть, это Харон в юности или это мечты старика о молодости и красоте? Демон он или ангел, дарующий отчаянье или надежду? Начнем с того, что Харон - это древний бог, родился он от Эреба (вечного мрака) и его сестры Нюкты (темноты ночи). Харон - абсолютно хтоническое существо, как и все первые боги, появившиеся до олимпийцев, символизирующие стихии или силы природы. В представлении греков и римлян Харон выглядел как старик в лохмотьях именно потому, что он был древнее всех - практически родственник Хаоса. Следовательно, он сам не может иметь л
Картина-перевертыш с загадкой: почему Харон в отражении молод и прекрасен? Гермес или Танатос, демон или ангел, отчаяние или надежда?
Показать еще
  • Класс
Великая Уроборическая Мать на сюрреалистических картинах Раймона Дуайе versus Мать сыра земля
Художник родился во Франции в 1947 г., его творческая деятельность приходится на вторую половину 20 века. Как мы можем заметить невооруженным глазом, в своем сюрреалистическом творчестве он возрождает дух Босха, Дюрера, Сальвадора Дали и Рене Магритта. Иероним Босх в 16 веке интуитивно пришел к методу, соединяющему каноническую средневековую символику с ренессансным смелым толкованием образов и личной фантазией. Сальвадор Дали и все сюрреалистическое движение в 20 веке открыло метод документального воспроизведения сновидений и галлюцинаций, описывая свои художественные практики в манифестах, основанных на психоанализе. Раймон Дуайе становится наследником и продолжателем живописной традиции, визуализирующей бессознательное. Самая знаменитая его картина "Скоротечный цикл жизни" буквально демонстрирует путь человека от рождения до смерти с последующим перерождением в другом мире. Главным образом его произведения становится мать, находящаяся в начале и конце жизненного пути, которую психоа
Великая Уроборическая Мать на сюрреалистических картинах Раймона Дуайе versus Мать сыра земля
Показать еще
  • Класс
Саломея: может ли прекрасное быть безобразным?
Саломея - образ противоречивый, она одновременно прекрасна и соблазнительна, но коварна и опасна. Может ли зло быть прекрасным или прекрасное злым? Согласно евангелиям Саломея по просьбе своего отчима Ирода Антипы танцевала танец семи покрывал (практически стриптиз) на праздновании его дня рождения, за что попросила в награду голову Иоанна Крестителя, но не сама! По одной из версий на это надоумила ее мать Иродиада, жившая во грехе с братом своего первого мужа и ненавидевшая святого пророка, проповедовавшего о приходе Христа и порицавшего ее блуд. Поэтому в большей степени вина лежит на Иродиаде, которая использовала Саломею в качестве орудия мести. Ирод любил Иоанна по версии Марка, но дал обещание исполнить любое желание Саломеи и подобно Пилату "умыл руки". Голову принесли на блюде, что стало популярным сюжетом в живописи. Для христианской традиции Саломея и Иродиада - абсолютно отрицательные героини, сливающиеся воедино и олицетворяющие похоть или плотский соблазн, а главный смысл
Саломея: может ли прекрасное быть безобразным?
Показать еще
  • Класс
Невероятная гибридная сценография: что важнее - форма или содержание?
В XXI веке развернулся новый этап развития театральной сценографии, связанный с активным внедрением многомерных и поистине безграничных по своему потенциалу визуальных технологий. Современные театральные художники получили возможность создавать масштабные цифровые полотна, работать с цветом, светом и фактурой на недоступном ранее уровне, комбинировать статичные и движущиеся объекты любой сложности, создавать реальные природные и метеорологические условия на сцене, что открывает безграничные горизонты для сценографического творчества. Главной тенденцией сегодня становится гибридизация совершенно, казалось бы, разнородных элементов цифровой и натуралистической эстетики, что создает потрясающие зрелищные эффекты, но не всегда находится в балансе с содержанием и передачей смыслов. Такое парадоксальное сочетание элементов вполне естественно воспринимается зрителем, поскольку способ бытия в современных условиях медиасреды - это опыт смешанной реальности на границе виртуального и экзистенциал
Невероятная гибридная сценография: что важнее - форма или содержание?
Показать еще
  • Класс
Мое новое развлечение: нейросеть рисует философов в модных образах
Дорогие подписчики Дзена! Я уже неделю веду ТГ канал «ИФ: Искусство и философия»! Добро пожаловать, подписывайтесь! Он отличается по структуре и содержанию, в большей степени ориентирован на студентов и аспирантов, чтобы помочь им разобраться в сложных хитросплетениях философии, искусства, эстетики и культурологии, но и в целом на широкую аудиторию в целях популяризации гуманитарной науки и особенно философии! Могу сказать, что он дает больше возможностей для интерактива. В Дзене удобнее публиковать большие серьезные статьи, а в ТГ короткие сообщения, цитаты и прочее. Там можно устраивать опросники и голосования, получать моментальные реакции и комментарии. Например, какой Аристотель вам больше нравится - хипстер или а ля Пикассо? Для оформления я использую бесплатную нейросеть Кандинский в приложении MAX и генерирую картинки по темам, это очень удобно и быстро. Например, можно играть с образами философов, что я и делаю, придумывая им разные модные наряды. Гераклита я представила себ
Мое новое развлечение: нейросеть рисует философов в модных образах
Показать еще
  • Класс
Женская и мужская логика: миф или реальность? Абсурд - состояние нашей эпохи
В массовой культуре давно сложился стереотип о том, что существует "женская" и "мужская" логика. Сразу хочу развенчать этот миф, поскольку логика в принципе беспола. Логическое мышление априорно для человеческого разума, то есть является врожденной способностью, основанной на причинно-следственной категории рассудка, как минимум. Другое дело: как и любую способность ее необходимо развивать. Если рассуждать логически, то логику следует противопоставить абсурду или иррационализму, что тоже свойственно человеческому мышлению. В этом и прелесть диалектики - вместе эти противоположности составляют единое целое, которое в полноте своей составляет гармонию. В культурологическом контексте Логос традиционно противопоставляется Мифосу, то есть рациональное научное мышление противоположно конкретно-чувственному и интуитивному. Аристотель - первый философ, написавший трактат "Логика" и заложивший основание для ее развития, придумал первичную логическую формулу - так называемый простой категорическ
Женская и мужская логика: миф или реальность? Абсурд - состояние нашей эпохи
Показать еще
  • Класс
Рок-культура - возрождение эстетики романтизма или Оззи Осборн - самый смешной "князь тьмы"
Я очень люблю рок-музыку, предпочитаю потяжелее, поэтому уход в мир иной в июле 2025 года одного из кумиров моей юности Оззи Осборна потряс меня до глубины души, посвящаю эту статью его памяти. Пишу эту заметку с точки зрения культуролога, знающего, что теме рок-культуры посвящено множество научных работ, например, мой приятель Сергей Дюкин, с которым мы учились вместе в аспирантуре на стыке тысячелетий, недавно защитил очень интересную докторскую диссертацию на тему "Рок в современной культуре: опыт антропологического анализа" (можно почитать здесь). Я не претендую на фундаментальный анализ, скорее, хочу поделиться своими размышлениями по поводу некоторых аспектов формирования рок-культуры и в частности heavy metal, хотя самому Оззи это название совсем не нравилось. Романтизм, возникший как эстетическое направление в европейской культуре в 18 веке, выдвигал принципы возвращения к естественности в разных ее проявлениях: от близости к природе и возвращения к доиндустриальному аграрном
Рок-культура - возрождение эстетики романтизма или Оззи Осборн - самый смешной "князь тьмы"
Показать еще
  • Класс
Показать ещё